Биологи Стенфордского университета изучили влияние христианизации индейцев Южной Америки на их пищевое поведение. Хосе Фрагосо и Джеффри Лузар провели несколько лет, изучая пищевые табу представителей народов макуши и вапишана, живущих в Гайане. Они опросили почти 10 тысяч человек, интересуясь их пищевыми табу. В регионе работают миссионеры различных христианских церквей: евангельских христиан, адвентистов, католиков, англикан. Выяснялись также пищевые правила, преписываемые традиционными шаманами этих народов. Опрошенные индейцы относились к разным конфессиям. Результаты исследования были опубликованы в журнале Human Ecology.
Традиционно макуши и вапишана считали, что, съев мясо тапира, они подвергаются опасности из-за связи этого животного со злыми духами. Однако на тапиров всё равно охотились, так как считали, что шаманы смогут устранить опасность их мяса.
Там же, где после христианизации авторитет шаманов падает, индейцы не решаются есть тапиров, так как представление об опасности этого животного сохраняется, а культурный механизм ее устранения разрушен.
«Можно устранить шаманов, но система духовных верований сохраняется на протяжении многих поколений», – отмечает Хосе Фрагосо.
Наиболее благоприятна для тапира ситуация у адвентистов. Они строго соблюдают ветхозаветные пищевые запреты, в частности, запрет есть свинину. При этом в категорию свинины включают не только мясо южноафриканской свиньи пекари, но и мясо тапира.
Таким образом христианизация индейцев в бассейне Амазонки положительно сказывается на численности нескольких видов, которых Красная книга МСОП относит к числу уязвимых. Среди них равнинный тапир, красноногая черепаха и два вида оленей.
Однако с падением авторитета шаманов и отказом от традиционных верований связано и отрицательное влияние на численность некоторых животных. Дело в том, что после перехода в христианство индейские охотники начинают использовать для охоты те территории, которые ранее считались священными и поэтому служили своеобразными резерватами для животных. Также индейцы-христиане перестают соблюдать и календарные табу на охоту на определенных животных.