В песнях соловьев выявлен “принцип контрастности” соседствующих фраз - чередование коротких высокочастотных нот с продолжительными низкочастотными. О комбинации звуков в соловьиных песнях в частности и коммуникации в царстве животных в целом пишет биолог Е.В. Панов.
Находясь в полевых условиях, ученые записали и расшифровали 240 последовательных вариантов соловьиных песен, из которых только 11 повторялись. Когда были подсчитаны песни, совпадающие по количеству нот в той или иной фразе, то число оригинальных вариантов свелось к 122, большинство из этих вариантов было спето несколько раза, но некоторые повторялись от 8 до 11 раз. Соловьи не только импровизируют, но и возвращаются к уже готовым “апробированным вариантам”, немного разнообразив их звучание, например, меняя число нот в фразе или добавляя фразу к спетому варианту.
Оказывается, соловьи способны с абсолютной точностью воспроизвести десятки песенных вариантов, включающие в себя до 15 и более исходных нот 5-6 разных типов. Соловей держит в памяти и может повторить целые группы сложнейших вокальных конструкций. И это не просто механическое запоминание, поскольку при повторении соловьи группируют свои песни и меняют их местами.
Источник: Знаки Символы Языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. — 504 с.