20 мая 2024, понедельник, 20:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 августа 2023, 18:00

Сверхчувствительность как суперсила

Издательство «Альпина паблишер» представляет книгу Дженн Граннеман и Андре Соло «Сверхчувствительность как суперсила» (перевод Д. Максимовой).

Сверхчувствительные люди переживают всё острее: плачут от счастья, страдают от критики, быстро устают. Вдобавок они часто сталкиваются с непониманием: окружающим кажется, что те просто драматизируют. Но Дженн Граннеман и Андре Соло уверены, что чувствительность — дар сродни суперсиле, ведь сверхчувствительные люди способны проявлять большую эмпатию, обладают развитой интуицией и сенсорным интеллектом. А еще их намного больше, чем кажется на первый взгляд, и авторы книги призывают принять ценность сверхчувствительности и научиться с ней жить.

Из этой книги вы узнаете, что такое сверхчувствительность на самом деле, как общаться и работать с чувствительными людьми, каковы они в любви и дружбе, как растить сверхчувствительного ребенка. Независимо от того, сверхчувствительны ли вы или знакомы с такими людьми, книга поможет понять и признать этот уникальный аспект личности.

Предлагаем прочитать фрагмент главы «Пять даров чувствительности».

 

Эмпатия

Слово «эмпатия» — современное изобретение. Оно пришло из области эстетики — науки об искусстве. Чуть больше века назад немецкие философы задались вопросом: почему произведения искусства вызывают эмоции, если это всего лишь совокупность форм и цветов? Основная гипотеза заключалась в следующем: в искусство нужно вчувствоваться (от нем. Einfühlung — «эмпатия, сочувствие»; буквально — «вчувствование»), чтобы привнести эмоциональную составляющую в то, что видишь. Поэтому, глядя на картину, можно представить эмоции, которые вы испытали бы, если бы написали ее сами или находились внутри нее, а это, в свою очередь, помогает прочувствовать эмоции ее создателя. Эмпатия свидетельствует о том, что эмоции, как и любая другая информация, могут передаваться посредством органов чувств. Эта концепция в скором времени нашла отражение в зарождающейся науке о сознании и поведении людей — психологии. Если можно вчувствоваться в искусство, значит, это возможно использовать в общении с другими людьми.

У чувствительных людей такой избыток эмпатии, что это отражается даже на снимках мозга. В эксперименте, описанном в главе 1, участники смотрели на фотографии грустных или улыбающихся людей. Некоторые из них были незнакомцами, а некоторые — романтическими партнерами участников. На уровне мозга все так или иначе продемонстрировали эмпатичный отклик, особенно если речь шла о снимках грустных возлюбленных. Однако у наиболее чувствительных участников зафиксировали более высокую активность мозга в участках, отвечающих за осознанность, эмпатию и отношение к другим людям, в том числе и к незнакомым. Мозг чувствительных людей также активизировался в областях, связанных с планированием действий. Это подтверждают и сами чувствительные люди: они часто говорят, что не могут просто смотреть на незнакомца, страдающего от боли, — им сразу хочется что-то сделать, помочь. Такие люди — олимпийские чемпионы по эмпатии.

Джейн Гудолл добилась успехов благодаря именно этому качеству. Какой бы удивительной ни казалась ее история, такой результат — закономерность, когда речь идет о высокочувствительных людях. В последние годы всё больше и больше исследователей начали обращать внимание на эту некогда недооцененную черту личности, что привело к ошеломляющим открытиям. Например, обнаружилось, что эмпатия — качество, которое можно унаследовать (у некоторых людей уровень эмпатии выше, чем у других) и которому можно научиться (каждый может увеличить уровень эмпатии). Но самое важное открытие заключается в том, что эмпатия лежит в основе двух важнейших аспектов человеческого бытия — морали и прогресса.

Противоположность эмпатии

Профессор психологии Эбигейл Марш одна из первых обратила внимание на силу, заключающуюся в эмпатии. Изучать эмпатию она начала после того, как попала в автокатастрофу: тогда незнакомый человек в полной темноте бросился к ней через четыре полосы дороги с оживленным движением, чтобы спасти ее жизнь. Более 20 лет спустя Марш вместе с командой ученых из Джорджтаунского университета доказала, что мозг «высокоальтруистичных людей» (так она описала и того, кто ее спас) отличается от мозга «обычных» людей, и главное отличие заключается в эмпатии. Но свое исследование Марш начала не с обладающих развитой эмпатией людей, а с тех, у кого она отсутствовала.

