20 мая 2024, понедельник, 21:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 апреля 2013, 16:52

Азартные игроки - жертвы приобретенных в процессе эволюции способностей

Игра в кости. Фреска из Помпей
Игра в кости. Фреска из Помпей
Wikimedia Commons

Ученые из университетов Канады и Великобритании в ходе психологического эксперимента исследовали поведение игроков во время азартных  игр. Их исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Человеку свойственно стремление взять под контроль то, что происходит вокруг – и оно проявляется даже в сферах, неподвластных человеческому контролю. Например, в азартных играх, где исход зависит только от случая. Замечено, что игроки в кости бросают кости сильнее, если хотят, чтобы выпало большее число, и наоборот. Если вы подбрасываете монету пять раз и каждый раз выпадает решка, может возникнуть чувство, что уж на шестой, скорее всего, выпадет «орел», но на самом деле вероятность по-прежнему 50 на 50, она не зависит от предыдущих исходов. Это распространенное заблуждение получило название «ошибка игрока» (gambler’s fallacy, или Monte Carlo fallacy).

Также замечено, что время реакции становится больше, если стимул повторяется в том же положении, что и предыдущий – действует механизм «торможения повтора» (Inhibition of return). В качестве иллюстрации часто приводят сбор яблок: поскольку вероятность обнаружить новое яблоко в том же месте дерева, что и только что сорванное, равна нулю, естественно перейти к новому дереву, когда с предыдущего сорвали все яблоки (а вдруг, увидев яблоко на обобранном дочиста дереве, человек удивится).

Проведенный эксперимент показал, что между явлениями, описанными выше, есть связь. В ходе исследования перед испытуемыми в случайном порядке зажигались две лампочки, и предлагалось делать ставки, какая из лампочек зажжется следующей. Испытуемые дольше думали над ставкой, если загоралась та же лампочка, что и в прошлый раз. Для каждого участника эксперимента посчитали индекс «торможения повтора», то есть насколько медленней становится его реакция при повторении сигнала (если загорается та же лампочка). Оказалось, что чем выше индекс «торможения повтора» у испытуемого, тем чаще он ставил на вторую лампочку, если до того поставил на первую и выиграл.

В процессе эволюции у человека выработалась способность прогнозировать будущее на основе своего прошлого опыта. Предполагают, что в отношении событий со случайным исходом (вроде азартных игр) действует тот же механизм, хотя он и не приводит к успеху. Возможно, нахождение психофизиологического механизма, отвечающего за ошибку игрока, позволит лучше бороться с игровой зависимостью и подобными явлениями.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.