20 мая 2024, понедельник, 22:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Садистская иконография

Издательство «Эксмо» представляет книгу Алины Никоновой «Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых».

Если вас увлекают тайны и загадки искусства, скрытые символы на картинах, вы любите разгадывать головоломки и узнавать новое — эта книга для вас! Из нее вы узнаете, как Фекла Иконийская подружилась с голодными дикими львами, почему на Сицилии готовят пирожное в форме женской груди, что такое мистическое обручение Екатерины Александрийской и многое другое. «Садистская иконография» — книга, в которой речь идет вовсе не о садизме, а о тех ужасах, приключениях и испытаниях, которые перенесли первые христианские мученицы и святые. Но эта страшная сказка — с хорошим концом!

Христианская иконография в течение многих веков была источником вдохновения для художников и скульпторов. Удивительная книга, которую вы держите в руках, расскажет о том, каким причудливым образом необыкновенные судьбы первых христианских мучениц и святых воплощались в искусстве разных веков. Из книги «Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых» вы узнаете, как жили эти женщины, какие подвиги и чудеса совершали во имя своей веры, как их изображали художники и почему. Книга поможет вам разгадать многие загадки европейского искусства. Если вам понравился «Иконографический беспредел» Сергея Зотова, то «Садистская иконография» откроет вам другой, неизведанный аспект европейского искусства!

Алина Никонова — искусствовед, музеолог и популяризатор искусства, кандидат искусствоведения, автор нескольких бестселлеров об искусстве и популярного блога на LiveJournal, посвященного искусству, nikonova_alina.livejournal.com, создатель и куратор Мемориального музея Н. К. Гусельникова «Человек творящий» в г. Дзержинске Нижегородской области.

Предлагаем прочитать рассказы о двух раннехристианских святых — Фекле и Петронилле.

Фекла Иконийская
Анкета
Годы жизни: 30-е гг. — II в.
Место рождения: Икония (совр. Конья, Турция)
Место смерти: Селевкия (совр. Маалюля, Сирия)
Статус: первомученица, в лике равноапостольных
Атрибуты: лев, змея, бык, тюлень, горы. На русских иконах — крест и книга (Евангелие)

Среди святых женщин христианства первой была святая Фекла, отсюда и ее особый статус первомученицы. Она носила вполне символическое имя, составленное из греческих слов «Бог» (θεός) и «слава» (κλέος), закономерно формирующих сочетание «слава Божья».

По преданию Фекла (или Текла) родилась в 30-х годах I века в Иконии, фригийском городе (современная Конья в Турции), и происходила из богатой и знатной семьи. Как-то раз туда с проповедями заехал сам апостол Павел. Его пламенные речи произвели на восприимчивую деву столь сильное впечатление, что она решила принять христианство, а заодно и отказаться от замужества, чтобы остаться девственницей.

 

Джанбаттиста Тьеполо. Святая Фекла. Фреска собора св. Феклы в Эсте, Италия, 1795

Знакомство со святым Павлом оказалось ключевым моментом в биографии Феклы, потому ее часто изображают вместе с апостолом, а в житийных клеймах икон сцена слушания проповедей и последующего личного знакомства со святым Павлом может быть представлена более детально.

Проблема была в том, что девицу уже просватали за некоего Фамира, молодого человека, подходящего ей по статусу. Потенциальный муж не оценил новые жизненные принципы невесты, его уязвленное самолюбие требовало отмщения, и он нашел радикальный способ — донес на нее правителю, ставленнику Рима. Правда, в житиях Феклы говорится, что Фамир не сам до этого додумался, а поддался влиянию неких «лицемерия исполненных» спутников Павла.

Сначала он, впрочем, пожаловался не на невесту, а на самого апостола, заявив властям, что тот «воспрещает девам вступать в брак». Правитель же «повелел Павла связать и во узилище ввергнуть». Фекла, узнав об этом, бросилась к местной тюрьме. Тюремный надзиратель не отказался от взятки, и комплекта личных украшений Феклы хватило, чтобы он пропустил ее к Павлу. После чего мать Феклы настояла на том, чтобы на суд привели не только святого, но и ее непокорную дочь. Более того, именно она решительно требовала, чтобы Феклу сожгли. Местный правитель (игемон) не смог устоять против ее напора.

