20 мая 2024, понедельник, 23:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Персонализированная вакцина против меланомы

B-лимфоцит
B-лимфоцит
Blausen Medical

Новая противораковая вакцина, адаптированная к генетическим изменениям в опухоли человека, показала многообещающие результаты в клиническом испытании. В исследовании участвовали около 150 человек, перенесших операцию по поводу меланомы. Участники, получавшие персонализированную вакцину вместе с иммунотерапевтическим препаратом, с большей вероятностью оставались в ремиссии через 18 месяцев, чем пациенты, которые не получали вакцину. Результаты были представлены на ежегодной конференции Американской ассоциации исследований рака. Данное исследование стало первым четким доказательством того, что вакцина, предназначенная для воздействия на мутации в опухоли пациента, может предотвратить ее повторный рост.

Вакцины против рака нацелены на то, чтобы научить Т-клетки иммунной системы атаковать опухоль, подвергая их воздействию белка, который выделяется из раковой клетки. Но большинство вакцин не работали, потому что те же антигены, что и в опухолях, встречаются и в нормальных клетках. С 2010-х годов, когда стоимость секвенирования ДНК снизилась, некоторые ученые вместо этого занялись поиском мутаций в клетках опухоли пациента, а затем создавали вакцину на основе нескольких мутировавших белков, известных как неоантигены, которые обнаруживаются только в опухолевых клетках. Несколько небольших испытаний показали, что неоантигенные вакцины могут стимулировать вакциноспецифические Т-клетки у пациентов с такими опухолями, как меланома, рак толстой кишки, легких и головного мозга, и, по крайней мере при меланоме, могут сдерживать рост рака. Чтобы показать это более определенно, компании Merck и Moderna провели рандомизированное исследование пациентов с прогрессирующей меланомой, которая распространилась на лимфатические узлы, а иногда и на другие участки организма, но была удалена хирургическим путем. Все участники получили лекарство, известное как ингибитор контрольной точки, которое блокирует ключевой белок, не позволяя опухолям уклоняться от Т-клеток. Две трети участников также получали инъекции вакцины каждые три недели в течение примерно четырех месяцев. Вакцина доставляла в клетки матричные РНК, завернутые в липидные наночастицы, инструктируя их вырабатывать белок — в данном случае до 34 опухолевых неоантигенов на пациента.

В декабре 2022 года организаторы испытания сообщили, что у пациентов, получающих вакцину, вероятность смерти или рецидива рака на 44 % ниже. Теперь ученые поделились более подробной информацией: 84 из 107, или 79 %, пациентов всё еще находились в ремиссии через 18 месяцев, по сравнению с только 31 из 50 (62 %) пациентов, которые получали только ингибитор контрольных точек. «Эти данные дают очень, очень обнадеживающий сигнал», — говорит главный исследователь клинического испытания Джеффри Вебер из Перлмуттерского онкологического центра Нью-Йоркского университета.

Примечательно, что вакцина работала независимо от того, сколько мутаций имела опухоль меланомы у пациента, что позволяет предположить, что она может работать против типов рака с меньшим количеством мутаций. Опухоли с меньшим количеством отличий от нормальных клеток, как правило, устойчивы к иммунотерапевтическим препаратам. Более крупное исследование, которое начнется в конце этого года, направлено на подтверждение этих результатов и выяснение того, продлевает ли вакцина жизнь пациентов, что может побудить регулирующие органы одобрить ее применение.

Другие компании также тестируют неоантигенные вакцины в рандомизированных испытаниях. BioNTech и Genentech рассчитывают в этом году сообщить о первых результатах разработки неоантигенной мРНК-вакцины против метастатической меланомы, которую нельзя удалить хирургическим путем, что является более сложной задачей отчасти потому, что у пациентов ослаблена иммунная система. А компания Gritstone bio тестирует неоантигенную мРНК-вакцину против метастатического рака толстой кишки; для усиления иммунного ответа его комбинируют с модифицированным вирусом, несущим неоантигены. Команда Gritstone сообщила в Nature Medicine в августе 2022 года, что у нескольких пациентов такой подход привел к «очень значительному количеству Т-клеток», что является многообещающим признаком эффективности.

Ранее проходили испытания другой неоантигенной вакцины компаний BioNTech и Genentech, направленной против рака поджелудочной железы. Прошлым летом исследователи сообщили, что восемь из шестнадцати пациентов имели Т-клеточный ответ на вакцину и оставались здоровыми спустя два с половиной года. У остальных восьми иммунный ответ не проявился, а у шести произошел рецидив к 18 месяцам. Компании планируют начать рандомизированное испытание этой вакцины от рака поджелудочной железы в нынешнем году. «Поскольку раковые клетки поджелудочной железы имеют мало мутаций, можно подумать, что это последний тип опухоли, против которого подойдет неоантигенная вакцина, — говорит главный исследователь Винод Балачандран из Мемориального онкологического центра имени Слоана Кеттеринга, который рассказывает о данном испытании на конференции. — Если такое оказывается возможным даже при раке поджелудочной железы, это очень обнадеживает для тестирования персонализированных вакцин для других видов рака».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.