15 апреля 2024, понедельник, 18:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

11 октября 2023, 07:00

Священномученик Николай Кулаков

Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Николай Кулаков — сын крестьянина из города Вельске Вологодской губернии. По окончании вельского двухклассного городского училища служил помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем писарем.

В 1912 году (ему было 34 года) рукоположен во священника епископом Вельским Антонием (Быстровым), определен к одному из вологодских храмов.

В 1913 году переведен в храм Митрофановского подворья в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности секретаря архиепископа Вологодского Никона (Рождественского), члена Государственного совета и Святейшего синода, жившего постоянно в Санкт-Петербурге. На подворье отец Николай служил до его закрытия во время гонений; затем перешел во Владимирский собор, а после его закрытия, с 1932 года стал служить в Покровской церкви на Боровой улице.

22 декабря 1933 года арестован. Тогда же в городе были арестованы многие священнослужители и миряне. В обвинительном заключении сотрудники ОГПУ написали: «В декабре 1933 года секретно-политическим отделом ОГПУ оперативно ликвидирована ленинградская церковно-монархическая организация непосредственно руководимая закордонным белоэмигрантским церковно-политическим центром. Ставя своей конечной целью активное содействие иностранной интервенции для свержения советской власти, организация вела интенсивную контрреволюционную деятельность, заключавшуюся:

В регулярной связи с белоэмигрантским церковно-политическим центром, возглавляемым митрополитом Евлогием, в получении от него общего направления, конкретных руководящих указаний, литературы и денежных субсидий;

В подготовке террористического акта против тов. Сталина;

В систематической антисоветской пропаганде и агитации, проводимой как с церковного амвона, так и путем массового распространения контрреволюционной литературы, авторами которой были отдельные руководящие члены организации;

В создании подпольных „катакомбных“ церквей, являвшихся местом концентрации наиболее озлобленного антисоветского элемента и служивших своеобразной демонстрацией протеста против политики советской власти;

В руководящий состав организации входили классово, политически и идеологически враждебные пролетарской диктатуре элементы — бывшие профессора духовных академий, служители культа, бывшие офицеры, бывшая аристократия и буржуазия.

Контрреволюционная деятельность организации шла в основном под прикрытием церкви, используя ее легальные возможности для сплочения и объединения под видом религиозных формирований людей для контрреволюционных целей.

По делу в качестве обвиняемых привлекается сто семьдесят пять человек».

На допросе отец Николай заявил: «По своим политическим убеждениям я считаю себя монархистом. В вопросах религиозных я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой православной церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг — воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности в соответствии со священными канонами Российской православной церкви. В отношении моем к духовничеству я могу сказать, что этот момент я считаю для себя одним из серьезных. Всякая власть является законной, поскольку на ее стороне сила; в случае прихода белых и свержения советской власти сила очутится на стороне белых, и власть их, как более сильная, будет законной».

25 февраля 1934 года тройкой ОГПУ приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Наказание отбывал Дальлаге НКВД (по другим данным — в Севвостоклаге).

В феврале 1938 года был арестован в лагере, проходил по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.», вместе с другими арестованными фигурантами этого дела был перевезен из лагеря в благовещенскую тюрьму.

На вопрос следователя, существует ли в лагере контрреволюционная группировка, возглавляемая архиепископом Онуфрием и епископом Антонием, в которую входит заключенное в лагере духовенство, он твердо заявил: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел».

17 марта тройкой при УНКВД по Хабаровскому краю был приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 июня 1938 года в городе Благовещенске Амурской области вместе с другими осужденными по этому делу. Погребен в общей безвестной могиле.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.