Палачи привязали Феклу к столбу (по другой версии посадили на кол), а вокруг разожгли костер, но случилось чудо: ни пытки, ни пламя не причинили девушке ни малейшего вреда, а потом началась буря с дождем, погасившая костер. Когда все горожане попрятались, чтобы переждать стихийное бедствие, Фекла умудрилась выбраться за городские стены и отправилась на поиски Павла в Антиохию.

 

Франц Тон. Святая Фекла. 1902. Роспись францисканского монастыря в Падерборне, Германия

Там приключения продолжились, поскольку проповедь христианства была тогда смертельно опасным занятием. В Антиохии она встретилась с апостолом, которого воспринимала как отца. Но поскольку Фекла была очень привлекательной девицей, она понравилась местному владыке по имени Александр. Мужчина начал к ней приставать, а девушка, всегда отличавшаяся решительностью, сорвала с него хламиду, разодрала ее и «венок сняла с главы его».

Александр не стерпел такого позора и тотчас отправил Феклу на суд римскому наместнику. Тот, недолго думая, приговорил непокорную девицу к растерзанию дикими животными «за благочестие и за целомудрие». Для начала на Феклу спустили голодных львов (встречается упоминание медведицы и львицы), но звери совершенно неожиданно не стали есть ее и покорно легли у ног (или же львица растерзала сначала медведицу, а потом и льва, выпущенного следом).

 

Святой апостол Павел и святая Фекла. Фреска из пещеры св. Павла и св. Феклы в Маалюле, Сирия. 6 в.

Ночь Фекла провела в доме Трифены, родственницы местного правителя. В беседах с приговоренной она также обрела веру во Христа. На следующий день палачи пришли к выводу, что на самом деле Фекла — колдунья, а сила ее заключается в одежде. Посему было решено сорвать с девицы ее платье и натравить на нее тех же львов и медведей. И опять ничего не вышло. Звери, в отличие от зрителей, стыдливо опускали глаза, дабы не видеть наготы Феклы, а одна из львиц облизала ей ноги. После этого девушка уже по собственной инициативе прыгнула в водоем, где обитали злобные тюлени, и приняла там святое крещение.

Поскольку с дикими зверями ничего не получалось, Александр приказал вырыть глубокий ров, наполнить его змеями, ехиднами и прочими ядовитыми гадами и посадить туда Феклу. Ядовитые укусы не подействовали, и ее решили разорвать, привязав за ноги к быкам, которых кололи железными прутьями и зажженными факелами. Однако веревки разорвались, словно паутина, а быки остались на месте.

Александр испугался Бога, хранящего Феклу от всякого вреда, повелел вернуть ей одежду и отпустил на все четыре стороны. Испытания, перенесенные святой, согласно ее жизнеописанию, разделяются на несколько циклов, но художники часто собирают их все в одном изображении, окружая мученицу одновременно львами, медведями, змеями, быками, а также рисуют рядом с ней костер и шест.

Оказавшись на свободе, Фекла снова разыскала Павла, и тот благословил ее на проповедь слова Божьего. Начала она с того, что вернулась в родную Иконию, обратила свою мать в христианство и пошла путешествовать дальше.

Фекла добралась до Селевкии (на территории современной Сирии) и поселилась там в горной пещере. В этом уединенном месте она и прожила до глубокой старости. Все долгие годы святая молилась, а еще исцеляла больных. Уже в конце жизни, в возрасте 90 лет, Фекла подверглась еще одному испытанию: на нее напала шайка похотливых юнцов, которых подзуживали языческие жрецы. Они видели в женщине свою конкурентку, ведь та врачевала. Чтобы спастись, Фекла укрылась в расселине скалы, раскрывшейся, чтобы принять ее. Пещера, где она, согласно преданию, умерла, расположена в сирийском поселке Маалюла, в горе Каламон. Над ней построен монастырь, названный в честь святой.

