19 мая 2024, воскресенье, 02:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Золотой бюст Марка Аврелия

Золотой бюст Марка Аврелия
Золотой бюст Марка Аврелия
Wikimedia Commons

В Музее Гетти в Лос-Анджелесе будет выставлен золотой бюст императора Марка Аврелия из Аванша, один из немногих античных золотых бюстов, избежавших переплавки. Он настолько редок и ценен, что обычно находится в хранилище кантонального банка Во в Лозанне , а в Римском музее Аванша выставлена его копия. Подлинный бюст выставлялся всего чуть более десяти раз и никогда раньше не экспонировался в Соединенных Штатах.

Город Аванш расположен на западе Швейцарии, в кантоне Во, его современное население — лишь немногим более четырех тысяч человек. Город был основан римлянами около 15 года нашей эры на территории кельтского народа гельветов, недавно присоединенной к империи. Название он получил в честь местной богини Авентии. Когда во время правления Клавдия (41–54 годы) был проложен торговый путь из Италии в недавно завоеванную провинцию Британия через перевал Сен-Готард, этот маршрут прошел через Авентикум, что дало стимул росту города. Но настоящий золотой век Авентикума наступил при императоре Веспасиане, который в 72 году дал городу статус колонии с официальным названием Colonia Pia Flavia Constans Emerita Helvetiorum Foederata. Город был окружен стеной протяженностью 5,6 км, которая не имела оборонительного значения, но должна была демонстрировать статус города. Также при Веспасиане в Авентикуме были построены амфитеатр, театр и еще несколько общественных зданий, включая большой храм.

В современном Аванше этот храм известен как Храм аиста, поскольку одну из колонн, сохранившихся от храма, как минимум с 1642 года венчало гнездо аистов, которое продолжало использоваться вплоть до реставрации в 1978 году. Строительство храма было начато в 98 году нашей эры, в первый год правления императора Траяна, согласно дендрохронологическому анализу многочисленных дубовых столбов, поддерживавших стены. Планировка Храма аиста напоминает Храм Мира в Риме, известный также как Форум Веспасиана. Храм имел широкий внутренний двор, вдоль длинной оси которого шла аллея. Восьмистолпный портик храма возвышался над северной частью двора. Собственно храм был построен на высоком подиуме рядом с отдельным залом для отдыха с тремя рядами сидений. Размер храма составлял 42,17 на 27,36 метра, высота крыши достигала 23,1 метра, из которых 2,4 метра приходилось на подиум. Смежный зал был размером 64 на 83,35 метра, с крышей высотой 19,50 метра. Общие размеры участка составляли составляли 111,58 на 118,8 метра. Стена окружала весь комплекс, за исключением южной части, которая образовывала внешний двор. В стене были ворота, которые соединяли храм с Театром и новой главной дорогой, пересекавшей город с востока на запад. Храм в Авентикуме предназначался, видимо, для официального императорского культа.

 

Современный вид руин Храма аиста

 

Реконструкция храма

19 апреля 1939 году при раскопках храма в канализационном тоннеле под главным двором храмового комплекса был найден золотой бюст Марка Аврелия. Можно предположить, что бюст был спрятан служителями храма в 280-х годах, когда Авентикум подвергся набегу алеманнов. «Темные времена, когда наша деревня знала об угрозе и реальности вторжения. Первые два десятилетия (260–280 гг.) были самыми трагичными: первая волна алеманнского нашествия тогда бешено прокатилась по Швейцарскому плато. Авентикум был разграблен. Многие сокровища, закопанные почти повсюду при приближении варваров, молчаливо, но красноречиво свидетельствуют об этих диких набегах», — описывал это время швейцарский писатель Луи Мейлан.

