21 мая 2024, вторник, 00:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 июня 2023, 18:00

Это же подросток!

Издательство «Бомбора» представляет книгу Виктории Дмитриевой «Это же подросток! Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют».

Что ждет родителей подростка? Можно ли как-то подготовиться к тому, что ваш милый и послушный малыш превратился в недовольное нечто, которое бунтует и закрывается от вас? Подростки раздражают родителей, родители бесят подростков. Вместе с раздражением растет и родительский страх: а вдруг не сдаст экзамены, закурит, убежит из дома! Почему с подростками так сложно? Ответ на эти и множество других вопросов найдется в книге популярного блогера, семейного психолога и мамы трех мальчиков Вики Дмитриевой.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Субкультуры

Кажется, что это какое-то старое и неактуальное сегодня слово. Актуальное, и еще как! Субкультуры — это неформальные молодежные объединения.

Принадлежность к субкультуре — важный этап развития подростка. Люди-одиночки, которые не прошли подростковые объединения, будь то дворовая компания или общество любителей русской поэзии XIX века, иногда бывают недоверчивы и неуклюжи в социальных контактах. Самосознание формируется в общении с себе подобными. Родители никогда не смогут стать подобными подростку полноценно, они не равны ему. Поэтому ребенку важно иметь свою компанию, свою подростковую культуру.

Часто такие объединения бывают положительными, и вы сами можете найти подходящее для своего ребенка.

Вот несколько примеров:

• культурологические;

• поисковые, когда они собираются вместе и ищут что-то, например, на археологических раскопках;

• волонтерские;

• экологические;

• общественные;

• спортивные;

• исторические.

Это классные подростковые объединения — смело можете отдавать туда подростков, когда только зарождается их тяга к компаниям. Пусть они будут там среди своих, но «положительных» своих. Кроме того, эти объединения часто контролируются взрослыми — например, тренерами, вожатыми и т. д.

Бывают подростковые объединения и без внешнего контроля. Это готы, панки, футбольные фанаты, брейкеры, музыкальные фаны и так далее. Как бы страшно это ни выглядело, обычно ничего ужасного там нет. Если ваша дочь красит волосы в черный цвет, сбривает брови, ходит с хмурым лицом и надевает только черное, скорее всего, это не опасно. Она пройдет этап объединения с себе подобными, вырастет и будет выглядеть как обычно. Возможно, многие из вас в этом описании сейчас узнали себя в прошлом.

Музыкальные фаны — это вообще позитивно, даже если любимая группа ребенка вам не нравится. Хорошо, чтобы такое сообщество было, потому что вокруг музыки, как правило, объединение доброе. Они любят своего кумира. Не надо говорить: «Какой бред ты слушаешь! Еще и на встречи свои ходишь!» Пусть ходит.

Да, есть и асоциальные, криминальные субкультуры. Например, скинхеды, хакеры. Но подросток идет к ним именно тогда, когда родители не предложили ничего из положительных субкультур и он сам тоже их не нашел.

Выбор профессии

Головная боль многих родителей — заботы о том, кем хочет стать их ребенок. Разговоры на эту тему начинаются чуть ли не с трех лет малыша, а в подростковый период будущая профессия обсуждается с еще большим накалом страстей. И если в 15 лет ребенок не знает, кем будет, то мучается и он, и родители.

Мальчик, 13 лет: «Я хочу быть журналистом, а не инженером! Надеюсь, вы услышите об этом до моего 18-летия».

Иногда и мы, взрослые, в 35 лет порой не знаем, кем хотим стать, что уж говорить о 15-летнем ребенке? Главное, показывайте и объясняйте своему подростку, что любая профессия — это не пожизненно. Закончилось время, когда определялись с одним делом на всю жизнь. Вы сами, возможно, не работаете по специальности, которую получили в вузе. Поэтому можете с уверенностью сказать подростку: «Выбери на настоящий момент что-то подходящее тебе. Даже если ты ошибешься, не страшно. Жизнь длинная. Сейчас в среднем человек за жизнь меняет от пяти до семи видов деятельности. Люди, которые были экономистами, вдруг становятся флористами. Психолог уходит в создание фильмов. Это нормально. Мы живем в такое классное время, когда у тебя есть выбор. Выбери сейчас. Разонравится через пять лет — переучишься. Не страшно».

Также важно помочь своему ребенку избежать ловушки очарования профессией. Например, девочка хочет стать дизайнером интерьера. В мыслях она уже ходит по богатым роскошным домам, выбирает для ванной мрамор из Испании и красивые элементы декора. Познакомьте ее с реальным дизайнером интерьера, который расскажет и покажет, что они часто работают не в красивых местах, а на стройках по колено в грязи, и подбирать приходится не то, что сам дизайнер считает красивым, а то, что нравится заказчику, — если клиенту хочется безвкусную золотую колонну посреди гостиной, значит, она будет.

Или, например, многие хотят стать психологами, думая, что это люди, которые целыми днями сидят и рассказывают, как нужно жить. На самом деле большинство классических психологов и психотерапевтов часами в своем кабинете слушают то, с чем могут быть не согласны, тех людей, которые им не во всем близки. Важно знакомить подростков с реальной работой по выбранной ими профессии, чтобы потом разочарований было меньше. Для этого найдите среди своих знакомых реального представителя той профессии, которой хочет обучиться ребенок, и устройте им встречу. Пусть подросток подготовит интересующие его вопросы по теме, это может прояснить выбор.

Конечно, подростку желательно понимать свои возможности, особенности и ограничения. Для этого нужен специалист по профориентации. Такие сейчас есть. Перед тем как потратиться на репетиторов и дорогие вузы, можно вложиться один раз в консультацию хорошего профориентолога, который снимет часть вопросов.

