19 мая 2024, воскресенье, 02:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Сто величайших соборов Европы

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Саймона Дженкинса «Сто величайших соборов Европы» (перевод Татьяны Черезовой).

Очерки о ста соборах Европы, разделенные по регионам: Франция, Германия, Австрия и Швейцария, Великобритания, Италия и Мальта, Россия и Восточная Европа, Скандинавские страны и Нидерланды, Испания и Португалия. Известный британский автор Саймон Дженкинс рассказывает о значении того или иного собора, об истории строительства и перестроек, о важных деталях интерьера и фасада, об элементах декора, дает представление об историческом контексте и биографии архитекторов. В предисловии приводится краткая, но исчерпывающая характеристика романской, готической архитектуры и построек Нового времени. Книга превосходно иллюстрирована, в нее включена карта Европы с соборами, о которых идет речь.

«Соборы Европы — это величайшие произведения искусства. Они свидетельствуют о христианской вере, но также и о достижениях архитектуры, строительства и ремесел. Прошло уже восемь веков с того времени, как возвели большинство из них, но нигде в Европе — от Кёльна до Палермо, от Москвы до Барселоны — они не потеряли значения. Ничто не может сравниться с их великолепием. В Европе сотни соборов, и я выбрал те, которые считаю самыми красивыми. Большинство соборов величественны. Никакие другие места христианского поклонения не могут сравниться с ними размерами. И если они впечатляют сегодня, то трудно даже вообразить, как эти возносящиеся к небу сооружения должны были воздействовать на людей Средневековья… Это чудеса света, созданные из кирпича, камня, дерева и стекла, окутанные ореолом таинств», — пишет Саймон Дженкинс.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Скандинавия, Нидерланды и Бельгия

Обращение Римской империи в христианство Скандинавии не коснулось. Ее путь от язычества начался позднее, в X веке, и зависел в основном от решения отдельных правителей и политических бурь региона. Ключевую роль сыграл экспансионизм викингов и их контакты с христианскими общинами. Даже захваченные рабы становились в какой-то мере миссионерами — не меньше чем воинственные короли, желавшие соответствовать веяниям времени. Король Канут (пр. 1018–1035), успешный правитель империи, простиравшейся от Атлантики до Арктики, при сутствовал на коронации императора Священной Римской империи Конрада II в Риме в 1027 году и тем самым продемонстрировал обращение Скандинавии. Большая часть епархий этого региона оформились к XII веку.

Три основных собора были основаны именно в тот период. В общих чертах все они представляют североевропейскую готику. Нидаросский собор в Тронхейме — суровую, собор Роскилле — чуть более легкомысленную. Статуя святого Георгия в Стокгольме — это великолепное средневековое произведение.

В 1530-х годах по Скандинавии прошлась лютеранская Реформация, так что алтари стали аскетичными. Это не помешало королевским домам Швеции и Дании заполнить свои храмы пышными барочными надгробиями и памятниками, достойными принцев Бурбонов.

Бельгийские и голландские храмы твердо придерживались традиций поздней готики Северной Европы. Собор в Хертогенбосе может даже похвастаться чувством юмора: там установлена современная скульптура — ангел, говорящий по мобильному телефону.

Антверпен

Антверпен, расположенный на территории Фландрии — области Бельгии, — был обломком империи Карла Великого, оказавшимся на ничейной земле Лотарингии между будущими Францией и Германией. Городу, успевшему побывать франкским, фламандским, бургундским, испанским, голландским и фран цузским, было очень выгодно оставаться ничейным, пока эта выгода не превратилась в проклятье.

К первой половине XVI века город был крупнейшим портом Северной Европы. Считается, что через него проходило 40 % мировой торговли, а специализировался он на сахаре, пряностях, бриллиантах и английских шерстяных тканях. По численности населения уступал только Парижу. После брака Марии Бургундской с Максимилианом I Габсбургом в 1477 году Антверпен вошел в Священную Римскую империю под властью испанской короны. В течение XVI века бунты и протестантство означали неминуемые притеснения, испанскую инквизицию и катастрофу. Город богател, но затем сокрушительно беднел. К концу Тридцатилетней войны в 1648 году успехи Антверпена остались в прошлом, его обошли такие города, как Амстердам и Лондон.

