19 мая 2024, воскресенье, 00:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 марта 2023, 18:00

Сценарий за чашкой кофе

Издательство «Эксмо» представляет книгу Алессандры Пилар «Сценарий за чашкой кофе. Напиши сценарий за десять минут в день».

«Вы думаете, что вам нужны дни, недели, годы, которых у вас нет. Вы думаете, что сначала нужно изучить теорию, переписать кучу конспектов, тщательно подбирать каждое слово, прежде чем перенести его на страницу. Вы думаете, что вам ни за что не хватит времени создать всю концепцию, не говоря уж о том, чтобы зафиксировать ее. Но у вас есть эти 10 паршивых минут. И этого вполне достаточно!» — говорит автор этой книги Алессандра Пилар.

Казалось бы, что можно успеть за жалкие 10 минут? Выпить кофе? Пообедать? Покачать пресс? На самом деле многое! И даже написать сценарий. Если каждый день выделять хотя бы 10 минут, то уже совсем скоро из неоформленной идеи у вас начнут вырисовываться структура, персонажи и история. Главное — усердие и наставник, который поможет вам. И теперь у вас есть такой наставник.

«Сценарий за чашкой кофе» — это не только идеальное учебное пособие для начинающих сценаристов, но и помощник для уже опытных авторов. Пилар не только объясняет теорию, но и предлагает простые и эффективные упражнения для развития сценарного мастерства и писательского чутья.

Алессандра Пилар — ведущий голливудский преподаватель сценарного мастерства, директор популярной образовательной программы On the Page. Она начинала как простой ридер в DreamWorks SKG, а в итоге создала свою методику работы с текстом. Среди ее учеников сценаристы сериалов «Гриффины», «Анатомия страсти», «Ходячие мертвецы» и «Остаться в живых».

Предлагаем прочитать начало первой главы книги.

 

Глава 1

Сюжет

В этой главе вы узнаете, как провести мозговой штурм так, чтобы ваша идея превратилась в сюжет, достойный полноценного сценария. Мы будем отталкиваться от недостатков вашего персонажа, ухватим суть вашего фильма или пилота для телевидения, распишем основную часть, поэкспериментируем с финалом и посмотрим, что из всего этого получится в итоге.

Вполне возможно, что для раскрытия вашего сюжета подойдут не все инструменты мозгового штурма. Но если вы найдете подходящий — используйте именно его!

Размораживаем мозг

Итак, вы выкроили эти десять минут, но голова не работает. Что вы там собирались написать? О том парне, который что-то там сделал?

Поверьте, это только начало!

Ключевые составляющие любого фильма или пилотной серии

В центре любого фильма или пилотной серии — ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (с этого момента будем называть его ГГ) с некой ПРОБЛЕМОЙ, который что-то ДЕЛАЕТ, поставив что-то НА КОН.

Пока у вас есть десять минут, давайте приведем эти элементы в порядок и посмотрим, что у нас получится.

ОБЩИЙ ПЛАН:

ГГ

Что он или она за человек?

ПРОБЛЕМА

Какая сложная ситуация возникает в жизни героя?

ДЕЙСТВИЕ

Что он или она делает в этой ситуации?

СТАВКИ

В конечном счете, что он или она может потерять?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Сейчас, прописав основные элементы вашего сюжета, вы начали разбираться в своей истории. Добавьте в этот микс еще пару дельных мыслей, и сюжет обретет более четкие очертания.

Эмоции раскрывают сюжет

У каждого преподавателя сценарного мастерства есть своя теория о построении сюжета.

Что думаю я: действие вызывает эмоции. Вот, собственно говоря, и всё. И в вашем сценарии невозможно одно без другого. Поэтому важно помнить, как тесно взаимосвязаны эти вещи, когда вы создаете свои сценарные этюды.

В конце концов, взрыв, автомобильная погоня, свадьба, преследование в фильме не так интересны сами по себе, как их влияние на персонажа.

