27 апреля 2024, суббота, 17:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 октября 2023, 18:00

Индийское притяжение. Бизнес в стране возможностей и контрастов

Издательство «Альпина PRO» представляет книгу Евгения Гривы и Павла Селезнева «Индийское притяжение. Бизнес в стране возможностей и контрастов».

Индия с ее быстрорастущей экономикой, доступными трудовыми ресурсами и большим рынком потребления обладает огромным потенциалом для развития бизнеса и партнерских отношений. Но успех обеспечен лишь тем, кто готов изучать и принимать самобытность индийского народа.

Евгений Грива прожил в стране много лет, работая сначала гендиректором дочерней компании СИБУРа в Мумбаи, затем заместителем торгового представителя в Республике Индия. За это время он отточил мастерство кросс-культурного менеджмента и в соавторстве с Павлом Селезневым перенес свой богатый набор знаний об индийской истории, политике, экономике, культуре и спорте в небольшое прикладное пособие для предпринимателей, которое можно прочитать за время перелета из Москвы в Дели. Читатель, планирующий вести бизнес в этой волшебной стране, найдет в книге ответы на самые важные вопросы: какие культурные, религиозные и ментальные особенности нужно учитывать в локальной корпоративной среде, как нанимать и мотивировать местных жителей, а главное — как построить эффективные процессы в условиях, когда никто никуда не торопится.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

Ключевые тенденции текущего периода: Индия начала ХХI века

Ретроспективный взгляд на Индию позволил нам понять, чтó является важным в ее прошлом. Теперь несколько слов о настоящем. Страна достаточно традиционна в плане уклада: индийцы опираются на приобретенный опыт и не склонны к быстрым изменениям. С этой точки зрения лучшим символом Индии будет индийский слон. Слон делает все не спеша, основательно, но когда он начинает движение, то его уже не заставишь свернуть в сторону.

Именно так в наши дни Индия взяла путь на лидерство в масштабе как региона, так и всего мира. Об этом говорит ряд фиксируемых тенденций, и их необходимо учитывать в том числе на микроуровне — при организации работы с персоналом.

Остановлюсь на наиболее важных для нашей темы моментах.

Демография

Индия сейчас — одна из самых молодых наций в мире. Около 350 млн индийцев находятся в возрасте до 35 лет (на 100 млн больше, чем в Китае1). Таким образом, страна располагает гигантским демографическим дивидендом, попросту говоря, имеет целую армию трудоспособного населения. С одной стороны, это требует неотложных действий для обеспечения занятости, с другой — предоставляет огромный потенциал для экономического рывка. Плюс превалирование молодежи пока убирает с повестки дня вопрос о защищенности пенсионеров (а в этом плане Индию никак нельзя назвать социальным государством): о стариках традиционно заботятся их дети.

Образование

Другой позитивный фактор национального прогресса — растущая популярность образования. Это логично: Индия — страна с огромным уровнем бедного населения (напомню — 600 млн индийцев живет на прожиточный минимум), и молодежь рассматривает образование как социальный лифт — путевку в более обеспеченную и достойную жизнь. Это положительный сигнал для бизнеса: чем выше уровень образованности, тем больше на рынке труда компетентных и амбициозных работников.