Более ранний романский храм перестраивался начиная с 1352 года и рос одновременно с благосостоянием города. Хор и неф были закончены в XV веке, а башня в стиле пламенеющей готики — в 1518 году. Планы по созданию великолепного двойного амбулатория в испанском стиле так и не осуществились.

Когда в этих местах укрепилось лютеранство, спроектированную вторую башню строить не стали — она так и осталась обрубком. На скульптуре у ее основания изображены рабочие, занятые приготовлениями к строительству. Собор в 1566 году полностью разграбили протестантские иконоборцы: проезжий валлийский торговец стал свидетелем сцен, которые были «похожи на ад: такой шум, будто небеса и земля столкнулись, падают изображения, дорогие работы разбивают». Хотя храм и считался собором, но с 1581 по 1588 год был лютеранским, затем перешел к католикам, а позже, в 1794 году, был разграблен французскими революционными войсками.

Все эти бедствия собор со своей 123-метровой башней пережил, оставаясь достопримечательностью Антверпена. Башня выдающаяся: самая высокая в Нидерландах и Бельгии, а ее пинакли и сквозные решетки соединяют в себе французский и германский стили. На ней не меньше 49 колоколов. Император Карл V якобы счел ее настолько красивой, что ее «следовало бы поместить под стекло», а ее каменный ажур Наполеон сравнил с фламандским кружевом.

Готический интерьер собора полон света и служит примером тенденции позднего Средневековья, когда мирянам отводили больше пространства за счет священников и хора. Считается, что семипридельный неф может вместить 25 000 прихожан, хотя такому трудно поверить. Как бы то ни было, испанским правителям Антверпена он должен был показаться пугающе «демократичным».

Высокие колонны аркад лишены капителей, арки изящны. Высокий клересторий — почти что второй неф над нефом — делает верхние секции похожими на оранжерею, а его воздушность подчеркивается частичной побелкой. Стены украшены панно с плоским каменным ажуром, напоминающим перпендикулярную готику Глостерского собора в Англии. Убранство гармонично, что удивительно, ведь собор строился почти два века.

Собор в Антверпене служит галереей работ выдающегося сына города, Питера Пауля Рубенса (1577–1640), а также его современников. В основном это были дары городских гильдий после возвращения католичества. Хотя в 1803 году картины были похищены Наполеоном, позже их вернули и водрузили над алтарями и на пилонах. Три созданы Рубенсом под влиянием Караваджо, включая «Водружение креста», «Снятие с креста» и триптих Воскресения.

В числе других работ «Оплакивание Христа» Квентина Массейса, написанное для гильдии плотников за сто лет до Рубенса, в 1511 году. На ней тело Христа оплакивают нарядно одетые бюргеры Антверпена, запечатлевшие для истории моду XVI века. Эта картина была настолько известна, что ее пытались купить Филипп Испанский и Елизавета Английская. Антверпен оставил ее себе.

В северном приделе находится чудесное изображение Мадонны с младенцем. Барочная кафедра датируется 1713 годом: она стоит на четырех фигурах, изображающих четыре континента, и по форме похожа на дерево с толстыми ветвями. Множество поющих херувимов прячется в густой листве. К этому же периоду относится ряд исповедальных статуй апостолов и добродетелей: исповеди выслушивались открыто — но, надо полагать, не подслушивались.

Роскилле

Тем, кто пресытился католическими церковными изображениями, стоит поспешить в амбулаторий собора Роскилле в предместьях Копенгагена в Дании. Когда-то, наверное, их заполняли распятые Христы, Девы Марии и замученные святые. Однако в 1536 году, после прихода в Данию Реформации, на стенах появились изображения одинаковых лютеранских духовных лиц в черных одеждах с белыми гофрированными воротниками, словно вышедших из-под кисти Франса Хальса. Однако при всей своей протестантской воздержанности собору Роскилле не удается полностью избавиться от блеска королевской усыпальницы: можно заметить и расписанные капеллы, и тридцать девять статуй.

