27 мая 2024, понедельник, 00:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Легендарные мосты

Издательство «Бомбора» представляет книгу Лилии Сергеевой «Легендарные мосты. Истории и легенды о петербургских мостах».

Санкт-Петербург занимает пятое место по количеству мостов в мире после Гамбурга, Берлина, Амстердама и Венеции. 443 моста, 443 уникальных проекта и истории, кроющиеся за их строительством и «повседневной жизнью». Пётр I строил Петербург как свой «парадиз» (рай на земле), и мостостроители города порой должны были совершать настоящие чудеса, изобретая и воплощая проекты невероятных по красоте и мощи сооружений, которые возводили в этой непростой местности.

Сейчас мосты Петербурга служат не просто переправами, а еще и «временными порталами»: пересекая их, мы зачастую попадаем из одного века в другой, оказываясь окруженными архитектурой XVIII, XIX, XX веков. «Легендарным» в Петербурге можно назвать почти любой из них. Ведь с каждым связана какая-либо история или легенда, а зачастую удивительна сама судьба возникновения и дальнейшего существования тех или иных переправ.

Автор этой книги, экскурсовод Лилия Сергеева, расскажет невероятные истории об одном из главных символов северной столицы. Вы узнаете истории их возникновения, необычные инженерные решения, судьбы людей, неразрывно связанные с ними, и городские легенды, часть из которых имеет вполне историческую обоснованность.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

 

«Мосты повисли над водами…»

Наряду с арочными чугунными мостами инженерами-мостостроителями XIX века были предложены и оригинальные конструкции цепных мостов. Простейшие висячие мосты были известны с давних времен, но идея более совершенных постоянных мостов такого типа возникла и была воплощена именно в Петербурге. В 1809 году выпускник Академии художеств А. Витберг обратил внимание на старые деревянные разводные мосты на Крюковом канале, пролеты их уже не разводили, но цепи продолжали оставаться на месте. Это и натолкнуло Витберга на мысль, что к цепям можно крепить саму проезжую часть, а не разводные пролеты. Идея эта впоследствии была доработана, и в 20-е годы XIX века по проектам и под руководством инженеров Г. М. Треттера и В. А. Христиановича в числе других (а всего было построено шесть висячих мостов) на Фонтанке были возведены Египетский и Цепной (Пантелеймоновский) мосты.

 

Пантелеймоновский, находящийся близ Летнего сада, стал продолжением нынешней улицы Пестеля, тогда Пантелеймоновской, названной так по Пантелеймоновской церкви, основанной еще в 1722 году в честь победы над шведами у мыса Гангут. Сражение состоялось в день памяти Святого Пантелеймона — целителя, поэтому церковь, улица и позже мост получили его имя. Но долгое время мост так и называли — Цепной. В 1833–1834 годах здесь недалеко проживал А. С. Пушкин со своей супругой Натальей Гончаровой. Письма ей из Болдина он адресовал не иначе как «В С. Петербурге у Цепного моста против Пантелеймона в доме Оливье».

Цепной мост был яркой достопримечательностью Петербурга. Находясь в живописном месте с уже сформировавшимся ансамблем вокруг — Летний сад, Инженерный замок, особняки и доходные дома на набережных, — мост стал прекрасным дополнением и украшением этой части города. Почти завершен был масштабный проект Карла Росси, который при постройке Михайловского дворца (сейчас Русский музей) осуществил перепланировку большого пространства от Фонтанки до Екатерининского (Грибоедова) канала, оставалось лишь соединить район Марсова поля с оживленной Литейной частью. Инженеры и архитекторы-мостостроители справились с задачей на «отлично».

Опорами для цепей на мосту служили высокие чугунные колонны, которые вместе с верхней частью — антаблементом — составляли арочный портал, украшенный цветочным позолоченным орнаментом. Все чугунные и кованые детали моста были изготовлены на заводе Берда и предварительно подвергались испытаниям на разрыв особой машиной. А береговые устои были собраны из гранитных плит с каналов вокруг Михайловского (Инженерного) замка — они к тому моменту были засыпаны. Работы эти проводились под руководством знаменитого каменотеса Самсона Суханова.

Оформление Цепного моста было выполнено в популярном в то время египетском стиле, который получил свое, пожалуй, более яркое выражение в построенном два года спустя втором висячем мосту на реке Фонтанке.

Увлечению египетским стилем предшествовали определенные исторические события, а именно — египетский поход Наполеона в 1798–1801 годах. После него египтомания захватила постепенно весь мир. Многие памятники архитектуры стали украшаться подобием иероглифов и фигурами разных загадочных существ. Причиной тому был не столько сам военный поход, сколько работа многочисленных ученых, отправившихся вместе с армией Наполеона в Египет. Благодаря их деятельности познания об этой стране умножились, а египетский стиль получил широкое распространение не только во Франции. В 1809 году английский дипломат и путешественник Уильям Гамильтон опубликовал альбом гравюр «Египетские памятники», материалами которого вдохновлялись многие художники и архитекторы, в том числе и в России. Египетский мост был создан как раз во время расцвета интереса к египетскому искусству, поэтому и был оформлен должным образом.

