Фонд Factum, Капитолийские музеи и Fondazione Prada осуществили проект воссоздания Колосса Константина — гигантской статуи IV века, сохранившиеся фрагменты которой хранятся в Капитолийских музеях Рима.
Статуя была изготовлена в 312–315 годах и установлена в Базилике Максенция на Римском Форуме — крупном административном здании, строительство которого было начато императором Максенцием в 307 году и завершено Константином после его победы над Максенцием. Голова, руки и ноги колосса были вырезаны из белого мрамора. Тело императора, сидящего на троне, представляло собой деревянный каркас с кирпичной сердцевиной, покрытый снаружи бронзой, возможно, позолоченной. Одна только голова имеет высоту 2,5 метра. Если судить по сохранившимся фрагментам, неповрежденная статуя была высотой 12 метров. Голова изображена в типичном абстрактном стиле («иератический императорский стиль») позднеримских портретных статуй, тогда как другие части тела выполнены натуралистично, вплоть до мозолистых пальцев ног и выпуклых вен на предплечьях. Помимо мраморного, существовал и бронзовый Колосс Константина, он был изготовлен в 326 году к двадцатилетию восшествия императора на престол.
Oak Taylor-Smith/Factum Foundation
Статуя была разрушена, предположительно, в 455 году, когда Рим захватили вандалы. Бронзовые части колосса были переплавлены, а мраморные разбиты и оставлены в руинах базилики. Остатки статуи были обнаружены в 1486 году и теперь хранятся в Палаццо-дей-Консерватори. Как ни странно, среди фрагментов статуи есть две правые руки (с поднятыми указательными пальцами), которые немного отличаются. Было высказано предположение, что статуя была переделана в конце правления Константина, и рука, держащая скипетр, была заменена рукой, держащей христианский символ. Видимо, второй вариант статуи описывает в «Церковной истории» Евсевий Кесарийский: «...на самом людном месте Рима была воздвигнута ему статуя со спасительным символом в правой руке, он приказал начертать под ней следующую надпись на латинском языке: "Этим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я освободил ваш город и спас его от ига тирана, а освободив, вернул сенату и римскому народу прежние блеск и славу"» (IX.9.10–11). Вероятно, этим символом был лабраум — императорский штандарт, украшенный греческими буквами Х и Р, означавшими Иисуса Христа. Данный символ изображался на монетах Константина Великого.
В 2022 году был начат проект оцифровки, призванный документировать сохранившиеся фрагменты и воссоздать полномасштабную копию Колосса Константина. В марте 2022 года десять фрагментов были записаны в сверхвысоком разрешении с помощью фотограмметрии и лидара. Данные были использованы для создания 3D-модели фрагментов и заполнения недостающих пробелов. Затем специалисты Factum Arte совместно с кураторами музея воссоздали первоначальную позу статуи и драпировку плаща, закрывавшего тело императора. В качестве эталонов использовались существующие (гораздо меньшие) статуи императоров и богов, сидящих в той же позе на троне. К маю 2022 года команда была готова перейти от цифрового моделирования к физической реконструкции.
Roberto Marossi/Fondazione Prada
Было решено визуально отличить воспроизведение сохранившихся фрагментов статуи от реконструированных в цифровом виде. Уцелевшие фрагменты были воспроизведены в масштабе 1:1 из армированной смолы. Поверхность их была покрыта специальной смесью левкаса и окрашена так, чтобы напоминать оригинальный мрамор, выветренный под воздействием стихий. Воссозданные части были изготовлены из полиуретана, покрытого несколькими слоями смолы, смешанной с мраморной пудрой и слюдой, для достижения чистого нейтрального мраморно-белого цвета. Плащ был изготовлен из полистирола, покрытого акриловой смолой, смешанной с бронзовой пудрой, поверх которой была нанесена позолота из состаренной золотой фольги.
В итоге получилось 30 секций колосса. Их перевезли в выставочный зал Fondazione Prada в Милане, где статую с помощью крана собирали для выставки Recycling Beauty.