Собор относится к XII веку, когда Роскилле был столицей зарождающейся Датской империи в период правления Свена Вилобородого (пр. 986–1014) и Кнуда Великого (пр. 1018–1035). Старое романское здание было перестроено в стиле переходной готики после появления обожженного кирпича в 1160 году: им заменили камень, которого тогда в районе Балтийского моря было мало. Сильно отреставрированное строение может показаться неуместно новым, однако оно было завершено в виде, близком к нынешнему, к 1275 году. Башни были закончены в 1405 году, а шпили добавлены в 1636 году.

В 1413 году тело самой грозной женщины-правителя Средневековья, короле вы Маргреты I, правившей Данией, Норвегией и Швецией с 1387 по 1412 год, было перевезено в Роскилле в ходе эпически пышной трехдневной церемонии. Епископы и аристократы страны возложили дары на храмовые алтари (их было якобы 50), а молитвы о ее упокоении должны были возноситься вечно. В 1423 году ее надгробие с великолепно вырезанным изображением поместили за главный алтарь, а последующие монархи получали собственные капеллы и алтари.

Краснокирпичное здание собора снаружи кажется скучным. Единственный необычный элемент — это стены капеллы Кристиана IV, возведенной в XVII веке в стиле голландского ренессанса, и неовизантийской капеллы Кристиана IX, появившейся в XX веке. Внутри собора — готические аркады с большой галереей трифория по всему периметру. Белая штукатурка стен оттеняется краснокирпичными пилонами и нервюрами. Хотя все реставрированные поверхности выглядят новыми, на самом деле это необычно теплая готика с расписными потолочными орнаментами, лентами и гирляндами. Пилоны идут от пола до свода, придавая стенам высоту и величественность.

Неф радует пышной барочной кафедрой и корпусом органа, подаренным королем Кристианом IV в 1610 году, а также сохранностью изначальных средневековых кресел хора. Сиденья при Реформации убрали, а вот их балдахины нет. На них с очаровательной человечностью изображены сцены молитвы, а также королевской и домашней жизни. В остальном неф оживляют только золотое алтарное ретабло и скульптурные богатства боковых капелл и приделов.

Эти памятники датской монаршей семье — настоящий альбом истории скульптурных течений. Гробница Маргреты I находится прямо за алтарем, этот готический саркофаг, окруженный статуями святых, может считаться одним из немногих строгих соборных памятников. За ней высятся четыре экстравагантных саркофага: Кристиана V (ум. 1699) и Фредерика IV (ум. 1730) и их супруг, причем похоже, что все стараются затмить друг друга.

В капелле волхвов находятся гробницы Кристиана III и Фредерика II: оба со скульптурными изображениями на крышках и под пышными барочными балдахинами, а стены капеллы покрыты растительными узорами приблизительно 1460 года. Кажется, будто все помещение оклеено страницами иллюминированного средневекового манускрипта. Капелла Фредерика V, датированная 1774 годом, выдержана в прохладном классицизме без скульптурного изображения монарха: только две плачущие девушки. Интерьер капеллы Кристиана IX столь же строг, но девушек у него три.

Сильнее всего впечатляет капелла Кристиана IV, начатая в 1614 году, задолго до его смерти в 1648-м. Она была бы уместна в Версале: исключительно пышное барокко с саркофагами короля и его королевы в центре. Несмотря на раннее начало строительства, оно шло настолько медленно, что завершилось только в 1866 году. Результатом стало приятное смешение барокко XVII века с барочным возрождением XIX века. Капеллу отделяет узорчатая кованая ограда.

Подобно собору Стокгольма, имеющему с собором в Роскилле общие черты, капелла создает у посетителя парадоксальное представление о скандинавской монархии. Пусть сам собор и остается скромным протестантским храмом, возникает впечатление, что правители из кожи вон лезли, пытаясь затмить Людовика XIV. В отличие от французских монархов скандинавские по-прежнему сидят на своих тронах.