Как известно, один из самых ярких примеров личности с низким уровнем эмпатии — хрестоматийный психопат. И это не гипотеза или спекуляция: доказано, что у диагностированных психопатов миндалевидное тело, отвечающее за распознавание страха или боли других людей и, соответственно, за эмпатию, значительно меньших размеров и намного менее активно. И хотя психопаты способны на эмпатию, если приложат определенные усилия, данные нейровизуализации показывают, что «по умолчанию» она отключена. Этим психопаты и отличаются от остальных. Пока большинство людей прикладывают усилия, чтобы отстраниться от чужих страданий, психопатам нужно приложить усилия, чтобы почувствовать хоть какую-то эмоцию.

Отсутствие эмпатии во многом формирует то, что так пугает нас в психопатах. Они абсолютно равнодушны и не испытывают ни малейшего желания помогать кому-либо. Хотя не все психопаты совершают преступления, многие из них легко поддаются негативному влиянию, в результате чего их поведение отличается антисоциальным, бессердечным или даже откровенно жестоким характером. Это подтверждается и судебной статистикой: притом что психопаты составляют всего 1 % населения, 25 % всех заключенных в федеральных тюрьмах — психопаты.

Психопатия — нижний порог шкалы эмпатии. А что представляет собой верхний порог? Сопровождается ли высокий уровень эмпатии какими-либо серьезными расстройствами психики? Скорее нет. Наоборот: люди с наивысшим уровнем эмпатии не просто здоровы — они способны на невероятные проявления сострадания. Как и человек, который в свое время спас Эбигейл Марш, такие люди руководствуются не только моральными принципами, но и экстраординарной способностью чувствовать чужую боль и сильно выраженной заботливостью. Во многих смыслах эмпатия — это разница между добром и злом.

Эмпатия — одна из самых главных личностных черт, необходимых человечеству для выживания. Профессора Стэнфордского университета Роберт Орнстейн и Пол Эрлих в своей книге «Человечество на грани» (Humanity on a Tightrope: Thoughts on Empathy, Family and Big Changes for a Viable Future) пишут, что цивилизация вряд ли просуществует долго, если люди не научатся ставить себя на место других. Орнстейн и Эрлих указывают на огромное количество проблем современности, в числе которых расизм, глобальное потепление, войны и т. д. Все эти проблемы подкрепляются опасной ментальностью «мы против них», что не объединяет, а разделяет людей. Солидарна с ними и Клэр Кейн Миллер, которая в статье, опубликованной в газете The New York Times, описывает современных людей как живущих во времена дефицита эмпатии: «Всё больше и больше людей живут в пузырях. Большинство из нас окружены единомышленниками, которые голосуют, как мы, зарабатывают, как мы, тратят деньги, как мы, имеют такое же образование, как мы, и исповедуют то же, что и мы». Миллер предполагает, что корень самых опасных проблем — в дефиците эмпатии. Здесь-то и приходит время для чувствительных людей с их даром эмпатии, связанной с удивительной активностью части их мозга.

Загадочные зеркальные нейроны

Ни одно из описанных выше открытий не удивило бы экономиста и философа XVIII века Адама Смита, которого тоже интересовали вопросы морали и ее происхождения. Смит предполагал, что происхождение морали связано со способностью людей подражать друг другу. По его мнению, если люди способны копировать действия друг друга, то же самое возможно и с чувствами: один человек может ментально имитировать чувства другого. Эту способность мы используем, чтобы положительно или негативно оценивать действия другого человека. Ее можно использовать и противоположным образом, чтобы получить представление о том, как другие оценивают нас.

Смит утверждал, что с помощью этой способности мы решаем, что хорошо, а что плохо. Действия, которые будут одобрены воображаемым зрителем, расцениваются как моральные, а действия, которые могут быть осуждены, — как аморальные. Таким образом, совесть основана на способности имитировать чувства других людей. Современник Смита Дэвид Юм согласился с ним и выразил эту мысль более лаконично: «Души людей являются зеркалами друг для друга».

