20 мая 2024, понедельник, 08:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 сентября 2023, 15:31

Торговля — это война

Издательство «Директ-Медиа» представляет книгу угандийского экономиста и политического деятеля Яша Тандона «Торговля — это война».

Запад обещал, что сотрудничество с ним принесет развитие и процветание странам глобального Юга, но реальность показала обратное: торговля стала новой формой колониализма. Экономист Яш Тандон в книге «Торговля — это война» демонстрирует вред, который торговля по правилам Запада нанесла развивающимся странам. Западная торговля убивает людей, доводит их до нищеты, разрушает сельское хозяйство, вынуждает их покинуть свой дом и страну. Почему страны Запада настаивают на свободной торговле в странах Юга и при этом проводят политику протекционизма у себя дома?

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Современные торговые отношения между Африкой и Европой

Структурные последствия системы «преференций» для Африки

Имперская система «преференций» действовала наоборот, то есть благоприятствовала Европе, а не Африке. И все же по странному ироничному (или циничному) стечению обстоятельств африканцев заставили (и до сих пор заставляют) поверить, что они обязаны (все еще обязаны) своим выживанием «преференциям», которыми они «пользовались» («пользуются») на европейском рынке. Словно рабы, они чувствуют себя обязанными хозяину, который предоставил им преференции, чтобы они смогли выжить и служить ему.

Структурные последствия этой одиозной системы «преференций» очевидны. Колониальная экономика стала приложением к имперской экономике — и это сохраняется до сих пор, спустя пятьдесят лет после политического (но не экономического) освобождения Африки. Империя выкачивает ресурсы (сельскохозяйственные и минеральные) и эксплуатирует дешевую рабочую силу из колоний для собственной индустриализации, в то время как последние остаются структурно «неразвитыми».

Неоколонии производят то, что не могут использовать или потреблять (например, хлопок и какао), и импортируют из империи готовые товары (например, обработанные продукты питания, текстиль и продукцию машиностроения). В долгосрочной перспективе «преференции» создали структуры колониальной зависимости от империи — от производства товаров и услуг до финансовых структур (банковского дела и финансов), налогообложения и фискальной политики, системы образования, управления, языка, культуры и прежде всего мышления элиты, поставленной у власти для обслуживания потребностей империи. Это колоссальная структура зависимости, замаскированная под преференции.

Этот момент следует иметь в виду при рассмотрении текущего состояния переговоров по СЭП. Возьмем, к примеру, бананы. Из-за системы преференций Великобритания импортировала их из Африки и Карибского бассейна, Франция — из Кот-д’Ивуара, Камеруна и «заморских департаментов» Гваделупы и Мартиники, а Италия — из Сомали. Когда систему преференций пришлось ликвидировать в рамках режима ВТО, бывшие колонии столкнулись с перспективой потерять беспошлинный доступ в Европу. Мелкие фермеры Карибского бассейна жаловались, что потеря преференций приведет к конкуренции со стороны крупных производителей, таких как Del Monte на Филиппинах и в Центральной Америке, и будет иметь разрушительные последствия для экономики ряда стран Карибского бассейна.

Бананы стали главным камнем преткновения в отношениях стран АКТ с Европейским союзом в 1990-х годах. Или возьмем, к примеру, сахар. Во время холодной войны такая страна, как Маврикий, например, могла экспортировать 100 % своего сахара в Европу по ценам выше мировых. Таким образом, вся экономика страны зависела от сахара и, в свою очередь, от Европы. Когда настало время привести экспортные цены Маврикия в соответствие с мировыми, пришлось преобразовать структуру всей национальной экономики. Бананы, сахар, хлопок и говядина — одни из основных статей колониального производства, а также источники серьезных проблем из-за зависимости от них, которую порождает имперская система преференций. Полная реструктуризация системы преференций — сущий кошмар, это все равно что повернуть вспять ход последних ста лет истории.

Предыстория Соглашения Котону

Одним из наиболее спорных вопросов в отношениях между Африкой и Европой является сельское хозяйство: производство, а также торговля продовольствием и сельскохозяйственными товарами. Африка нуждается в продовольствии для выживания, а в других товарах — для индустриализации. После 1776 года Соединенные Штаты смогли взять под контроль такие товары, как хлопок и сахар, чтобы осуществить индустриализацию. В современной геополитической и экономической ситуации Европа не может позволить Африке пойти по американскому пути, как будет показано ниже.

Одной из проблем, с которыми сталкивается Европа, является новая торговая система, созданная в соответствии с соглашениями Уругвайского раунда (СУР). Все эти годы Европе удавалось удерживать сельское хозяйство вне торговой системы. Оно не входило в сферу компетенции ГАТТ, но под давлением США в 1995 году было включено в СУР и стало регулироваться ВТО. США утверждали, что в рамках ВТО Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) «оказывает деформирующее влияние на рынки». Европа была вынуждена отменить«преференциальный» торговый режим для стран АКТ.

В соответствии со старой ЕСХП, ЕС предоставлял имперские преференции бывшим колониям, чтобы они производили основные продукты питания (говядину, бананы, сахар и т. д.) для Европы по гарантированным ценам, которые были выше мировых. Это должно было обеспечить продовольственную безопасность Европы в условиях холодной войны. Внутри самой Европы политика заключалась в поддержании высокозатратных и неэффективных (искажающих рынок) производителей за счет гарантированных субсидиями минимальных закупочных цен, а также продажи излишков на мировом рынке с экспортными скидками. Иными словами, в опасные времена холодной войны продовольственная безопасность являлась для Европы стратегической целью.

Финансовые затраты были значительными, но они считались оправданными в сложившихся на тот момент обстоятельствах. Издержки, связанные с созданием зависимости в странах АКТ, тоже были внушительными, однако в то время это преподносилось странам АКТ как особая «уступка» для них. Когда в 1991 году холодная война закончилась, высокая стоимость хранения и выплаты экспортного возмещения перестали считаться оправданными на внутреннем уровне (то есть на уровне ЕС). Невыгодным стал и «преференциальный режим» в отношении стран АКТ.

Столкнувшись с этой ситуацией, Европа поставила во главу угла защиту собственных фермеров. В 1992 году в ЕСХП был осуществлен фундаментальный переход от механизмов ценовой поддержки к системе прямой помощи фермерам. Целью этого было снижение внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию без ущерба для доходов фермеров. Это было сочтено совместимым с нормами ВТО, поскольку считалось, что меры «зеленой» и «синей» корзин вызывают меньше перекосов в сфере торговли.

Кроме того, снижение цен и сокращение разрыва между ценами ЕС и мирового рынка побудило переработчиков сельскохозяйственной продукции из ЕС производить больше товаров на экспорт. И это действительно одна из основных целей новой ЕСХП. В условиях давления со стороны предприятий пищевой промышленности задача состоит в том, чтобы обеспечить первичными сельскохозяйственными ресурсами европейскую пищевую промышленность, нацеленную на захват доли мирового рынка переработанных продуктов питания.

Европа нуждается в рынке и ресурсах Африки больше, чем, например, США. С приходом Китая в Африку Европа может многое потерять из-за своей относительно неконкурентоспособной торговой позиции по сравнению с Китаем. Однако благодаря инвестициям, технологиям и предоставлению так называемой помощи в целях развития Европе пока удается конкурировать с КНР, а также Индией и Бразилией. Для максимизации своей привилегированной позиции по отношению к глобальным конкурентам Европа делает основную ставку на исторически сложившиеся отношения с Африкой. И именно на этом фоне она начала плести свою паутину для Африки.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.