 

Обнаружение бюста

Бюст был выставлен на месте раскопок через несколько дней после обнаружения, на ночь его относили в местный банк. Новость о находке очень быстро распространилась по Швейцарии, и люди приезжали со всей страны, чтобы полюбоваться им. С 21 по 26 августа 1939 г. бюст экспонировался в Берлине в рамках Шестого Международного конгресса классической археологии. Затем летом 1939 года его передали в Кунстхаус в Цюрихе, а затем отправили в Швейцарский национальный музей для реставрации. Там были изготовлены три гипсовые копии для выставок Швейцарского национального музея, Кантонального музея Лозанны и Римского музея Аванша. Перед возвращением бюста в Аванш по запросу департамента народного просвещения и культуры была проинспектирована система безопасности Римского музея Аванша. Поскольку она оказалась неудовлетворительной, в музее выставили копию. Это решение оказалось верным, поскольку с тех пор во время краж со взломом в ноябре 1940 и июле 1957 годов было украдено уже две копии бюста. Подлинный бюст выставлялся лишь в редких случаях: в 1985 году в Кельне, в 1991-м — в Цюрихе, в 1991–1992-м — в Берне, в 1992 и 1996 годах — в Женеве, с 1993 по 1997 год — в Лозанне, в 1995 году — в Будапеште, в 2003–2004 годах — в Копенгагене и в 2018 году — снова в Лозанне. В Римском музее Аванша он был выставлен в 1996 году и 2006 году.

Это самый крупный из шести дошедших до нас золотых бюстов римских императоров. Его высота — 33,5 сантиметра, а вес — 1589,07 грамма, что эквивалентно 220 золотым золотым монетам времен Марка Аврелия. Толщина его стенок колеблется от 0,24 до 1,4 мм, а пропорции составляют около трех четвертей по сравнению со взрослым мужчиной.

Он сделан из цельного листа золота, обработанного методом холодного тиснения (repoussé). Ювелир изобразил густую шевелюру, аккуратную бороду, прямой нос и выразительные глаза Императора. Мелкие детали были вырезаны на внешней поверхности после того, как тиснение было завершено. Император одет в парадный доспех — lorica plumata — панцирь, пластины которого напоминали птичьи перья. В центре панциря изображен горгонейон. На плечи императора наброшен военный плащ палудаментум. Застежка на плече, видимо, была украшена драгоценным камнем, но она утрачена.

 

След от застежки на плече

В 1940 году швейцарский археолог Пауль Шазманн говорил, что «…почти невероятно, чтобы работа такого размера состояла из одного листа...». Это действительно часто подвергалось сомнению, но все проведенные исследования подтверждали данный вывод. Томографический анализ, проведенный в 2016 году, показывает, что мастер начал свою работу с самой узкой части бюста — шеи, а закончил туловищем. Бюст изготовлен из 92 % 22-каратного золота, а также содержит 2–3 % серебра и 2–3 % меди.

Первоначально археологи посчитали, что бюст изображает Антонина Пия, но затем, после сопоставления его с другими изображениями римских императоров, Паль Шазманн склонился к версии, что это Марк Аврелий, приемный сын и наследник Антонина Пия. Эта версия стала общепринятой. Однако известный французско-бельгийский археолог Жан-Шарль Балти в 1980 году предложил альтернативную гипотезу, считая, что это бюст императора Юлиана.

Полый, портативный и требующий опоры, данный тип бюста был создан как имаго — изображение императора, предназначенное для воплощения его священной власти в процессиях и в храмах, посвященных имперскому культу. На бюсте есть три небольших отверстия, которые, по мнению ученых, были нужны для крепления бюста к шесту, на котором его несли во время торжественного шествия.

Марк Аврелий писал в письме хранителю храма в Эфесе в 162–163 году, что портреты прошлых императоров никогда не следует изменять, чтобы они выглядели как новые императоры (что нередко делалось с мраморными бюстами), или переплавлять. «Не должно быть переделки материала в наше подобие. Ибо, как в других отношениях мы не заботимся о почестях для себя, тем более мы не должны допускать, чтобы чужие почести переносились на нас. Многие из статуй, которые находятся в хорошей сохранности, должны быть сохранены под их первоначальными именами, что же касается тех, которые слишком повреждены, чтобы их можно было идентифицировать, возможно, их названия могут быть восстановлены из надписей на их основаниях или из записей, которые могли быть сделаны в древности, чтобы наши прародители скорее получили обновление своей чести, чем ее исчезновение из-за переплавки их изображений», — разъяснял император.

Бюст будет выставлен на Вилле Гетти в Лос-Анджелесе с 31 мая нынешнего года по 29 января 2024 года.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.