Во времена Смита его теория была спорной, но сейчас мы точно знаем: он был прав. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим одну из самых популярных и спорных концепций в нейробиологии — концепцию зеркальных нейронов.

Зеркальные нейроны — нервные клетки, которые возбуждаются, когда мы двигаемся и когда видим, как двигаются другие. Кроме того, они отвечают за копирование движений других людей, а следовательно, и эмоций, которые они выражают. Например: если кто-то рядом с вами внимательно смотрит влево, вы, скорее всего, тоже туда посмотрите; если он нахмурится, вы, в свою очередь, начнете волноваться. Этими особыми клетками мозга некоторые теории объясняют появление языка, зарождение цивилизаций и даже экстрасенсорные способности. Стивен Кинг использовал эту концепцию при работе над персонажем Молли в сериале «Касл-Рок»: из-за сверхспособности к эмпатии у Молли возникают тревожные видения, которые она с трудом контролирует сильными запрещенными медикаментами.

Исследования показали, что у людей, которые признают свою высокоразвитую эмпатию, зеркальные нейроны более активны. Это относится и к высокочувствительным людям. Как и предполагал Адам Смит, способность имитировать чувства тесно связана со способностью имитировать — то есть «отзеркаливать» — физические действия. Эту связь подтверждают эксперименты, в которых участникам помещают в рот карандаш, чтобы затруднить имитацию мимики собеседника, — в результате испытуемые хуже распознавали эмоции и состояние других людей.

Итак, можно ли считать зеркальные нейроны основой морали? Очевидно, да. Исследования Эбигейл Марш убедительно доказали, что самоотверженные альтруисты, готовые пожертвовать собой ради спасения другого, чаще всего обладают высоким уровнем эмпатии. Они «ангелы» по сравнению с «дьяволами»-психопатами. Концепция подтверждается множеством исследований, которые показали, что высокий уровень эмпатии и в особенности повышенная активность зеркальных нейронов связаны с просоциальным поведением. Свою роль здесь сыграла и зарождающаяся наука о героизме, которая изучает причины, побуждающие людей совершать подвиги. Исследователи в этой области установили, что эмпатия — ключевой фактор, который побуждает людей рисковать жизнью или карьерой ради других людей.

Двигатель человеческого прогресса

Эмпатия не только движущая сила человеческой морали. Во многих смыслах она ключ к достижениям человечества. Открытия и инновации — это в основном результат групповой деятельности, которая подразумевает обмен идеями, а эмпатия облегчает этот процесс.

Чтобы увидеть этот эффект эмпатии в действии, вернемся в прошлое — к древней Александрийской библиотеке. Знания большинства людей об этой библиотеке ограничиваются информацией о том, что ее богатейшая коллекция книг была уничтожена страшным пожаром. Однако Александрийская библиотека была, по сути, образовательным центром, где собирались выдающиеся представители различных культур. Результаты их работы впечатляют. Ко II веку до н. э. исследователи из Александрийской библиотеки изобрели пневматику, разработали прибор, который сам наливал вино, верно рассчитали площадь Земли (круглой, а не плоской), создали точнейшие по тем меркам часы, изобрели устройство для вычисления кубического корня, вывели алгоритм поиска простых чисел и проч. — в сущности, они во многом опередили свое время. Все эти открытия и изобретения стали возможными благодаря столкновению разных точек зрения — процессу, который требовал эмпатии.

Затем римляне захватили Александрию, а вместе с ней — и ее мыслителей. Каждый патриций желал, чтобы александрийский гений обучал его детей, поэтому богатые римляне распределили всех ученых между собой. И ученые продолжали научную деятельность, но из-за невозможности близкого контакта и совместной работы невероятные изобретения умирали в зародыше.

Таким образом, эмпатия есть двигатель прогресса. Из-за очевидной связи между эмпатией, прогрессом и успехом профессор Кембриджского университета Саймон Барон-Коэн (брат знаменитого актера) считает эмпатию «универсальным растворителем». Она способна улучшить любую ситуацию, потому что «любая проблема становится решаемой, если погрузить ее в эмпатию». Чувствительные люди могут оказать на мир огромное влияние, если научатся эффективно использовать эмпатию.

