Скорее интуитивный тезис о том, что Facebook лишает пользователей "privacy", получил научное подтверждение: исследователи из Кембриджского центра психометрии и их коллеги из Microsoft занялись изучением данных, которые пользователи добровольно оставляют о себе в соцсетях.
Эксперты собрали общедоступную информацию об одних только "лайках" на Facebook у 58 тыс. пользователей, а потом определяли психотип всех этих людей. Этническая принадлежность была угадана программой, разработанной исследователями, в 95% случаев, их политические взгляды - в 85%, религиозные убеждения - в 82%.
Но все это, конечно, мелочи, поскольку эти данные в демократических странах вроде бы мало кого интересуют. Куда интереснее то, что разработанный в Кембридже метод позволял выявить проблемы с алкоголем и наркотиками у 73% человек, а их семейный статус (это может интересовать мошенников, террористов и бандитов) определяется с вероятностью 63%.
Интереснее всего то, что речь идет не об анализе очевидных "лайков". Разработанная методика позволяет определять характер и взгляды пользователей по косвенным, неочевидным признакам. Система умеет правильно определять семантический контекст лайка, обрабатывая большие объемы менее информативных, но более популярных лайков. Скажем, в зависимости от того, какие вы "лайкаете" новости, посты друзей или фотографии с котиками, можно определить, за кого вы будете голосовать на выборах и часто ли покупаете выпивку.
Суть метода, позволяющего узнать об активном пользователей соцсетей почти все, описана в статье журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. В ней, кстати, сообщается еще и то, что пользователи с высоким IQ испытывают непонятную тягу к картошке фри, которая зажарена в виде спиралей. А вот тех, кто совсем недавно бросил курить, особенно сильно интересуют фотографии и изображения пауков. Подобных неочевидных зависимостей можно найти тысячи. И это будет гораздо эффективнее традиционных психологических тестов и многих социологических экспериментов.