Египетский мост был возведен в створе нынешнего Лермонтовского проспекта и был не менее красив, чем Цепной. Коричневые ворота моста, на которых держались цепи, поддерживались колоннами, выполненными в египетском стиле. Они были декорированы позолоченными листьями лотоса, рельефным орнаментом, изображавшим разных животных, и фигурами, напоминающими египетские иероглифы; в верхней части ворот можно было видеть чугунных орлов, также покрытых позолотой.

Больше всего притягивали внимание к мосту его сфинксы. Установленные на постаментах, что располагаются на береговых устоях, они и сейчас украшают уже давно перестроенный мост. В наши дни сфинксы окрашены в зеленый цвет с позолоченными элементами. Тогда же фигуры мифических существ были окрашены в желтый цвет, а к их убору на голове крепились фонари.

Стоит сделать поправку: сфинксы на Египетском мосту созданы скульптором П. П. Соколовым скорее в греческом, нежели в египетском стиле. Утонченные и женственные, они мало напоминают нам мощные и грозные фигуры у пирамид в Фивах. Египтяне приписывали сфинксам силу и могущество богов и чаще всего устанавливали их парами у входа в храм или дворец для защиты от злых духов. В древнегреческих же мифах сфинкс — это существо женского пола, обитающее на скале вблизи Фив. Оно подстерегало заплутавших путников и задавало им хитроумные загадки, которые никто не мог отгадать. За это сфинкс душил и пожирал своих жертв, наводя тем самым ужас на жителей окрестных земель. Согласно мифу, так продолжалось до тех пор, пока на загадки не ответил Эдип, освободивший фиванцев от чудовища и получивший в жены Иокасту. Скорее всего, скульптор выбрал образ женственных античных сфинксов из-за их строгой и в то же время привлекательной внешности, соответствовавшей позднему классицизму — распространенному в то время в России архитектурному стилю.

Считается также, что лица этих скульптур копируют лицо императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Ее красотой восхищались многие современники, сам А. С. Пушкин писал:

Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновенный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.

Египетский мост выделялся на фоне довольно скучной застройки набережных в той части реки и являл собой тот самый образ сказочного моста-портала, будто ведущего в какое-то другое, неведомое и загадочное пространство и время.

 

Цепные мосты были излюбленным местом прогулок горожан. Из-за особенности конструкции мосты эти раскачивались, что очень образно описала художница А. П. Остроумова-Лебедева:

«Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определенный и веселый. Бывало, идешь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему идут ломовые или идет войско».

Говорили также и о том, что мосты эти «пели». Звенья цепи терлись друг о друга и издавали особый звук.

В «Петербургской газете» 18 января 1901 года писали:

«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?»

Почему именно «погребальную песню», по мнению журналистов газеты, пел мост — неизвестно, но слова эти оказались пророческими. 20 января 1905 года при проходе эскадрона конно-гренадерского полка Египетский мост рухнул, о чем рассказывалось уже в другой газетной заметке:

«Сегодня в 12½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. <…> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции».

 

Некоторые петербуржцы винили в обрушении моста некую Марию, проживавшую тогда неподалеку. По легенде, Мария недолюбливала военных (то ли в молодости была обманута одним из них, то ли просто надоело их шумное соседство) и имела славу дурного глаза. Однажды, увидев в окно проходящий по мосту полк, она произнесла: «Да чтоб вы провалились!» — после чего послышался сухой треск, а вслед за ним ржание лошадей и крики людей. За считаные минуты мост со всеми, кто на нем находился, рухнул в замерзшую реку.

На самом деле было проведено расследование и выяснено, что мост обрушился из-за «раковин» — пустот в нескольких звеньях. Когда кони военных строевым шагом двигались по мосту, был создан резонанс, бракованные звенья сломались и привели к разрушению моста. Современные специалисты считают причиной обрушения недостаточную прочность металла на холоде. С тех пор в воинских уставах перед движением по мосту отдается команда «идти не в ногу».

Долгое время после этого происшествия одиноко смотрели на воду сфинксы с береговых устоев — единственное уцелевшее украшение моста. Рядом был возведен временный деревянный мост, и лишь в 1954–1956 годах инженером В. В. Демченко и архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Однопролетный металлический — он был дополнен обелисками с фонарями-торшерами, украшенными орнаментом в египетском стиле. Эти обелиски и фигуры мифических существ по-прежнему величественно охраняют мост, оправдывая его название.

17 декабря 2022 года сфинксы были возвращены на мост после очередной реставрации. Специалисты обработали фигуры фосфатическим составом, нанесли новое покрытие, защищающее от коррозии и петербургской непогоды, а также обновили позолоту.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.