Как мы прочувствуем персонажа, если не вовлечены в то, что привело его в это эмоциональное состояние?

Действия развивают сюжет. Эмоции сюжет раскрывают.

ЭМОЦИЯ + ДЕЙСТВИЕ = СЮЖЕТ

Отправьте своего главного героя в эмоциональное путешествие при помощи следующих вопросов:

  • Это событие происходит в начале моего рассказа?
  • Как это заставляет моего ГГ чувствовать себя?
  • Что он делает в связи с этим?
  • Что это решение заставляет кого-то другого сделать в этом случае?
  • Как себя чувствует ГГ из-за этого события?
  • Что в связи с этим предпринимает ГГ?

Продолжайте задавать подобные вопросы и посмотрите, сколько сюжетных линий вы сможете придумать за десять минут.

Недостатки персонажа раскрывают сюжет

Хотите, чтобы кто-то просто рассказал, о чем будет ваш сценарий? Он мог бы придумать сюжетные линии и сцены и избавить вас от всей этой рутины.

К счастью, это делаете вы. У вас есть главный герой. С помощью тщательного исследования ваш персонаж сможет глубже раскрыть кинематографическую историю.

Прежде чем пустить его на первую страницу сценария, мы выясним, что это за человек. Узнаем, есть ли у него недостатки и как эти недостатки могут повлиять на раскрытие сюжета. Какие интересные повороты могут привнести в эту историю его личностные качества и правила жизни?

Что ж, взглянем повнимательней на вашего главного героя. Того самого «парня, который сделал это...». Если этот персонаж и интересен, то потому, что он просто человек, который совершает ошибки. Что? Ваш ГГ идеален? Он без страха и упрека? Так сделайте это. Запачкайте ему руки. Идеальные персонажи так скучны! А герои с недостатками, такие же, как мы, — живые люди, поэтому они интересны зрителям.

Однако недостатки не обязательно должны быть фатальными — они могут быть просто человеческими.

Гнев, высокомерие и эгоизм — это те минусы, которые часто выводят персонажа на тернистый, но интересный путь. Однако мягкость, уступчивость и милосердие — если они доведены до крайности — тоже могут стать недостатками.

Какой была бы «Замечательная жизнь» (It’s a Wonderful Life, 1947), если бы ГГ был идеальным и везучим? Каким стал бы фильм «Одержимость» (Whiplash, 2013), если бы ГГ не был настолько, до крайностей, увлечен своей целью? Как изменился бы сюжет в картине «Выбор Софи» (Sophie’s Choice, 1982), если бы ГГ был психически нормальным? Что происходило бы в фильме «На обочине» (Sideways, 2004), если бы ГГ не был пьяницей?

В «Изгое» (Cast Away, 2000) режиссер Уильям Бройлес-младший показывает человека, который слишком зависим от времени, поэтому он придумал ему работу, связанную с этим его недостатком, — он супервайзер FedEx1. Затем сценарист просто высадил своего героя на необитаемый остров — место, где у него было всё время в мире.

Быстрый фильм

Давайте посмотрим, в какие неприятности может попасть ваш главный герой и как из них выбраться. Ответьте на следующие вопросы и посмотрите, какое кино у вас получается.

Мозговой штурм для выявления недостатков вашего персонажа

Для начала определите недостаток вашего персонажа. Затем раскройте его историю, выполнив следующие задания:

  • Помня о недостатке вашего ГГ, придумайте самую ХУДШУЮ СИТУАЦИЮ, в которой он может оказаться.
  • Что сделал бы ваш ГГ в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
  • К каким НЕПРИЯТНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ могут привести его действия?
  • Кто с НАИМЕНЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ может прийти на помощь ГГ?
  • К каким НОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ этот человек может подтолкнуть ГГ?
  • Кто или что может ПОМЕШАТЬ этому?
  • Как недостаток ГГ может превратиться в ОСОБЕННОСТЬ, отличающую его от других?
  • Что было бы совершенно НЕОЖИДАННЫМ в финале, чего никак нельзя было представить в начале истории вашего персонажа?

