21 мая 2024, вторник, 01:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 сентября 2023, 18:00

Масоны, розенкрейцеры, каббалисты

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Ханнеса Кольмайера «Масоны, розенкрейцеры, каббалисты. Реалистическая картина тайных союзов и их историческое влияние на общество» (перевод Александра Анваера).

Тайные общества масонов, розенкрейцеров и каббалистов насчитывают в наши дни десятки тысяч адептов. Они организовывают собрания, практикуют странные ритуалы и окружают себя таинственными символами — недаром их окутывают многочисленные мифы. Сторонники теорий заговора по-прежнему считают, что подобные союзы стремятся к мировому господству. Ханнесу Кольмайеру удалось завоевать доверие участников влиятельных лож и получить эксклюзивный доступ к сфере, которая остается закрытой для непосвященных. В этом исследовании и своего рода инсайдерском отчете прослеживается деятельность тайных обществ, раскрывается секрет их притягательности и анализируется их влияние в сферах политики и экономики, которое они оказывают и по сей день…

«Что скрывают эти союзы и тайные общества? Ученые скрупулезно исследовали церемонии большинства эзотерических объединений на протяжении последних десятилетий. В ложах не вынашивают планы мирового господства, не прячут Ковчег Завета или легендарные клады тамплиеров. Однако есть сокровище, которое члены обществ ревностно охраняют, — драгоценное переживание, необратимо меняющее их жизни. Я стремился добраться до корней этого феномена — со всей возможной объективностью и профессиональным скепсисом», — пишет Ханнес Кольмайер.

Предлагаем прочитать фрагмент одной из глав книги.

Истинная сила масонских лож

Каким могуществом в действительности обладают тайные союзы? В ложах часто рассказывают один анекдот, позволяющий кое-что предположить. Патрульный полицейский около трех часов ночи останавливает машину. За рулем сидит в дым пьяный человек в черном костюме, фартуке и цилиндре.

«Куда вы едете в такой час и в таком состоянии?» — строго спрашивает полицейский, и водитель невнятно лепечет в ответ: «На очень серьезный доклад о масонстве». Полицейский недоверчиво спрашивает: «Кто может в такое время суток читать серьезный доклад о масонстве?» Пьяный отвечает: «Моя жена».

Очевидно, что масоны — это люди, ведущие обычную повседневную жизнь. Но не лестно ли иному из них слышать, на какие коварства способны масоны: что они контролируют рынки и утверждают новый миропорядок? В случае, описанном в анекдоте, это не совсем сопоставимо с простым нарушением правил дорожного движения.

Я наблюдал трогательную историю, произошедшую в одной южнонемецкой масонской ложе. Секретарь рассказал нам об одном электронном письме от потенциального соискателя, который настойчиво просил принять его в члены ложи, так как сильно переживал за собственную безопасность. Ему угрожала мафия. Братья ложи не знали, нужно им чувствовать себя польщенными или просто пожалеть незнакомца. Секретарь ответил бедному парню, что ложа не то место, которое ему нужно, и посоветовал обратиться в полицию. Оживленная дискуссия после этого показала мне, как неуверенно масоны реагируют, когда нечто незнакомое, для чего у ложи нет заготовленной реакции, нарушает привычное течение их жизни. Эти люди замышляют заговор против всего мира? Из мирного садовника делают злого козла. Проблема заключается в том, что туманные мифы — например, о том, что масоны придумали коронавирус, чтобы получать прибыль от прививок, — радикализируют тех, кто верит в теории заговоров.

В канун Нового, 2021 года неизвестные совершили поджог здания Ирландской великой ложи в Дублине. До этого перед зданием состоялась демонстрация противников гигиенических мер. После пожара полиция обнаружила, что многие помещения первого этажа разгромлены, а вход на Моулсуорт-стрит исписан лозунгами антиваксеров. Многие здания лож были повреждены в связи с пандемией и в Германии.

