20 мая 2024, понедельник, 22:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Фрески из францисканского монастыря

Фреска с изображением Иисуса в церкви Санта-Кроче
Фреска с изображением Иисуса в церкви Санта-Кроче
Fondazione Cassa di Risparmio di Rimini

Ряд фресок, скрытых на протяжении веков, был обнаружен в монастырской церкви Санта-Кроче в деревне Веруккьо на вершине холма, недалеко от города Римини на северо-востоке Италии. Хотя исследования еще продожаются, но эксперты полагают, что фрески были созданы около 1330 года художником школы Джотто Пьетро да Римини.

Фрески были обнаружены летом 2021 года совершенно случайно братом Федерико Роварином, который ремонтировал электропроводку на деревянных хорах церкви. Заглянув в щель, он видел нечто, что показалось ему замурованным окном. Тогда он опустил мобильный телефон с камерой и фонариком в щель между деревянной и каменной стеной. Подключив второй телефон к первому, он в прямом эфире наблюдал, как камера запечатлела прекрасную фреску с изображением мертвого Иисуса Христа, написанную в заостренной нише.

Команда монахов, архитекторов, искусствоведов, реставраторов и региональных представителей охраны памятников разработала план исследования фрески, чтобы не повредить ее хрупкую поверхность. В мае этого года деревянные хоры был аккуратно разобраны, и остатки фресок обнаружились за пределами ниши и на прилегающей стене. По словам искусствоведа Алессандро Джованарди, изображенная сцена «следует традиционной схеме, которая возникла на Востоке на переходном этапе между XI и XII веками и несколько раз переосмысливалась мастерами XIV века из Римини, Болоньи и Венеции». Каноническая схема включает поясное изображение мертвого Христа, стоящего в гробу с закрытыми глазами и со сложенными руками и следами ран от гвоздей на них на монохромном или позолоченном фоне.

В Византии этот вариант иконографии получил название «Высшее Умаление» (Άκρα Ταπείνωσις), что содержит отсылку к библейской цитате: «В уничижении Его суд Его совершился». Другое его название «Царь Славы» (Βασιλεύς τῆς δόξης), которое должно напоминать, что это израненное и убитое тело принадлежит бессмертному Сыну Божьему. На Руси эта композиция известна под названиями «Спас Уныние», «Смирение нашего Господа» или «Не рыдай мене, мати». В Византии и на Руси существовала традиция, по которой эти иконы выставлялись на аналое храма для поклонения в конце Страстной недели. В дальнейшем «Высшее Умаление» оказало значительное влияние на христианское искусство Западной Европы, где на основе этого иконописного сюжета сложился тип изображений, известный как «Муж скорбей» (Vir dolorum).

«Эта удивительная находка, — говорит Алессандро Джованарди, — знаменует беспрецедентный путь открытий в живописи Римини XIV века и, вероятно, представляет нам уникальный эпизод в истории и духовности францисканцев. Древний храм Санта-Кроче сегодня может заявить о себе как один из наиболее важных центров художественной, литургической и богословской культуры XIII-XIV веков в Романье и всей Италии».

Когда хоры были сняты, фрески оказались в плохом состоянии. Штукатурка отслоилась от стены, и картины находились под угрозой обрушения. В период с мая по сентябрь реставраторы быстро работали над тем, чтобы стабилизировать изображения, сохраняя их вне поля зрения молящихся за белой деревянной стеной. Консервация продолжается до сих пор.

Хотя пока были обнаружены только оригинальные фрески на нижней стене, изначально они покрывали всю апсиду. Возможно, они все еще там, скрытые за белой штукатуркой, нанесенной в XIX веке. Открытие также выявило важные элементы первоначальной архитектуры храма, на основе которых археологи надеются определить оригинальную конфигурацию церкви францисканского монастыря до того, как она была значительно перестроена.

Францисканский монастырь в Веруккьо, основанный в 1215 году, старейший в регионе Эмилия-Романья. Он известен тем, что принимал у себя самого основателя ордена, святого Франциска Ассизского. Легенда гласит, что Франциск воткнул свой посох в землю монастыря, и тот чудесным образом превратился в кипарис, который стоит до сих пор, пережив грабежи армии Наполеона, нацистских оккупантов, которые использовали его для дров, и один особенно сильный ураган, сломавший верхушку дерева на высоте 9 метров.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.