Если верить жизнеописанию Феклы, первым ее образ создал некий неизвестный иконописец по описанию языческого жреца, чьи домогательства святая отвергла (а заодно и немного побила). С трудом добравшись до дома, он призвал художника, описал девушку, и когда образ был готово, признал, что портрет получился очень похожим. Жрец приложился к иконе и тотчас исцелился.

Первые изображения святой Феклы восходят еще к фрескам в Пещере Святой Феклы в Айя Напе на Кипре. На одной из них Фекла представлена в одежде знатной римлянки в обществе апостола Павла.

Как и большинство святых, ее писали с пальмовой ветвью — символом мученичества, а также с шаром огня в руках. Рядом с ней иногда размещали колонну (кол), вокруг которой взметаются языки пламени, а также львов, быков, змей или тюленей. Так, в частности, ее представляет немецкий художник Франц Тон в росписи 1902 года для францисканского монастыря в Падерборне. Сцены мученичества запечатлели привязанную к колу либо к двум быкам мученицу, сидящей на арене в окружении диких животных. Фоном для изображения святой могут быть горы, поскольку значительную часть жизни она провела в горной местности.

Святая Фекла (Текла) была очень любима в Италии и в Испании, где в ее честь освятили множество церквей. Например, она считается покровительницей города и коммуны Эсте в Италии. В местном соборе находятся фрески, выполненные Джованни Баттиста Тьеполо1 — на них святая Фекла, согласно местному преданию, избавляет город Эсте от эпидемии чумы в 1630 году.

В русской иконописи святую Феклу принято рисовать в скромном одеянии с головой, покрытой темным покрывалом, она может держать в руках крест и Евангелие.

 

Петронилла Римская
Анкета
Годы жизни: 30-е гг. — конец I — начало II вв.
Место рождения: Галилея (совр. Израиль)
Место смерти: Рим (Италия)
Статус: дева-мученица
Атрибуты: пальмовая ветвь, белые лилии

Оказывается, у святого Петра была дочь, которую вполне предсказуемо звали Петронилла (или Аурелия Петронилла). Подробности ее жизнеописания документально не подтверждены, однако существование святой с таким именем, умершей приблизительно в конце I века и похороненной в катакомбах Домитиллы, является неоспоримым фактом.

Легенда гласит, что Петронилла могла быть либо родной, либо духовной дочерью святого Петра. Во втором варианте истории утверждается, что дева — потомок Тита Флавия Петрона, деда императора Веспасиана. Есть еще и третья версия происхождения Петрониллы, утверждающая, что она была служанкой Петра, обращенной в христианство. Поэтому иногда ее изображают одетой в лохмотья и с метлой в руке.

Однако во всех трактовках упоминается, что девушка была невероятно хороша собой. Опасаясь за ее благочестие и желая защитить от докучливых поклонников, святой Петр запер воспитанницу в башне. По другой версии, после его молитвы Петронилла оказалась полностью обездвиженной, парализованной.

Однажды в дом святого Петра в Риме пришли другие апостолы и спросили его о Петронилле. Он приказал девушке выйти и служить им, после чего та исцелилась: «Однажды, когда ученики собрались за трапезой, Тит спросил Петра: "Если ты исцеляешь всех страждущих, почему не исцелишь Петрониллу, лежащую на одре болезни?" Петр ответил: "Так суждено ей. Но чтобы вам не казалось, что слова мои — лишь отговорка и ее невозможно исцелить, встань немедля, Петронилла, и прислуживай нам".

Она тотчас поднялась, исцеленная, и служила им. Когда дева закончила прислуживать, Петр велел ей: "Иди на свое ложе". Тотчас она вернулась на ложе, как и прежде страдая от болезни. Но когда ее любовь к Богу стала совершенной, она совершенно исцелилась»2.