Но давайте отвлечемся от мифов о заговоре и поразмышляем о том, какой властью на самом деле обладают масоны. Это может быть влияние, с помощью которого члены союзов добиваются высоких или ответственных постов. Конечно, на практике такое не исключено, хотя в Германии это считается предосудительным. Большинство масонов поэтому сознательно избегают участия в таких клубах, как Ротари-клуб или Лионский клуб. От случая к случаю братья могут оказывать друг другу услуги — например, выполнять работу по дружественной цене или оказывать бесплатную юридическую помощь. Но так происходит в любых объединениях. Однако масоны неохотно вступают с братьями в деловые отношения, так как это может быть чревато неприятностями. Затем трудно сойти с такого пути, а это может нарушить гармонию в ложе, священную для масонов.

Есть и еще одно несомненное преимущество: тайна, обладающая притягательной силой для многих заинтересованных людей. Масоны возбуждают любопытство именно потому, что не слишком обращают внимание на частности. Я убедился в этом сам, когда писал статью о масонском триллере Дэна Брауна «Утраченный символ» и о реакции на него в одной масонской ложе в Штутгарте. Братья, живущие на прекрасной штутгартской вилле, отмахнулись от этого события как от совершенной банальности, на что имели полное право. Только когда я поставил их перед фактом, что автор обращается к миллионной аудитории и оказывает решающее влияние на формирование в обществе образа масонства, они взялись за этот кричащий роман, полный ложных истин и полуправды.

Масоны решили провести гостевой вечер, чтобы все интересующиеся могли посетить ложу и забросать братьев самыми каверзными вопросами. Как и следовало ожидать, вечер оказался самым посещаемым мероприятием ложи того года — люди шли туда толпами. Многие из них потом не раз возвращались. Так братья ловко использовали триллер Дэна Брауна для пиара.

Другой момент привлечения новых членов имеет печальную окраску: это масонский обряд погребения. После смерти актера Карлхайнца Бема (1928–2014) я намного больше узнал о похоронном обряде масонов, описанном еще у Марвелли-младшего. Бывший великий мастер Мюнхенской масонской ложи, куда в течение нескольких десятилетий входил Бем, описал мне, как масоны оплакивают братьев, ушедших «в пределы вечного Востока». «Карлхайнц пришел в ложу сорок лет назад, — рассказал мне бывший председатель ложи. — Для нас он не был знаменитостью. Обычный брат — как и другие. У нас, масонов, все равны, будь то профессор, плиточник или кинозвезда. Его деятельность в Африке — проявление филантропии, масонской добродетели».

Тот, кто привык к обычным похоронам и видел, как безучастно священник перечисляет то, что сообщили о покойном его родственники, никогда не забудет момент, когда братья собираются вокруг гроба. Мне довелось наблюдать такую траурную церемонию на похоронах одного нюрнбергского масона. Женщина-пастор отправила религиозный обряд, но куда более волнующей оказалась вторая часть прощания.

После прочтения некролога, который один из братьев еще при жизни обсудил с усопшим, в гроб положили три розы разных цветов (такие же, как для приема в ложу Сары и Юлиана в начале этой книги) — на уровне его головы, сердца и ног. Мастер ложи брал розы одну за другой, укладывал их в разные части гроба и говорил, обращаясь к умершему: «К голове твоей — мягкий свет (розовая роза); темный цвет — вниз (красная роза); прелестный белый свет кладу я на твое сердце (белая роза)». После этого братья, одетые в черные костюмы, в белых перчатках, берутся за руки и становятся вокруг гроба, образуя живую замкнутую цепь. По двое они прикасаются к покойному. Прощальные слова ложи: «Цепь наших рук разорвана, но остается цепь наших сердец».

Если вам выпадет шанс присутствовать на похоронах масона, проявите уважение: займите место в заднем ряду и просто наблюдайте за этим трогательным зрелищем. Извещение о смерти масона помечается определенным знаком — веткой акации, уроборосом или зашифрованной формулой: «Он сложил свои земные инструменты». Даже после смерти у масона сохраняется маленькая тайна.

