Недавно отпраздновавший свою пятилетнюю годовщину проект ИТЭР постепенно двигается от обсуждения к реальному производству, от тестирования прототипов - к полноценным элементам конструкции.
Одна из первых систем, которая должна быть реализована в соответствие с планом производства, – сверхпроводящие обмотки для системы удержания плазмы. ИТЭР относится к установкам с магнитным принципом удержания, при котором плазменный шнур тороидальной формы удерживается электромагнитным полем определенной конфигурации. Конфигурация поля, в свою очередь, создается системой сверхпроводящих обмоток - тороидальных (продольное поле) и полоидальных (поперечное поле). Данный элемент конструкции является ключевым и достаточно критичным. Россия занимает в мире лидирующие позиции в области изготовления сверхпроводников. Это подтверждается не только доверием международного агентства ИТЭР, но и признанием международного сообщества специалистов по сверхпроводникам.
Сверхпроводник для обмотки тороидального поля был протестирован на установке SULTAN в Centre de Recherches en Physique des Plasmas- Ecole Polytechnique Fédérale de Lausanne (CRPP-EPFL) во Франции в конце сентября – начале октября. На данный момент это уже четвертый российский образец, подвергшийся тестам, но первый, чья длина соответствует реальной обмотке тороидального поля (которая будет использоваться в дальнейшем на установке).
Результаты, полученные для данного образца TFRF4 (Toroidal Field Russian Federation #4), показали схожие с последними двумя образцами TFRF2, TFRF3 данные, демонстрирующие достаточно хорошую стабильность проводника в процессе циклической электромагнитной нагрузки, а также высокую устойчивость при разогреве и остывании.
Успешное тестирование данного образца сверхпроводника является важной вехой на пути проекта, поскольку завершает пред-производственную фазу для электромагнитной системы установки. Что, по сути, означает возможность передачи готовых сверхпроводников производителям обмоток, - для изготовления готового узла для установки ИТЭР.
По материалам ITER Project Newsline #241