27 мая 2024, понедельник, 00:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Христианские фрески Судана

Нубийский царь, поклоняющийся Христу в покровительственных объятиях архангела Михаила
Нубийский царь, поклоняющийся Христу в покровительственных объятиях архангела Михаила
Magdalena Skarżyńska

Археологи, проводящие раскопки средневекового города Донгола в Судане, обнаружили ранее неизвестный комплекс комнат, покрытых уникальными христианскими настенными росписями. Среди них есть изображения нубийского царя, поклоняющегося Христу в покровительственных объятиях архангела Михаила. Эта сцена не имеет аналогов в нубийском искусстве.

Расположенный на восточном берегу Нила, город Донгола был построен в V веке как сильно укрепленная цитадель. В середине VI века он стал столицей коптского царства Макурия и процветал благодаря торговым соглашениям с мусульманским Египтом. Город рос, расширяясь далеко за пределы первоначальных оборонительных стен цитадели и достигнув своего экономического, художественного и религиозного апогея между IX и XI веками. Макурия стала одним из важнейших государств средневековой Африки до ее завоевания мамлюкским султаном Египта в XIV веке. После этого процесс урбанизации остановился. Окончательно город был заброшен в XVIII веке.

В Донголе более дюжины церквей и два монастыря на окраине. Монастырь Святой Троицы примечателен своими уникальными настенными росписями, относящимися к XI–XIII векам. Его стены украшают более 100 картин, изображающих Иисуса, Марию, апостолов, ангелов, святых и сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Новые росписи были найдены под частными домами периода Фундж (XVI–XIX века). На них изображены Богородица, Христос, а также сцена, изображающая нубийского царя, Христа и архангела Михаила. Однако она не была типичным изображением нубийского правителя, находящегося под защитой святых или архангелов. Царь кланяется Христу, сидящему на облаках, и целует ему руку. Правителя поддерживает архангел Михаил, чьи расправленные крылья защищают и царя, и самого Христа. Такая сцена не находит параллелей в нубийской живописи. Динамизм и интимность изображения контрастирует с иератической природой фигур, изображенных на боковых стенах. Фигура Девы Марии на северной стене камеры также не принадлежит к типичному репертуару изображений Марии в нубийском искусстве. Богоматерь одета в темные одежды, в руках она держит крест и книгу. На противоположной стене изображен Христос. Его правая рука изображена в благословляющем жесте, а в левой он держит книгу, фрагментарно сохранившуюся.

Дева Мария. Фото: Adrian Chlebowski

Картины сопровождаются надписями. Предварительное прочтение греческих надписей привело к их идентификации как текстов Литургии преждеосвященных Даров. Надпись на старонубийском языке, сопровождающая основную сцену, чрезвычайно трудно поддается расшифровке. Благодаря предварительному прочтению доктором Винсентом ван Гервеном Уй (Vincent van Gerven Oei) исследователи узнали, что в ней содержится несколько упоминаний о царе по имени Давид и мольба к Богу о защите города. Город, упомянутый в надписи, — вероятно, Донгола, а царь Давид, возможно, изображен на этой картине. Давид был одним из правителей христианской Макурии (около 1268–1276), и его правление ознаменовало начало конца царства. По неизвестным причинам царь Давид напал на Египет, который в ответ вторгся в Нубию, в результате чего Донгола впервые в своей истории была разграблена. Может быть, картина создавалась, когда армия мамлюков приближалась к городу или уже осаждала его?

Однако самой большой загадкой является комплекс комнат, в которых были найдены картины. Сами помещения, перекрытые сводами и куполами и сложенные из кирпича, совсем небольшие. Комната с изображением царя Давида напоминает склеп, но находится на высоте семь метров над средневековым уровнем почвы. Постройка примыкает к священному зданию, известному как Великая церковь Иисуса, которое, вероятно, было собором Донголы и самой важной церковью королевства Макурия. Арабские источники, рассказывающие о нападении царя Давида на Египет, утверждают, что этот поход был инициирован Великой церковью Иисуса. Подстрекал ли архиепископ Донголы, подобно папе Урбану II, царя Давида начать крестовый поход?

Когда в прошлом месяце раскопки подошли к концу, первоочередной задачей стала консервация хрупких настенных росписей. Фрагменты штукатурки отслоились от стен, и их нужно было приклеить заново, что стало сложной задачей в ограниченном пространстве жилого комплекса в условиях жаркого марта в Судане. Реставраторы из Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета и Департамента консервации и реставрации произведений искусства Академии изящных искусств в Варшаве стабилизировали настенные росписи, вводя замазки в щели за штукатуркой и сохраняя красочный слой на ней. Раскопки комплекса будут продолжены нынешней осенью.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.