Экономическая доктрина

Курс кабинета Нарендры Моди явно ориентирован на развитие бизнеса и создание рабочих мест. Подвергаются ревизии идеи Махатмы Ганди и в целом социалистические идеи: государство все больше берет курс на рыночное развитие экономики. При этом оно не уходит с головой в либеральную доктрину: мы видим интересный симбиоз, с одной стороны, рыночной экономики, с другой — крайне жесткой национальной политики. Мне довелось услышать речь Нарендры Моди на экономическом форуме в Ахмадабаде, где присутствовали лидеры передовых экономик и представители крупнейших международных организаций. Выступление премьер- министра оставило неизгладимое впечатление — Моди, безусловно, яркий оратор. Его главная идея — достичь экономического расцвета через рост национального самосознания. Вкратце речь сводилась к следующему: «Мы — самая древняя, самая талантливая, самая сильная нация на Земле. За нами будущее. Мы будем двигателями прогресса. Индия прежде всего для индийцев и роста их благосостояния, но мы открыты и для других. Пусть сюда приходит зарубежный бизнес и приносит технологии. Ему будут созданы все условия для развития, но главная задача — это локализация производства в Индии, передача ей технологий и создание рабочих мест» и т. д. Как видите, в речи Моди либеральная экономическая повестка (ориентация на развитие бизнеса в стране и создание условий для прихода иностранных инвесторов) идет рука об руку с патриотической риторикой, очевидно отвечающей настроениям аудитории: я лично наблюдал, как проникались речью индийцы.

Идеи национального величия действительно находят поддержку в индийском обществе. Слава богу, индийцы не агрессивны и не возьмутся за покорение мира посредством оружия — их национализм дает идеологический толчок росту экономики, работе на благо себя и страны. И одновременно снижает раболепие перед «белым человеком»: хотя, как я уже писал, в этой стране небесполезно сохранять «ореол колонизатора», нужно понимать, что это уже не те индийцы, которые были 30–40 лет назад, и малейшее неуважение к ним может оскорбить их чувство национального достоинства.

Апофеоз новой доктрины — правительственная программа Make in India, принятая в 2014 г. В ней фиксируется, что Индия открывает двери для прихода инвесторов, прежде всего заинтересована в технологиях, делает ставку на их получение и организацию производства у себя в стране.

Сразу же, в течение полугода после запуска программы , объем инвестиций в страну удвоился — с $11 млрд до $21 млрд, а последние три года (с 2020 по 2023 г.) эта цифра находится на уровне $60 млрд в год2. Справедливы слова Кристин Лагард, главы МВФ,

что Индия — «светлое пятно» в нынешней мировой экономике3. Причина этого — неуклонный рост среднего класса, сопоставимого по своему потреблению со средним классом развитых стран4. Для сравнения: средний класс Индии на данный момент фактически вдвое превышает население России. Неудивительно, что иностранный бизнес активно идет в Индию, закрывая глаза на националистические выпады Моди, — ведь это страна колоссального спроса! Еще лет 15–20 Индия будет голодна до передовых технологий — время для того, чтобы выявить потребности этого огромного рынка и попытаться застолбить на нем свое место.

Международная интеграция

В свете постепенной интеграции Индии в мировую экономику (очень дозированной, так как Индия разумно сохраняет достаточно сильный протекционизм: защищая своих производителей, делает ставку на хотя бы частичное самообеспечение во всех отраслях) индийское общество меняет отношение к своему колониальному прошлому. Индийцы все больше ценят построенную британцами инфраструктуру, объединившую страну, и особенно английский язык, который стал лингва франка для многоязычной Индии (почти все штаты имеют свои языки, и жители разных штатов часто не понимают друг друга). Кроме того, активное распространение среди индийцев английского языка облегчает иностранному бизнесу приход в эту страну, что уже дало толчок выносу в Индию ряда производств и организации здесь глобальных центров аутсорсинговых услуг — бухгалтерии, кол-центров и т. д. Ну и конечно, знание английского языка дает возможность молодым индийцам уезжать за рубеж и учиться в ведущих западных университетах.