Хертогенбос

Ден Бос, как его обычно упрощенно называют, — спокойный город в Нидерландах, стоящий на канале. Когда-то это была крепость некоего герцога (hertogen), благодаря лесу (bosch) которого город и получил название. Хотя стены крепости сохранились, все здесь похоже скорее на английский пригород-сад. Даже центр города с домами не выше трех этажей остается незаметным.

И нельзя представить более невероятного места рождения для художника конца Средних веков, Иеронима Босха (приблизительно 1450–1516), если бы не его готический собор. Это звезда голландских храмов, но он словно прилетел с другой планеты.

Собор напоминает французские, хотя его стиль скорее вариант пламенеющей готики, известной как брабантская. Западная башня позднероманская, приблизительно 1220 года, кирпичная, с простыми проемами в форме полукруглых арок, с более поздним барочным куполом-луковицей.

Остальная часть храма была перестроена после 1380 года в буйном брабантском стиле. Карнизы, ниши и пинакли его фасадов нагружены каменным ажуром, а ко всем свободным поверхностям льнут средневековые резные ангелы, священники, звери, чудища и горожане — считается, что их там порядка 600. Весь Ден Бос собрался на крыше: глазеет, гримасничает, хохочет, играет на музыкальных инструментах или просто карабкается по контрфорсам. Вурдалаки шастают по черепице, а горгульи пускают струи воды.

Можно только попытаться представить, сколько изобретательности и юмора ушло на создание этого цирка. Архитектора этого финального яруса собора звали Аларт дю Хамел (приблизительно 1450–1506). Он был также скульптором и художником и, как член местной гильдии художников, должен был знать Иеронима Босха. Сохранились гравюры дю Хамела, которые удивительно похожи на наиболее фантазийные работы Босха.

В ходе реставрации, начатой в 1998 году, местный скульптор Тон Моэй заменил сорок наиболее пострадавших от времени скульптур, в том числе 14 ангелов. Один из ангелов Моэя, установленный на южном трансепте, крылат, облачен в джинсы и толстовку и болтает по сотовому. Говорят, что на его аппарате всего одна кнопка вызова — «Бог». Позже в одной из витрин города вывесили номер телефона, по которому якобы можно было позвонить на этот самый аппарат, и некая дама отвечала звонящим, представляясь ангелом. Она давала медицинские советы и принимала по 30 звонков в день. Вскоре процесс вышел из-под контроля. Собор предложил новый номер, который тоже якобы обеспечивал связь с ангелом, но теперь храм пытался получить пожертвования.

Собор стал протестантским после всплеска иконоборчества в 1629 году, но вернулся католической церкви при Наполеоне в 1810-м, получив статус собора в 1853 году.

Внутри это позднеготический зальный храм с двойными приделами, освещенными трифорием и клересторием. Убранство соответствует времени возвращения католичества. Пилоны аркад украшены скульптурами, окна приделов заполняют витражи. Средокрестие было бы неплохим пиршественным залом.

Свод украшен фресками. У одной из скульптур средокрестия закручен полог — видимо, так архитектор дю Хамел демонстрировал свой новаторский талант. Ему также приписывают авторство капеллы Святого Причастия слева от апсиды.

Собор Ден Боса демонстрирует визуальную совместимость поздней готики и барокко. Это видно по кафедре 1560 года и корпусу органа 1620-го. Апсида хора — это почти что еще один Бове: полукруг узких арок, взмывающих вверх от барочного алтаря к своду со множеством ребер. На фресках хора в стиле рококо — ангелы с музыкальными инструментами.

Две картины, приписываемые Иерониму Босху, висят в северном трансепте. Из всех интерьеров голландских храмов, написанных мастером этого жанра, художником Питером Санредамом (1597–1665), картина с изображением хора Ден Боса считается лучшей: гармония готического света, падающего на барочный алтарь. Сейчас это произведение находится в Национальной галерее Вашингтона — ах, если бы вернуть его обратно в собор!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.