Что получилось

Возможно, вы только что расписали свою первую пилотную серию или даже полнометражный фильм!

Персонаж управляет структурой

Как же структурировать весь сценарий, только ответив на вопросы о недостатках вашего персонажа? Что ж...

В фильме акт 1 обычно заканчивается, когда персонаж создает проблему или усугубляет уже существующую. Дело не только в том, что с ним или с ней происходит что-то ужасное. Важно, как этот человек действует в рамках данных событий, как его действия отражаются на развитии истории. Если он или она делает неправильный выбор, в конечном итоге все эти злоключения в фильме приводят к хорошему финалу. В сериалах прослеживается та же тенденция, когда неправильный выбор главного героя запускает целую серию событий (например, «Во все тяжкие» (Breaking Bad, 2008–2013).

В первой части акта 2 любого фильма или актов 2–4 телесериала главный герой часто прямо или косвенно взаимодействует со второстепенным персонажем. Это выстраивает взаимоотношения, формирует так называемый сюжет Б, и у ГГ появляется тот, с кем можно развивать историю дальше. Если мы сделаем этого второстепенного персонажа «наименее вероятным» в данном контексте, это создаст интригу. Достигнут ли эти двое общей цели или погрязнут в личностных конфликтах?

Второстепенный персонаж или персонажи в фильме часто становятся тем движущим фактором, который помогает главному герою совершать что-то или начать меняться. Эти второстепенные герои не только поддерживают его — они здесь, чтобы изменить сюжет в целом. Они подталкивают, оказывают влияние, они подают новые идеи. К концу фильма их действия и реакция ГГ на них могут заставить его противостоять своему недостатку и начать думать и действовать иначе.

Во второй части акта 2 фильма или в актах 3–5 сериала появляется та сила, которая мешает главному герою достичь цели. Это антагонист… плохой парень. Но иногда этой силой может стать стихия. Или недостатки главного героя. А может быть, комбинация из всех трех факторов!

Поэтому не забывайте использовать антагонистов, чтобы создать вызов для ГГ. Держите нас, зрителей, в тревоге и напряжении!

Теперь мы в акте 3 вашего фильма или в акте 5 вашего сериала. Итак, как же вашему персонажу выйти из сложившейся ситуации? Помните, у него была отличительная черта — его недостаток. Наверное, было бы полезно превратить этот недостаток в необычную способность.

Эгоистичный = живучий. Неуправляемый = рисковый. Занудный = умный.

Цель фильма не в том, чтобы ваш ГГ отказался от того, что делает его интересным персонажем, а в том, чтобы использовать эти черты, чтобы ему помочь. Если ищете ключ к развитию персонажа — вот он.

На телевидении подобное обыгрывается из серии в серию. Персонаж Дона Дрейпера из «Безумцев» (Mad Men, 2007–2015) — сильно пьющий бабник, но также и отличный рекламщик. И мы уже не представляем, как одно может быть без другого.

К концу сценария ваш ГГ извлек из ситуации необходимые уроки, чтобы не совершать ошибки, которые были у него в начале. Мы видим, что он делает другой, правильный выбор и наконец решает свою проблему.

В телевизионных шоу герой-полицейский постоянно принимает решения. Допустим, делая очередной выбор, он или она идут по неверному следу, пока настоящий убийца не будет найден.

В получасовой серии комедийного сериала персонажу приходится разгребать то, что он или она устроили, и правильный выбор — один из способов ускорить это. Но не торопитесь полностью и сразу решать проблему, если пишете для сериала. Вам может понадобиться целая серия, чтобы только туда добраться!

Идея раскрывает сюжет

Итак, теперь, когда вы знаете, кто ваш персонаж и в какие неприятности он или она попадает, подумайте: о чем именно ваш фильм?