Кстати, знание английского языка является двигателем еще для одного процесса — распространения индийцев по свету. В отличие от китайцев (знающих английский гораздо меньше), которые также активно расселяются по миру, в том числе на российском Дальнем Востоке, индийцы не только держатся диаспорами, но и способны индивидуально интегрироваться в мировое пространство. Приоритет отдается Великобритании и США. Индийцы активно получают там образование, оседают и, по восточной традиции, тут же подтягивают туда своих родственников. Я бы назвал это «обратной мирной колонизацией». В разговорах с друзьями- индийцами я нередко встречал точку зрения, которая отражает некое коллективное мировоззрение: «Мы ни с кем активно не воюем, никому сильно не сопротивляемся, мы адаптируемся. Может быть, у нас нет великих воинов, великих побед и открытий, но мы способны пережить любые вторжения: завоеватели уходят или ассимилируются, а мы остаемся. Наш выбор — это мирный путь: спокойно расселяясь по свету, мы постепенно увеличиваем влияние, проникая в разные сферы жизни других стран».

«Мирная колонизация» приносит реальные плоды: помимо

Кремниевой долины , где индийцев очень много, можно упомянуть назначение индийского профессора руководителем программы МВА в Гарварде5. Последний ожидаемо заявил, что процесс образования должен стать более «индийским», для чего надо привлечь больше преподавателей из Индии. Дух индийской экспансии выражен в слогане, который вы увидите в каждом аэропорту страны: «Гражданин мира — по сути, индиец в душе».

Читатель наверняка заметил, что Индия, сохраняя независимость в международной политике, все же во многом ориентирована на США и Великобританию: об этом говорят тренды в образовании и культуре, характер миграции и то, какую привлекательность для индийцев имеют бизнес- отношения с партнерами из этих стран. Эта ориентированность не критична, но чувствуется, в то время как российские позиции по тем же направлениям осла б лены еще со времен СССР. Но важно понимать, что двери пока еще открыты: в нашу пользу долгая история российско-индийского сотрудничества, гибкость индийцев и, что естественно для такой большой страны, небезграничный потенциал бизнес- отношений с американцами и англичанами. Индийцы активно ищут других партнеров, и российскому бизнесу стоит поспешить, если он хочет занять эту нишу до того, как ее заполнят игроки более низкого класса.

Культура и спорт

Если говорить о тенденциях в культуре и спорте, то Индия, с одной стороны, глубоко самобытна, с другой же — проходит через период, который я, по аналогии с нашей страной, назвал бы «мягкими 90-ми». Уверен, что специфические черты индийцев как нации, в особенности их религиозность, не дадут этой тенденции вылиться в нечто большее.

Главное, о чем нужно сказать, — это здоровый консерватизм индийской культуры: в театрах и на прочих площадках абсолютный приоритет отдается индийским постановкам, танцам и т. д. То же самое верно в отношении спорта: не теряет общенациональную популярность давно прижившийся в Индии крикет.

Относительно физической культуры существует определенный водораздел поколений — где-то на рубеже 30–40 лет. У людей за сорок в школе еще не было физкультуры: в массе своей они крайне неспортивны, их тела неразвиты. Вы заметите это по спортивным увлечениям: максимум, что практикуют индийцы средних лет, это несколько дыхательных упражнений из йоги, легкие растяжки и что-то похожее на спортивную ходьбу. (Кстати, бытующее мнение о том, что все индийцы занимаются йогой, верно в той же степени, что и стереотип о повальном пьянстве русских. Индийские коллеги не раз интересовались у меня, правда ли, что русские без конца пьют водку, на что я задавал встречный вопрос: «А правда ли, что все индийцы — йоги?»)

Индийский кардиолог на мои расспросы, почему его сограждане пренебрегают спортом («Возможно, тут есть высший смысл?»), отвечал просто: «Лень». Но я все же склонен объяснять такой образ жизни климатом: на большей части территории Индии достаточно жарко.

Другое дело — молодые поколения. Благодаря разным факторам — проникновению элементов западной культуры, особенно кино, появлению кондиционированных спортзалов и открытию международных образовательных центров — среди молодых индийцев формируется культ здорового тела. Все больше молодежи вовлекается в спорт: упражняется с отягощениями, занимается единоборствами, играет в футбол, волейбол, баскетбол. Этому способствует и постепенное введение физкультуры в школах. При этом, перенимая новое, индийцы не отходят от корней. Среди моих друзей-спортсменов многие параллельно продолжали заниматься йогой и развивать гибридные форматы, такие как силовая йога. Важно отметить, что спортивные клубы в Индии малочисленны, нередко имеют закрытый характер и потому хорошо подходят для установления связей и проведения встреч: такие места любит посещать деловая элита, особенно нового поколения.

