Йоаким Велин из Университета Гётеборга опубликовал в сети фундаментальное исследование, посвященное каменным кораблям – особому типу мегалитических погребальных памятников, распространённых в Скандинавии в эпоху поздней бронзы (1100-500 гг. до н.э.). Такие корабли выполняли не только ритуальные и погребальные функции, но и были местом встречи для крестьян одного региона. Поводами для встреч могли служить празднования солнцестояний, и многие из таких кораблей имели археоастрономическую ориентацию на эти даты. Как отмечает автор, в пользу этого свидетельствует отсутствие скелетов в некоторых из раскопанных каменных кораблей. Реконструкция расположения каменных кораблей на древнем ландшафте показала, что они располагались преимущественно на берегах водоемов, часто на островах (например, много их на острове Готланд) и могли служить и торговым целям, потому что в позднем бронзовом веке Южная Скандинавия находилась в сильной зависимости от импорта металла из Германии и Франции. Археологи фиксировали значительный приток бронзы в указанный период, но не могли найти места, в которых совершались торговля и обмен. Это было тем более удивительно, ведь торги викингского времени были широко известны.
Ландшафтные исследования позволили обнаружить места высадки кораблей и места встреч общины, но вокруг каменных кораблей крайне редки следы временной торговой стоянки (эмпории), что позволяет говорить о том, что каменные корабли не утратили своего культового и погребального значения. К тому же метафизическое присутствие умерших предков должно было придавать древним скандинавам уверенность в том, что торг будет справедливым. Отметим, что каменные корабли в значительной мере повторяли настоящие, подчеркивая те или иные особенности кораблестроительной техники поздней бронзы, что свидетельствует о значительной пространственной мобильности населения Южной Скандинавии того времени.
Всего на данный момент известно более тысячи каменных кораблей, самыми известными из которых являются Ale's Stenar, Altes Lager Menzlin, Gettlinge, Hulterstad, Jelling и Lindholm Høje. Возводили их в течении длительного периода с 1000 г. до н.э. до 1000 г.н.э., и длительность их использования свидетельствует об этнической однородности местного населения. Опубликованное в прошлом году новое археоастрономическое исследование Ale’s Stenar (середина I тыс. н.э.) подтвердило возможность использования его для визирования восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний, а также в качестве астрономического календаря. Вместе с тем спорный образец угля, датированный Мартой Стрёмберг серединой IV тыс. до н.э., похоже, связан с дольменным погребением того же времени, обнаруженным близ Ale’s Stenar. В народных легендах памятник называют гробницей легендарного короля Але или конунга Олава Трюггвассона.
Каменный корабль как погребальный памятник представляет собой соединение двух мифоритуальных элементов: погребальной ладьи и каменной гробницы. Каждый из этих элементов достаточно широко представлен на мегалитическом ареале. Погребальная ладья известна в Скандинавии, Средиземноморье, на Северном Кавказе и Египте. Присутствует она и в ритуале друидического посвящения неофита. Но единственная прямая аналогия каменным кораблям Скандинавии – каменные корабли набета – находится на Балеарских островах. Их возникновение датируется примерно 1200 г. до н.э. Несмотря на хронологическое соседство, балтийские каменные корабли конструктивно отличаются от западно-средиземноморских.