Большинство авторов пытаются прыгнуть выше головы, когда у них спрашивают подобное.

«Речь идет о бесчеловечности человека по отношению к человеку», — отвечают они.

«Этот фильм о глобальном поиске любви».

«Здесь про важность заботы о ближнем».

Нет, правда, о чем он? В чем главная идея? Ну, хотя бы вкратце?

Что это за идеальный однострочный синопсис, который подвигнет студии вкладывать деньги в будущий фильм, а зрителей заставит выстраиваться в очередь перед кинотеатрами?

Нет идей? Вот профессиональная хитрость, которая не займет больше десяти минут. Просто задайте себе вопрос: «Что, если?..»

Что, если обычный человек влюбился в компьютерную операционную систему?

Что, если безработный актер получит работу своей жизни... в роли ведущей актрисы мыльной оперы?

Что, если старшеклассница вынуждена будет выбирать между своей любовью к вампиру и дружбой с оборотнем?

Что, если мужчина стареет наоборот, становясь моложе по мере того, как любовь всей его жизни становится старше?

Конечно, «Она» (Her, 2013), «Тутси» (Tootsie, 1982), «Сумерки» (Twilight, 2008) и «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 2008) — это фильмы с высокой идеей, а это значит, что им достаточно опираться только на нее, чтобы делать кассу.

Но что, если идеи можно найти в самих персонажах или сценках из жизни? Чем масштабнее фильм, тем масштабнее идея. Но вы же за это взялись, потому что придумали то, что никто не придумывал до этого.

Что, если сверхсекретный правительственный проект уважаемого математика на самом деле является его шизофреническим бредом?

Что, если кризис среднего возраста тихого отца из пригорода приведет к убийству?

Говоря об «Играх разума» (A Beautiful Mind, 2001) и «Красоте по-американски» (American Beauty, 1999), мы в первую очередь говорим о качественной драме, а не о высокой идее. Однако в каждом из этих случаев автор находил главную идею и раскрывал ее.

Например, фильм «Игры разума» мог бы быть просто картиной о хорошем математике, который борется с психическим заболеванием. Но захватило бы это аудиторию? Взяв за основу выдуманный больным воображением сверхсекретный проект, автор создает как саспенс2 фильма, так и его персонажей.

Сценаристы «Красоты по-американски» (American Beauty, 1999) также поступили правильно, сделав этот фильм триллером. Попробуйте продвинуть обычное кино о кризисе среднего возраста — ваш продюсер уснет от скуки. Но если этот кризис приведет к неожиданной смерти вашего персонажа — вы повысите ставки.

В фильме «Король говорит!» (The King’s Speech, 2010) именно это помогло усилить его идею: что, если будущий король должен преодолеть свое заикание, чтобы произнести такую речь, которая убедит его народ противостоять нацизму?

Итак, давайте найдем вашу «большую идею», особую предпосылку, которая сделает эту историю достойной экрана!

Придумайте «что, если» к своему будущему фильму или телесериалу. Задумайтесь о том, что делает вашу историю уникальной. Это столкновение двух противоположностей? Это нетрадиционный подход, который персонаж использует для решения проблемы? Или это сама проблема — ситуация, которую никогда раньше не видели на больших экранах?

Думайте!

Возможно, вы слишком зациклились на акте 1, пытаясь найти главную мысль, но не стесняйтесь исследовать и другие области вашего сценария. «Я вижу мертвых людей», — этот момент не был раскрыт до середины «Шестого чувства» (The Sixth Sense, 1999), а на нем и держался весь фильм. Поняли? Отлично. А теперь давайте поэкспериментируем.

 

1. FedEx — американская компания, предоставляющая почтовые, курьерские и другие услуги логистики по всему миру. — Прим. науч. ред.

2. Саспенс (англ. suspense — неопределенность, беспокойство) — художественный эффект в кинематографе, который создает продолжительное тревожное состояние у зрителя при просмотре фильма. — Прим. науч. ред.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.