Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу ассириолога и историка искуства Юлии Чмеленко «Шумерские мифы. От Всемирного потопа и эпоса о Гильгамеше до бога Энки и птицы Анзуд».
Одна из древнейших цивилизаций — шумерская — до сих пор является объектом мистификаций. Откуда пришли шумеры? Как объясняли жизнь и смерть? Каким божествам поклонялись? И в чем видели предназначение человека?
Мифология шумеров во многом реконструирована по более поздним вавилонским и ассирийским источникам, открывшим миру сказание о Потопе, легенду о стране без смерти и печали и подвиги Гильгамеша. «Шумерские мифы» расскажут о небесных и земных богах, героях и демонах, легендах и оберегах, священных ритуалах и магических заклинаниях.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Правители подземного царства
Владычицей подземного царства в шумеро-аккадской мифологии считалась богиня Эрешкигаль — старшая сестра и соперница богини любви и плодородия Инанны. Вероятно, изначально Эрешкигаль была олицетворением зимнего, непродуктивного времени года, в то время как ее сестра Инанна воплощала собой весенне-летний, плодородный период. Постепенно образ старшей богини эволюционировал во владычицу смерти и потустороннего мира. Иногда ее также называли Иркаллой по аналогии с названием царства мертвых. Власти Эрешкигаль подчинялись семь судей подземного мира Ануннаков. Главный храм, посвященный ей, находился в городе Куте.
Наиболее подробно о богине Эрешкигаль рассказывают два мифа: «О нисхождении Инанны в нижний мир» и история ее брака с богом Нергалом.
Культ повелителя подземного царства претерпел довольно большую эволюцию. «Владыка преисподней», «Убийца всего» считался богом войны, мора, истребления и смерти. Однако история его почитания восходит к древнейшему шумерскому божеству Гугаланна, что переводится как «дикий бык Ана». В доаккадское время имя бога Нергала писалось знаком, символически изображающим голову быка, а в шумерских гимнах он фигурирует как «Победоносный бык».
Формирование «классического» образа Нергала как бога войны относится уже к аккадскому периоду. Выдвижение его культа произошло в правление царя Нарам-Суэна (2237–2200 гг. до н. э.), в надписях которого многочисленные победы объясняются покровительством этого воинственного бога. К тому же периоду относится и первое упоминание Нергала в стандартной записи его имени.
В эпоху III династии Ура почитание Нергала в новой форме распространилось на крайнем юге Месопотамии — в Шумере. Связывается это с правлением царя Шульги (2094–2046 гг. до н. э.), который вел активную завоевательную политику. В Шумере наиболее близким персонажем в это время был Месламтаэа — божество подземного мира и войны. Поначалу Нергал и Месламтаэа совместно почитались в храме Эмеслам, но во II тыс. до н. э. Нергал окончательно поглотил образ Месламтаэа. Объединение культов этих двух богов, вероятно, и привело к появлению у Нергала хтонических черт, в аккадское время для него не характерных.
Претерпел изменения и символический образ божества: со временем с ним стал ассоциироваться не только бык, но и лев — два смертельно опасных существа, образы которых согласуются с природой Нергала как бога, несущего гибель. В мифе об Эрре бог говорит о себе так:
Я на небе тур, и лев на земле я,
В мире я царь, средь богов я грозен...
В тростниках я огонь, в лесу я секира, в походе — знамя1.
В одном из гимнов царя Шульги говорится, что «оружие насыщается кровью подобно Нергалу»2. Зачастую бога сопровождали демоны, вызывающие болезни и безумие. Подобно богу Эрре, он насылал на людей и скот лихорадку и чуму. Несчастье к жителю Месопотамии приходило с прикосновением «руки Нергала». Молитвы и гимны часто посвящались этому богу с целью отвратить его губительную силу.
В месопотамском календаре Нергалу был посвящен девятый месяц — кислиму (ноябрь — декабрь), что переводится как «выход Убийцы». Жители Двуречья ассоциировали максимальное сокращение светового дня и ужасные погодные условия с выходом владыки преисподней из своего жилища.
В то же время на месяц кислиму приходился урожай финиковой пальмы — шумеры полагали, что богатый урожай фиников зависит от благоволения всесильных в это время года богов подземного мира. Считалось, что росту финиковых деревьев способствует бог Нергал.
В клинописных текстах Нергал нередко называется стражем, стоящим у входа в подземный мир. Его образ также был связан с чужаками и враждебными странами, например Эламом.