Креативность и творчество

Образ чувствительного художника — это клише, основанное на правде. Мозг, который замечает больше деталей, обнаруживает больше связей и испытывает сильные, яркие эмоции, буквально создан для творчества. Разумеется, не все чувствительные люди обязательно творцы, но многие творческие личности действительно чувствительны, и это могут подтвердить все, кто с ними работает.

Исследования Нины Вольф и группы ученых из Российской академии медицинских наук подтверждают это наблюдение. Вольф подобрала ряд тестов, которые оценивали как вербальную, так и визуальную креативность, причем акцент делался на оригинальности идей, а не на их количестве. Например, участникам нужно было составить уникальные картины из незаконченных рисунков. При этом использовались как жесткие количественные критерии (количество похожих результатов в базе данных), так и гибкие качественные — субъективные впечатления (оценка оригинальности работы тремя судьями). В исследовании принимали участие 60 человек, у каждого из них был взят образец ДНК. Итог: уровень креативности носителей короткого гена транспортера серотонина (SERT), связанного с чувствительностью, оказался значительно выше, чем у других, по всем показателям.

Очень интересно: почему? Ответ во многом связан с реализацией креативности на когнитивном уровне. Отметим, что понятию креативности очень трудно дать точное определение, и существует несколько теорий о том, как она работает. Все они признают важную роль интеллекта и наряду с талантом и навыками выделяют оригинальность, поэтому, например, мастерски скопированная картина не будет считаться креативной.

Одна из таких теорий, известная в научной среде, зародилась в 1960-х годах на основе идей писателя и журналиста Артура Кёстлера. Кёстлер полагал, что подлинное творчество возникает там, где смешиваются две или более системы взглядов. Увидеть этот принцип в действии можно на примере любой метафоры или глубокомысленного изречения, как, например, слова Карла Сагана «Мы сотворены из звездной пыли», в которых одновременно содержится и научный факт, и намек на высшее предназначение.

Кёстлер подтверждает эту теорию собственной жизнью. Он родился в Будапеште, образование получил в Австрии и в конце концов стал гражданином Великобритании. В молодые годы он был убежденным коммунистом, а в зрелом возрасте активно вел антисоветскую пропаганду. Он заметил, как пересечение границ — в прямом и переносном смысле — повлияло на его способность генерировать оригинальные идеи. Опыт Кёстлера объясняет, почему многих признанных творческих деятелей отличает такая же мультикультурная жизненная история и почему вообще люди путешествуют и живут за границей. Чем больше различных перспектив вы охватываете в своей жизни, тем больше вы можете комбинировать и объединять, создавая что-то новое.

Теория Артура Кёстлера также объясняет связь между чувствительностью и креативностью. Благодаря способности устанавливать связи между абсолютно разными концептами чувствительный мозг может синтезировать системы взглядов — для этого человеку даже не надо выходить из дома. Чувствительные люди подобны гениальным ученым, которые мыслят не в конкретных рамках науки, искусства, прожитого опыта, надежд или мечтаний, а в рамках идей, пронизывающих всё это. Многие из них активно используют метафоры, объединяя, казалось бы, противоположные идеи, чтобы выразить свою мысль. Подобный образ мышления может смущать пуристов*, но он характеризует не только величайших творцов, но и блестящих ученых, в том числе упомянутого Карла Сагана.

Если вы чувствительный человек, возможно, вы работаете в творческой сфере или занимаетесь творчеством в свободное время, а возможно, и нет. В любом случае у вас определенно есть предрасположенность к творчеству. Вот что рассказала нам одна чувствительная женщина по имени Элизабет: «Я никогда не думала, что более креативна, чем другие, пока друзья не сказали мне: они понятия не имеют, как я придумываю столько оригинальных вещей. Оказывается, не все люди могут делать то же, что и я».

Креативность не существует автономно, сама по себе, — она строится на следующих трех дарах чувствительности: сенсорный интеллект, способность к тщательной обработке информации и глубина эмоций. Все они дополняют креативность и определяют творческое мышление.

* Пуристы — приверженцы пуризма (от англ. pure — «чистый»), что выражается в чрезмерном стремлении к чистоте в искусстве, литературе, языке, нравах и т. д. — Прим. ред.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.