26 мая 2024, воскресенье, 23:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Страшный, таинственный, разный Новый год

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляют книгу Натальи Петровой и Надежды Рычковой «Страшный, таинственный, разный Новый год. От Чукотки до Карелии: старинные легенды, магические обряды, праздничные обычаи народов России».

Что означает начало года для марийцев, эвенков и вепсов? Чем якутский Ысыах отличается от калмыцкого Зула, а бурятский Сагаалган — от чувашского Сурхури? Зачем нганасаны надевают смертные одежды и каких подношений ждут от нанайцев духи воды? Новый год — один из самых любимых и долгожданных праздников — в каждом регионе встречают по-своему. Гадают, готовят угощения, желают благополучия, украшают дома, обращаются к предкам и высшим силам.

Авторы книги, ученые-фольклористы Наталья Петрова и Надежда Рычкова, рассказывают: «В этой книге мы говорим о традициях двадцати семи народов России. Всего, по данным разных переписей населения, их насчитывается более ста восьмидесяти. Решая, какие из них выбрать, мы руководствовались несколькими идеями. Первая — в России встречают Новый год одиннадцать раз: начинают на Чукотке и заканчивают в Калининграде. Но на самом деле Новый год можно отмечать куда больше раз и не только 31 декабря. А еще названия у обрядов начала новогоднего цикла разнообразны, не во всех есть сочетание «Новый год», но при этом они тоже новогодние! Вторая идея — поделиться теми материалами, которые мы сами записывали, участвуя в фольклорно-этнографических экспедициях. Третья — показать, что нет единой русской или какой-либо другой традиции. Несмотря на схожие закономерности, о которых мы здесь говорим, каждый регион или даже населенный пункт имеет свои особенности празднования. Так что если вы читаете о своем народе, но вам хочется возмутиться и сообщить нам: «У нас всё иначе», — это нормально, потому что фольклорные традиции очень вариативны. Четвертая идея — использовать доступные данные: чтобы написать эту книгу, мы прочитали много научных статей и монографий (желающие могут найти их в списке литературы в конце текста). Однако до сих пор есть традиции, которые недостаточно изучены. Вероятно, в дальнейшем мы сможем поехать в экспедицию в такие регионы, чтобы расспросить жителей, когда и как у них праздновали Новый год, и написать еще одну книгу».

Предлагаем прочитать про новогодние традиции народов манси и коми-пермяков.

Два мансийских новых года

Манси — западносибирский народ, относящийся к обским уграм. Выделяются этнографические группы северных и южных манси. Говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Традиционные занятия — таежная охота и рыболовство. Общая численность — около 12 тысяч. Среди верующих есть православные, сохраняются элементы традиционных верований.

Где: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Тюменской области.

Когда: Новый зимний год отмечается в конце лета (в августе), когда происходит погодный «поворот на зиму», а новый летний год — в начале весны (в марте — апреле), когда возвращаются перелетные птицы.

Названия: Тōрум кан — «место поклонения божеству» и ринэква хōтал — «Вороний день»1.

Отмечают мужской и женский новогодние праздники

Манси дважды отмечают начало года: зимнее полугодие открывает мужской праздник, а летнее — женский.

В конце лета происходит смена хозяйственной деятельности: заканчивается рыболовный сезон, начинается охотничий, поэтому здесь на передний план выступают промысловые обряды, призванные способствовать будущей охотничьей удаче мансийских мужчин.

Весной, ярким признаком которой является прилет птиц (первыми здесь считаются вороны), происходит возрождение, обновление природы, соотносимое с женской и семейной сферами. Хозяйственная жизнь также меняется: завершается сезон охоты и начинается активное рыболовство.

Мужской новогодний праздник сопровождают воинственные танцы и спортивные состязания. Популярны лодочные гонки на специальных узких лодках. Помимо гребцов, в каждой из них сидит музыкант, играющий на санквылтапе — струнном инструменте в форме лодки, обычно с пятью струнами. Мелодия не развлекает участников, а является знаком для духов, предупреждающим их, что скоро в святилище придут люди для совершения обряда.

На следующий день мужчины отправляются в святилище поклониться духам и задобрить их жертвоприношениями (закалывают жеребенка, оленя или петуха).

Ждут прилета ворон

По мансийским поверьям, вороны проводят зиму в мире мертвых — южном крае Мōртым мā. Туда же уходят души умерших, чтобы затем вернуться в виде новорожденных. В фольклорных представлениях манси вороны выступают вестниками рождения детей. Потому встречают птиц, высыпая для них вокруг пня на краю селения древесные стружки из детских колыбелей — чтобы вороны отогрели в них замерзшие лапки.

Четыре дня отмечают наступление теплого полугодия

Раньше Вороний праздник был многодневным, сейчас сохранился только последний его день. В первый день на праздник собирались только пожилые женщины и маленькие девочки. Второй день был семейный — для всех женщин и детей каждой семьи. Третий день отмечали женщины и девушки. Завершал праздник четвертый, общественный день, когда звучала музыка, а участники гадали о будущем и разгадывали загадки.

К березе в лесу на краю селения привязывали арсыны — цветные полоски ткани с завязанными в них монетами, просили о благополучии. Там же оставляли угощение для ворон.

Традиционное блюдо для манси — каша саламат из ржаной муки и мяса. В огонь, на котором готовится трапеза, бросают кусочки пищи. Во дворах домов устраивают снежные столы, угощают зашедших гостей.

Примечают погоду

Манси стараются заметить, на какое дерево сядет первая прилетевшая ворона: если оно будет высоким, то ожидается затяжная весна, а если низким — скоротечная. Если прилетит сразу множество ворон, жди большой урожай грибов и ягод.

