20 мая 2024, понедельник, 22:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Главное в истории медицины

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Ольги и Сергея Гиляревских «Главное в истории медицины».

С древнейших времен искусство врачевания постоянно менялось: на смену ложным представлениям о строении организма и экстремальным способам лечения приходили гениальные научные открытия. Эта книга познакомит вас с медицинской наукой: от примитивных доисторических методов лечения до высоких технологий XXI века.

В книге четыре части: история развития; открытия и изобретения; медицинские науки; ученые. Вы совершите путешествие по истории медицинского знания от майя и ацтеков через Византию, арабский мир, Западную Европу и Московскую Русь к медицине будущего. Узнаете историю изобретения анестезии, рентгена, шприца, презерватива, антибиотиков и стволовых клеток. Получите представление о разных разделах медицины и познакомитесь с выдающимися врачами и учеными от Асклепия до Натальи Бехтеревой.

Предлагаем прочитать фрагмент книги

Переливание крови

Основные имена: Гален • У. Гарвей • К. Ландштейнер

Веками люди верили в гуморальную медицину. Согласно ей, кровь — одна из четырех основных жидкостей (гуморов) в организме, наряду с желтой желчью, черной желчью и флегмой. Нарушение гармонии жидкостей приводило к болезням, при этом кровь считалась опасной не недостатком, а избытком. Из-за теории Галена о том, что она образуется из пищи, от печени расходится к органам и конечностям, а там может испаряться, застаиваться и сгущаться, многие прибегали к кровопусканиям. Если же своей крови все-таки не хватало, больным предлагалось пить чужую: животных и людей. Например, в 1492 году ватиканские врачи безуспешно лечили умирающего папу Иннокентия VIII, давая ему кровь юношей.

 

Схема кровопускания из «Книги природы» Конрада Мегенбергского, 1442–1448 гг.

Благодаря идее Уильяма Гарвея о том, что кровь обращается по замкнутому кругу, ее стали воспринимать как ограниченный ресурс. И врачи задались вопросом: можно ли восполнять его при сильной кровопотере? Проблему начали изучать, причем не только с целью восполнить нехватку крови, но и для лечения, например, приступов ярости (вводя пациенту кровь кроткого ягненка) или для достижения гармонии в браке (переливая кровь холеричной жены меланхоличному мужу). И всё же осложнения при переливании мешали людям до начала ХХ века ― пока не были открыты группы крови.

В 1900 году австрийский врач Карл Ландштейнер заметил, что кровь двух людей при контакте иногда слипается. Он отделил клетки крови от сыворотки и провел ряд экспериментов, выделив в результате возможные группы крови А, В, С и АВ. Кроме того, изучая макак-резусов, он обнаружил, что наличие или отсутствие определенного антигена может повлиять на совместимость крови даже внутри одной группы. Ландштейнер назвал это резус-фактором в честь животных, на которых проводил эксперимент.

Карл Ландштейнер
Родился в Вене в семье газетного издателя. Окончил медицинскую школу Венского университета. Изучал химию в Вюрцбурге, Мюнхене и Цюрихе. Работал на кафедре гигиены Венского университета, где заинтересовался развивающейся в то время иммунологией. Разработал метод определения групп крови.

Инсулин

Основные имена: П. Лангерганс • О. Минковски • Д. фон Меринг • Ф. Бантинг • Ч. Бест • ДЖ. Маклеод • Э. Лилли • Б. Коллип

Римский врач Аретиус во II веке до н. э. описывал сахарный диабет как «ужасное страдание, растворяющее плоть и конечности в мочу. Жизнь коротка, неприятна и мучительна».

Лекарства от этого заболевания не было. Его пытались лечить строгими диетами и резким ограничением потребления углеводов, приводящим к истощению. Однако это продлевало жизнь лишь ненадолго, и больных неминуемо ждала мучительная гибель.

В 1869 году молодой немецкий ученый Пауль Лангерганс изучал поджелудочную железу и обнаружил в ней расположенные группами маленькие клетки. В дальнейшем их назвали в его честь — островками Лангерганса, однако до понимания их роли прошло еще 20 лет. Тогда Оскар Минковски и Джозеф фон Меринг, ставя опыты на собаках, доказали, что именно поджелудочная железа регулирует уровень сахара в крови.

 

Островок Лангерганса

Эти исследования продолжили канадский ученый Фредерик Бантинг и его ассистент Чарльз Бест. Как оказалось, островки Лангерганса вырабатывают вещество, которое и отвечает за усвоение сахара. Сначала его назвали «айлетин», но позже переименовали в «инсулин» (от лат. insula — остров).

Фредерик Бантинг
Фредерик Грант Бантинг родился в семье канадского фермера. Окончив медицинский факультет Университета Торонто, он почти сразу отправился на Первую мировую войну. Получив тяжелое ранение, в госпитале стал активно читать книги о сахарном диабете. Еще в детстве он был потрясен смертью от этого заболевания двух своих друзей и с тех пор отчаянно желал найти способ его лечения.

