20 мая 2024, понедельник, 22:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Во Вселенной обнаружился гигантский излишек антинейтрино

Внутренная поверхность одного их трех детекторов антинейтрино в составе проекта Daya Bay (Многонациональный эксперимент по изучению осцилляций нейтрино, проводящийся в Китае)
Roy Kaltschmidt/Lawrence Berkeley National Laboratory

Изучая распределение реликтового излучения, германские физики пришли к выводу, что во Вселенной наблюдается гигантский излишек антинейтрино. Сможет ли этот излишек объяснить подавляющее численное превосходство материи над антиматерией, исследователи – Доминик Шварц и Майк Штуке из Университета Билефельда, опубликовавшие сообщение о своем открытии в последнем номере журнала New Journal of Physics, - сказать пока не в состоянии, потому что, по их словам, разработка новой идеи только начинается.

До сих пор физики были хорошо осведомлены о существующей в мире барионной асимметрии. Барионы – частицы, состоящие из трех кварков, в список которых входят нейтроны и протоны – по все еще непонятной причине представлены во Вселенной в основном частицами, а не их античастицами, хотя во время Большого Взрыва их должно было быть поровну. До настоящего времени никто особенно не задумывался о том, что в этом смысле происходит с лептонами – частицами с полуцелым спином, которые вместе с кварками составляют семейство фундаментальных фермионов; предполагалось и даже утверждалось, что в мире этих частиц, куда входят и нейтрино, асимметрии не существует вообще. Вдобавок, лептонную асимметрию было намного трудней проверить, чем барионную, в частности, потому, что многие из них обладают очень малой энергией и с большим трудом поддаются детектированию.

Мы живем в мире, где количество антинейтрино намного превышает количество нейтрино.

Шварц и Штуке придумали элегантный косвенный метод определения числа лептонов во Вселенной, по крайней мере, в юной Вселенной. Тогда, напомнили они, лептоны играли серьезную роль, влияя на нуклеосинтез (процесс образования атомных ядер, начавшийся спустя мгновения после Большого Взрыва), а также на возникновение свечения – так называемого реликтового излучения, - случившегося, когда Вселенной исполнилось 400 тысяч лет. В частности, в последнем случае лептоны должны были влиять на образование гелия в ранней Вселенной.

Германская группа, изучив новые данные о реликтовом излучении, полученные сразу с трех телескопов, космических и наземных, и сравнив их с другими данными, уже имевшимися ранее, пришла к выводу, что мы живем в мире, где количество антинейтрино намного превышает количество нейтрино. И численно этот лептонный «анти»-излишек на несколько порядков превосходит барионный перекос в сторону нормального вещества против анти.

А поскольку лептонов во Вселенной вообще намного больше, чем барионов, то получается, что мы живем в мире антилептонов. Что это означает, никто пока не знает. Теоретически избыток антинейтрино может привести вообще к ускоренному расширению Вселенной и тем самым заменить собой Большой Взрыв, сегодня принимаемый за абсолютную данность, но так далеко теоретические парадигмы германской пары не распространяются – Шульц и Штуке полагают, что их открытие лишь дополняет картину мира, но не изменяет ее.