Что это за земные инструменты? Каждый масон бережно хранит их в своем воображении — отвес, молоток, циркуль, угольник, складной метр. С помощью этих орудий он работает над собой, чтобы затем, словно «обтесанный камень», стать частью храма человечества: через личные отношения в семье, на работе, в объединении. «Убеждения должны выражаться в поведении», — сказал один масон XVIII века. Так практика самосовершенствования может перейти через ритуал микрокосма в макрокосм общества. Тот, кто спросит масона, хочет ли масонство оказывать влияние на общество, будет удивлен искренностью ответа: «Конечно, да». Высокая утопия.

«Голос масонства сегодня еле слышен», — говорит один гамбургский брат, сетуя на сложившийся в обществе образ масонов. Сегодня масоны очень редко выходят на политическую арену. Но так было не всегда. В Веймарской республике они занимали ответственные посты и приводили в исполнение принципы свободы, равенства, братства и терпимости.

Густав Штреземан (1878–1929), ставший в 1923 году рейхсканцлером, а затем министром иностранных дел, преследовал гуманистические цели, когда добивался приема Германии в Лигу Наций, предшественницу Организации Объединенных Наций. Мир и права человека — цель, которой Германия могла бы достигнуть, став надежным членом этого союза и снова обретя доверие мира и достоинство. В 1923 году Штреземан стал членом ложи «Фридрих Великий» и обратился к братьям со следующими словами: «Уже давно меня снедает желание вступить в тесный союз единомышленников, которые в наше подточенное материализмом, суетой и беспокойством время стремятся сохранить царство всеобщей человечности, внутреннего осмысления и духовности. Я надеюсь обрести таких единомышленников в немецком масонстве».

Панъевропейский союз как инициатива европейски мыслящих промышленников — тоже плод трудов масона, Рихарда Николауса Куденхове-Калерги (1894–1972). Сын японки и австрийца, он решал пацифистские задачи — после ужасов, происходивших во время Первой мировой войны. Его идеи первого движения за мир в Европе воодушевляли Альберта Эйнштейна, Томаса Манна, Конрада Аденауэра и лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана. В 1955 году Куденхове-Калерги предложил в качестве европейского гимна оду «К радости», положенную на музыку Бетховеном. Фридрих Шиллер (1759–1805) посвятил ее в 1785 году своему другу, масону Христиану Готфриду.

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звездною страной, —
Бог, в любовь пресуществленный1.

Сегодня европейский гимн оставил только инструментальную версию, потому что невозможно выбрать текст одной страны — члена Европейского союза. Масонство же сейчас не играет практически никакой роли в немецкой политике. «Великая ложа старых и вновь принятых вольных каменщиков Германии», например, уже несколько лет ограничивается присуждением Гуманитарной премии (1986: Карлхайнц Бем; 2009: Петер Маффаи; 2016: Фонд Баварской полиции), Культурной премии или премии Штреземана, которую в 2015 году вручили Гельмуту Шмидту. Бывший бундесканцлер очень точно высказался о восприятии масонов в Германии: «Масоны принципиально не делают различий по национальности и цвету кожи.

Но при этом за счет склонности к тайнам они ограничили свою деятельность рамками масонского общества. Еще пятнадцать лет назад я призывал масонов сделать их ценности, общественные начала, пожертвования, всю их деятельность достоянием гласности».

Сдержанность масонов, бесспорно, имеет две причины: во-первых, это стигма, доставшаяся в наследство от Первой мировой войны, со времен которой масонство Германии так и не оправилось. До сих пор правые радикалы и религиозные фанатики оскорбляют масонов и угрожают им. Например, Аттила Хильдман неистово травил масонов, утверждая, что руководитель института Роберта Коха — «высокопоставленный масон». Во многих немецких городах после этого пострадали здания масонских лож. Во-вторых, масонство не берет на себя политическую ответственность. Масонов вполне удовлетворяет роль дружеского дискуссионного клуба и объединения по защите этических ценностей. К тому же они добились своих изначальных целей: отделения церкви от государства, бесплатного общедоступного образования, свободы прессы, разделения властей, работоспособной правовой системы и — естественно! — установления демократического правления почти во всех странах Европы.

1. Перевод И. Миримского.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.