Бартоло ди Фреди. Исцеление св. Петрониллы св. апостолом Петром. Ок. 1380. Фрагмент росписи пределлы собора св. Франциска в Монтальчино

Сцену, когда святая Петронилла прислуживает апостолам после чудесного исцеления, можно увидеть на картине Сано ди Пьетро3. Также иногда изображалось, как святой Петр поднимает недвижную Петрониллу на ноги в присутствии других апостолов. После чудесного исцеления она обрела дар, поэтому некоторые художники писали ее в окружении больных и увечных, которых она излечивала с помощью молитвы.


Сано ди Пьетро. Святая Петронилла. Национальная Пинакотека, Сиена

Однако злоключения святой только начинались. После исцеления Петрониллу увидел некий мужчина по имени Флакк, человек богатый и благородного происхождения, но, к сожалению, убежденный язычник. Он возжелал жениться на Петронилле, сделал ей предложение и дал три дня на размышления, предполагая, что никакого иного ответа, кроме положительного, девушка все равно дать ему не сможет. Тем более, в случае отказа он обещал ее убить.

Бедная Петронилла так и не смогла убедить его отступиться или хотя бы принять христианство, поскольку она имела твердое намерение сохранить девственность и чистоту во имя Христа, и тогда избавилась от поклонника единственным доступным способом: объявила трехдневную голодовку, сопровождаемую молитвами, после чего благополучно скончалась. Считается, что Бог призвал святую к Себе по ее же просьбе. В итоге, вернувшись через три дня за ответом, Флакк попал лишь на похороны Петрониллы.

Сцену погребения можно увидеть на картине Гверчино4. Могильщики опускают бренное тело девушки в подготовленную могилу, рядом стоит святой Петр и назидательным жестом указывает на это Флакку, представленному в виде юноши в наряде дворянина, одетого по моде середины XVI века. Одновременно на небе Петрониллу приветствует Иисус Христос, ее истинный Небесный Жених.

 

Гверчино. Погребение святой Петрониллы. 1621–22. Капитолийский музей, Рим

История неудавшегося сватовства Флакка к святой Петронилле имела и продолжение. У нее была сводная или молочная сестра, Феликола. Оставшись без невесты, мужчина решил переключить свое внимание на эту девушку, но она, как и сестра, ему отказала. В наказание убежденную христианку подвергли пыткам, а затем казнили.

Обстоятельства мученической смерти Феликолы описываются в разных источниках по-разному. В одних текстах написано, что ее заключили в тюрьму, где она провела несколько дней без еды и воды, затем с нее сорвали одежды, вывели на площадь и подвергли пыткам, отчего девушка и умерла. Ее тело выбросили в клоаку возле виа Адреатина в Риме. Там позднее его нашел святой Никомед и достойно похоронил мученицу. По другой версии, Феликолу бросили в клоаку еще живой, и она скончалась в древнеримских нечистотах. Дата смерти святой установлена довольно точно — 90 год н. э.

Святую Петрониллу принято изображать с пальмовой ветвью, символом мученичества, и с белыми лилиями, символом девственности. В некоторых сценах она сопровождает святого Петра, своего предполагаемого отца. В катакомбах Домитиллы, где мученица была похоронена, есть фреска, запечатлевшая ее и некую матрону по имени Венеранда, которую Петронилла встречает у входа в Рай, как бы замещая святого Петра в качестве привратника.

 

1. Джованни Баттиста Тьеполо (5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — итальянский живописец и гравер, виртуоз офорта, художник-декоратор, фрескист, представитель венецианской школы.

2. Иаков Ворагинский. Золотая легенда. Т. 1. Москва: Издательство Францисканцев, 2017. С. 444.

3. Сано ди Пьетро, Ансано ди Пьетро (1405, Сиена — 1481, там же) — итальянский художник, сиенская школа. Занимался станковой живописью, книжной миниатюрой, фреской и росписями деревянных обложек расходных книг для казначейства. В 1428 году он был принят в Арте дель Питтори — сиенскую гильдию художников одновременно с Джованни ди Паоло и Сассеттой.

4. Гверчино (Гуэрчино, — «косоглазый»; наст. имя Джованни Франческо Барбьери) (крещен 8 февраля 1591, Ченто, Феррара — 22 декабря 1666, Болонья) — итальянский живописец болонской школы.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.