Зависимость от моды

Подросток хочет дорогущие кроссовки за 100 тысяч, крутой телефон последней модели и брендовую одежду? Ваша задача — не порицать и не стыдить, а понять, что это важно для него и абсолютно нормально. Рассказы о том, что «индивидуальность важнее материального, с тобой не должны дружить из-за кроссовок или телефона», здесь не сработают.

В подростковом возрасте критически важно быть частью стаи, таким, как все. Если вы лишите своего подростка такой возможности, вы ему только комплексов добавите. Это не значит, что нужно бежать и покупать всё самое дорогое. Достаточно просто признать: «Я знаю, что для тебя это важно. Да, у нас сейчас нет такой возможности. Давай вместе подумаем, может, получится накопить, попросить у родственников скинуться тебе на день рождения, подработать. Я тебе помогу». Главное — признайте, что желания подростка — вовсе не ерунда.

Если вы будете уважать желание ребенка, он вряд ли предъявит вам претензии: «Зачем вы меня родили и не смогли купить то, что я хочу?» Потому что он знает: вы стараетесь как можете, а главное — не обесцениваете то, что ему нравится.

Странный внешний вид

На мой взгляд, это проблема того же уровня, что и чистота в комнате — то есть на нее можно забить. Дайте подростку свободу самовыражаться, как он хочет. Пусть красит волосы в синий цвет и делает пирсинг (тем более проколы легко зарастают).

Внешний вид — это такая мелочь! Не хочется тратить родительские ресурсы, чтобы из-за этого ругаться. В целом уделяйте меньше внимания подростковой внешности. К взрослому возрасту сохраняют тягу к экспериментам буквально единицы. Даже готы и панки, вырастая, обретают более-менее социальный вид.

Чем вы можете помочь подростку, чтобы у него легко проходила внешняя самоидентификация?

1. Если у вас девочка, договоритесь об индивидуальном уроке макияжа для нее. Я часто вижу, как девочки-подростки странно красятся не потому, что им так нравится, а потому, что их никто не учил. Потратьте немного денег на визажиста или найдите видеоуроки макияжа. Можно организовать консультации и для мамы с дочкой. Это классная тема для индивидуального времени.

2. Подарите своему подростку консультацию стилиста с подбором одежды. Пусть вещи будут в том стиле, который ему нравится, а специалист подберет что-то подходящее. Вы можете не разделять любовь к этому стилю, но гардероб станет, по крайней мере, гармоничным. Кроме того, подросток почувствует себя крутым, а также будет больше уважать родителей. Мало кому мама и папа предлагают, да еще и оплачивают консультацию стилиста.

3. Тату и пирсинг. До 18 лет вы решаете сами, как у вас принято в семье. Но я искренне прошу вас не запрещать категорически — обсуждайте! Если вы просто запретите, то, скорее всего, подросток всё равно это сделает, но в каком-нибудь дешевом грязном салоне или у кого-то дома.

Лучше предложите альтернативу: «Слушай, я сейчас не очень хочу, чтобы ты делал постоянную татуировку. Давай попробуем с временной? Я сама тебя отведу в салон, где ты сделаешь хорошую временную татуировку. Посмотришь, понравится тебе или нет». Давайте варианты, но не запрещайте. Если не можете разрешить пирсинг, предлагайте клипсы, наклейки — всё это сейчас есть.

Я много работала с подростками, в том числе и с теми, кто делал кучу татуировок, потому что строгий папа всё запрещал. Я знаю и продвинутых родителей, которые поняли, что воевать бесполезно, и сказали 15-летней дочери, пожелавшей татуировку: «Хорошо. Но одно условие: я отвожу тебя в проверенный мной тату-салон, в котором точно чисто, работают хорошие мастера и инструменты стерильны».

Дайте ребенку возможность выглядеть так, как хочется ему. Для них это важно.

Девочка, 16 лет: «Я бы хотела меньше критики, высказываний по поводу моей внешности».

Ну, а после 18 лет его тело — его дело. Если вы после совершеннолетия ребенка пытаетесь контролировать, сделал ли он татуировку или где он проколол ухо, то у меня для вас плохие новости: сепарацией там и не пахнет. Дайте совершеннолетнему человеку выглядеть так, как он хочет, и это касается не только тату и пирсинга, но и стрижек, и фигуры, и одежды, и всего остального.

Неряшливость

Бардак очень напрягает родителей, это излюбленная тема ссор с подростками, но, по моему мнению, неряшливость можно убрать из «проблемного списка».

Комната ребенка — его территория, значит, пусть сам в ней и разбирается. Более того, если в гости приходят друзья, он всё равно будет периодически убирать ради них. И всё равно будет периодически разгребать вещи, чтобы пройти к столу или к своей кровати.

Если вы можете забить и дать свободу подростку в его комнате — дайте, и он это оценит. Можно просить о помощи в уборке, но заставлять — нельзя. Допустимо сказать: «Убери, пожалуйста. Уже невозможно грязно», и если у вас хорошие отношения, то ребенок это сделает. Помните, что мы всегда исполняем просьбы тех, с кем у нас хорошие отношения. Чтобы ребенок хотел вам помочь, нужно перестать быть агрессорами, прекратить давить и нападать. Просто попросить.

Если подросток уж совсем не любит убирать, ищите варианты, как этого избежать: например, предложите ему давать часть своих карманных денег на услуги домработницы, не заходите в комнату чаще, чем раз в неделю, распределите по-другому обязанности. Вместо того чтобы заставлять и давить, найдите варианты, как договориться.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.