Аналогично с театрами и музыкальными шоу: подобных площадок в Индии очень мало. Индийцы очень охотно смотрят национальные постановки, и это, возможно, причина, почему зарубежные, и в том числе российские артисты не особо балуют Индию своим вниманием: не всегда удается собрать полные залы. Но есть тенденция: индийцы все больше интересуются зарубежной культурой, причем — и здесь важный момент — воспринимают ее как что-то элитарное. Поэтому приглашение на концерт или спортивное шоу с участием иностранцев гарантированно вызовет у ваших коллег любопытство и будет воспринято с благодарностью (только учтите, что в таких случаях партнера следует приглашать вместе с его супругой). Мероприятия подобного рода — еще одна хорошая площадка для знакомств и поддержания бизнес- контактов.

Завершая экскурс, вернусь к «лихим 90-м»: наибольшее влияние западная культура оказывает на молодежь 20–25 лет; многие индийцы этого возраста склонны выходить за пределы поставленных обществом моральных границ. По моим наблюдениям, распространенный в среде богатой молодежи образ жизни — вызывающий стиль одежды, употребление спиртного и нередко показное курение — призван восполнить потребности (в новизне, протесте, самовыражении), которые игнорирует традиционная культура. Вряд ли это явление охватит все индийское общество, но некий элемент «порочности» будет все сильнее культивироваться подрастающей элитой. Это полезно учитывать при ведении переговоров: распитие хорошего виски с сигарой может сделать вас ближе и понятнее деловому партнеру. Но не забывайте, что чем старше ваш собеседник, тем менее уместен этот подход.

Показательна в этом плане линия защиты, выбранная Нарендрой Моди в ходе скандала, связанного с его браком. Когда выяснилось, что премьер-министр покинул невесту, с которой его обручили родители, ради политической карьеры, это вызвало множество вопросов к Моди со стороны консерваторов и возрастной аудитории. Однако глава правительства нашел выход из ситуации. Люди из его окружения начали распространять слухи, что Моди живет подобно аскету, в том числе отказавшись от интимной жизни. И это сразу восстановило репутацию премьера в глазах большинства его избирателей.

1 https://www.dni.gov/fi les/images/globalTrends/GT2040/GlobalTrends_2040_for_web1.pdf; https://www.drishtiias.com/daily- updates/daily-news-analysis/trends-indemography (date of access: 10 June 2023).

2 48% Growth in FDI Equity Infl ows after Make in India // Press Information Bureau. 2015. 14 July. URL: https://pib.gov.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid=123256 (date of access: 11 June 2023).

3 India a bright spot on cloudy global horizon: IMF chief Christine Lagarde // The Economic Times. 2015. 17 Mar. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/india-a-bright-spot-on-cloudy- global-horizon-imf-chief- christine-lagarde/articleshow/46588036.cms (date of access: 11.06.2023).

4 Roy A. The Middle Class in India: From 1947 to the Present and Beyond // Education About Asia. 2018. Vol. 23. Nr 1. P. 32–37. URL: https://www.asianstudies.org/wpcontent/uploads/the-middle- class-in-india-from-1947-to-the-present-and-beyond.pdf (date of access: 11 June 2023).

5 Rajghatta C. Harvard B-school gets fi rst Indian- origin dean // Times of India. 2010. May 5. URL: https://timesofi ndia.indiatimes.com/harvard-b-school-gets-fi rst- indianorigin-dean/articleshow/5891963.cms (date of access: 11 June 2023).

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.