Инсулин оказался тем самым средством от диабета, которое ученые искали веками. Состояние больных, которым начали его вводить, сразу улучшалось. Наладить массовое производство спасительного препарата стало возможно к 1923 году ― благодаря знакомству Бантинга с Элаем Лилли, главой фармацевтической компании Eli Lilly.

За свое открытие Бантинг был удостоен Нобелевской премии ― вместе с профессором Джоном Маклеодом, который помогал в основном в организационных вопросах. Сочтя это не совсем справедливым, Бантинг поделился своей частью премии с помощником Бестом, а Маклеод — с химиком Бертрамом Коллипом, без которого инсулин не стал бы безопасным препаратом, пригодным к ежедневному введению.

Ботулотоксин

Основные имена: Ю. Кернер • Э. Шанц • А. Скотт • А. Каррутерс

В XVIII веке в Германии началась новая «эпидемия»: заболевшие плохо видели, с трудом говорили и глотали, а при параличе дыхательных мышц даже умирали.

Причину разгадал врач Юстинус Кернер: оказалось, что виновато токсичное вещество из несвежей колбасы. Яд назвали «колбасным токсином» (от лат. botulus — колбаса). Блокируя сигналы в нервной системе, вещество ослабляло мышцы.

В ХХ веке стало известно, что ботулотоксин — самый сильный органический яд: 1 г может убить миллион человек, распыление с помощью аэрозоля ― положить целую армию. Ботулотоксин стали исследовать военные. К счастью, Генеральная ассамблея ООН запретила разработку и производство токсического оружия.

 

Фото Clostridium botulinum под микроскопом

Одним из специалистов, занимавшихся очисткой ботулотоксина, был Эд Шанц. Однажды он передал образец яда американскому офтальмологу Алану Скотту, который разрабатывал препарат от косоглазия. Врач смог точно рассчитать дозу токсина, и мир получил лекарство, способное нарушать нервную проводимость и прекращать спазмы.

Алан Скотт
Американский офтальмолог, учился в медицинской школе Калифорнийского университета в Сан-Франциско. В поисках лекарства от косоглазия Скотт разработал ботулинический нейротоксин типа А и назвал его Oculinum («выравниватель для глаз»). «Жизнь — загадочная штука. Может случиться что угодно, и это завораживает», — говорил он.

Скотт продал препарат компании Allergan, выпускавшей контактные линзы и другие продукты для глаз. Пациенты, использующие ботокс, стали замечать приятный побочный эффект — разглаживание морщин вокруг глаз, и вскоре предприимчивый офтальмолог Алистер Каррутерс и его жена Джин, врач-дерматокосметолог, стали применять препарат для таких целей. Так самый опасный яд стал эликсиром красоты, хотя у него немало и других показаний — от лечения мигрени до борьбы с церебральным параличом.

Микробы

Основные имена: А. ван Левенгук • Л. Пастер • Э. Ру • Р. Кох

Изобретя микроскоп, человечество приблизилось к открытию микробов. В 1683 году нидерландский натуралист Антони ван Левенгук благодаря 300-кратному увеличению впервые увидел и подробно описал бактерии. Однако биологические свойства этих микроорганизмов оставались во многом непонятными.

Антони ван Левенгук
Родился в семье мастера-корзинщика в нидерландском городе Делфт. После школы отправился учиться в Амстердам на бухгалтера, но вместо этого увлекся изучением природы с помощью простейших на тот момент микроскопов и совершенствованием этих приборов. В числе прочего Левенгук открыл эритроциты, описал бактерии, дрожжи, простейших, зарисовал сперматозоиды, строение глаз насекомых и мышечных волокон.

Примерно 150 лет спустя француз Луи Пастер, изучавший процессы брожения и гниения, доказал, что микроорганизмы, например в испорченном мясе, не самозарождаются, а проникают из окружающей среды. Совместно с бактериологом Эмилем Ру Пастер изучал сибирскую язву и куриную холеру, ставил опыты и доказал микробную природу заразных болезней. Изначально новую науку Пастер назвал «микробией», а невидимые простым глазом живые организмы ― микробами. За каких-то 15 лет до начала ХХ века были открыты возбудители более 35 заболеваний.

Пастер не только создал микробиологию как фундаментальную науку, но и развил другие ее направления, заложив основы промышленной, сельскохозяйственной, ветеринарной и медицинской микробиологии. Последняя дала толчок развитию иммунологии, вирусологии и учения об антибиотиках.

Также огромное влияние на развитие микробиологии оказал немецкий ученый Роберт Кох: он усовершенствовал бактериологическую методику, что привело к открытию возбудителей тяжелейших заболеваний — туберкулеза и холеры.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.