Запреты

С момента прилета ворон весной и до их отлета в теплые края осенью манси не рассказывают сказки под страхом того, что голова нарушителя покроется паршой («ворона нагадит на голову»), ведь это способ скоротать долгие зимние вечера, а в теплое время слишком много забот.

Святки у коми

Коми-пермяки (сами себя называют коми-пермяккез) — народ финно-угорской группы уральской языковой семьи. Говорят на коми-пермяцком языке, родственном коми-зырянскому и удмуртскому языкам. Численность — около 95 тысяч. Традиционно занимались земледелием и животноводством. Православные христиане.

Где: Прикамье (преимущественно Пермский край).

Когда: Рождественский Сочельник — 6 января — называется Куття вун («День кутьи»). Святки проходят с 7 по 19 января (раньше началом святочного периода был еще и Николин день, 19 декабря).

Название: Святок — Светтё, Цветтё, — по одной поэтической, но малоправдоподобной версии объясняется тем, что зимой деревья покрываются инеем так же, как летом — цветами. Старый Новый год — 14 января. Крещение — 19 января.

Готовят угощение

По названию «День кутьи» понятно, чтό становится главным блюдом рождественского Сочельника. Кутья чаще бывает перловой. Тогда же пекут сочни из пресного теста, несколько штук кладут в красный угол на божницу (полку с иконами) и потом берегут до первого выгона скота весной. Несколько сочней делают в виде креста и складывают к муке — чтобы та лучше хранилась.

Угощение, однако, в Сочельник достанется далеко не всем обитателям дома, ведь есть запрет в этот день кормить куриц. Считается, что таким образом можно обезопасить от них огороды на будущее: как ничего они не клевали на Рождество, так и летом не станут лакомиться не им предназначенными плодами.

В канун старого Нового года (Васильев вечер) лучше приготовить холодец, или юркок, для которого берут свиные, бараньи, кабаньи или даже лосиные кости и весь день тушат их в печи. На Крещение варят гороховую кашу.

Гадают

Святочные гадания не обходятся без нечисти. Каляны, чуды, черти караулят тех, кто беспечно не принял всех защитных мер при прорицании будущего, и пытаются навредить таким людям, например утащить их в прорубь. Чтобы этого не произошло, необходимо очерчивать вокруг себя защитный круг (а лучше сразу три). Тогда не страшно гадать даже на льду водоема, неподалеку от проруби.

Чудами, калянами, чертями называют еще и ряженых, которые своим неряшливым и чумазым видом изображают демонических персонажей. По народным представлениям, нечисть незримо сопровождает своих ряженых двойников, поэтому тех лучше не обижать, а щедро угощать. Выглядят чуды как маленькие человекоподобные волосатые, горбатые и рогатые существа. Иногда они имеют двойственную внешность: если смотреть на них правым глазом — они кажутся людьми (например, красивыми девушками), а если посмотреть левым глазом — сразу становятся некрасивыми и рогатыми.

В некоторых случаях можно увидеть не самих калянов и чуд, а следы их зловредной деятельности. Так, если набирать в реке или колодце воду до Крещения, то она может оказаться очень мутной, ведь резвящиеся каляны и чуды бросают в нее палки и прочий мусор, а то и вовсе моют там свои грязные ноги.

Другое место для гаданий — гумно2. Там можно раздобыть увесистую жердь-колосник3 и символически очертить ею защитный круг на полу. Ходят байки, что при этом случается услышать, как обеспокоенные чуды пересчитывают оставшиеся палки и замечают недостачу («Раз колосник, два колосник, нет колосника!»).

Сидя внутри защитного круга, нужно внимательно прислушиваться: если слышно, как где-то строгают доски или забивают гвозди — это к похоронам, а вот звук колокольчиков означает, что «чуды свадьбу играют», так что и в деревне она скоро состоится.

Для другого гадания пригодятся испеченные в рождественский или крещенский Сочельник сочни: девушка на выданье берет один и выбегает на улицу: если там ей первым встретится мужчина, то в этом году ее ждет замужество.

Праздничная примета: если на Рождество на небе много звезд, то будет большой урожай гороха. Если звезды плохо видно из-за сильного снегопада, можно не переживать: это сулит обилие хлеба.

Прогоняют нечисть

К концу Святок, на Крещение, наступает пора прощаться с беспокойными соседями-чудами. Чтобы выгнать их из дома, нужно колючими ветками можжевельника похлестать по всем углам. Из деревни их выманивают, спев по три песни в трех разных местах. После этого парни и мужчины садятся на лошадей и палками и ветками гонят чудов к воде, в прорубь, откуда тем уже не выйти до следующей зимы. Это называется «гнать» или «топтать чудов». Для верности (и в защитных целях) на Крещение водоемы нужно перекрестить или положить крест-накрест палки на прорубь или колодец — «чтобы чуд не зашел».

Крещенская вода считается не только святой, но и полезной: девушки даже моют ей волосы для пышности.

Запреты

В святочные дни нельзя стирать одежду и вывешивать ее сушиться на улице: черт рогами проткнет и придется зашивать. Также нельзя ходить за водой после наступления темноты. Заметно, что запретными оказываются действия, связанные с водой. И это не случайно: по коми-пермяцким поверьям, святочные ночи — это время разгула нечисти, которая выходит к людям как раз из водоемов.

 

1. Ср. башкирский Каргатуй («Вороний праздник»).

2. Гумно — хозяйственное помещение, где хранится и обрабатывается сжатое зерно.

3. Колосники — длинные палки толщиной 7–10 см, которые лежат на двух балках на небольшой высоте от уровня пола; на них складывают для просушки снопы.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.