Главным культовым центром Нергала, как и Эрешкигаль, был город Кута; именно там располагалось главное святилище этого бога — храм Эмеслам.
Цилиндрическая печать, середина II тыс. до н. э.
Цилиндрические печати использовались в качестве знака собственности или идентификации. Оттиск печати ставили на куске глины, которым запечатывали сосуды, двери, корзины. Оттиски также ставили на клинописных табличках, посвященных коммерческим и юридическим сделкам. Печати часто изготавливались из драгоценных камней. Защитные свойства приписывались как изображениям, так и самому материалу.
Надпись на печати гласит:
Нарамтум
дочь Ахуни
сын Даган-Малика
слуга (божества) Нергала
(и) Мамитум.
Нергал и Эрешкигаль
Повествование о союзе бога Нергала и богини Эрешкигаль в шумеро-аккадской мифологии имеет несколько вариантов.
В одном из мифов рассказывается, что жестокая богиня мертвых Эрешкигаль долгие годы безраздельно властвовала «в стране без возврата». Она безжалостно расправлялась со всяким, кто попадал в ее мрачное царство. Даже свою родную сестру Инанну злая царица старалась погубить. Не знала она ни любви, ни сострадания, ни материнского чувства.
Как-то раз великие боги решили устроить большой пир в доме своего небесного отца Ану. Пригласили они и Эрешкигаль. Царица подземного мира отказалась принять участие в пиршестве. Боги не возражали, но попросили ее прислать угощения в знак уважения к ним.
Эрешкигаль пришла в ярость от этого требования. Призвав самого свирепого из своих слуг — демона чумы Намтара, она послала его с корзиной угощений к богу Ану. Когда боги увидели отвратительного вестника подземного мира, они испугались и поскорее отослали его прочь.
Пир продолжился, и боги, раззадорившись вином, решили смирить жестокую Эрешкигаль, отправив к ней бога войны, хозяина кровавой планеты Марс — Нергала. Тот собрал четырнадцать своих прислужников и двинулся ко входу в подземное царство. «Сверкающую молнию» он поставил у первых ворот, «Истощающую лихорадку» — у вторых ворот, «Истребляющее пламя» — у третьих ворот, «Подстерегающего» — у четвертых ворот, и у остальных десяти ворот также поставил своих верных слуг.
Бронзовый колышек в форме рычащего льва, заложенный в фундамент храма из Уркеша, ок. 2200–2100 гг. до н. э. Аналогичный колышек был заложен в основание храма, посвященного богу Нергалу
Никто не посмел противиться непобедимому богу войны. Даже ужасный Намтар безропотно открыл перед ним двери подземного царства. Нергал вошел во дворец, схватил Эрешкигаль за волосы и стащил ее с трона на землю, готовясь отрубить ей голову. Царица Иркаллы внезапно зарыдала и взмолилась о пощаде. Удивился Нергал смирению самой безжалостной из богинь и выпустил ее. Тогда Эрешкигаль предложила богу войны взять ее в супруги и разделить с ней власть в подземном царстве. Нергал с радостью согласился и пообещал исполнять все, о чем ни попросит царица.
Так бог Нергал стал супругом богини Эрешкигаль и властителем подземного мира.
Существует и другая версия этой поэмы, найденная при раскопках Телль-эль-
Амарны. Согласно ей, Нергал попадает в царство мертвых, нарушив законы отношений между верхним и нижним мирами.
Устроив пир на небесах, боги отправили уведомление своей сестре Эрешкигаль, чтобы та снарядила посла за своей долей: богине нельзя было подниматься на небеса, а небесные жители не могли спускаться к ней.
Эрешкигаль отправила своего посла Намтара, при виде которого все боги почтительно встали. Один только Нергал по неясным причинам не сделал этого. Узнав о случившемся, Эрешкигаль потребовала прислать указанного бога к себе, намереваясь предать его смерти. Намтар передал волю Эрешкигаль богам, и Нергалу пришлось отправиться в подземное царство.
Спустя какое-то время Нергал покинул преисподнюю, чтобы затем снова вернуться и остаться там навсегда, сделавшись супругом Эрешкигаль и владыкой подземного царства.
При этом он уходит и приходит под разными именами. Пока он идет туда, он Нергал. Там, в подземном мире, он Эрра, и как Эрра он его покидает. То есть, уходя и возвращаясь, он выступает в двух разных ипостасях, являясь, таким образом, заменой самого себя. Когда же он воцаряется в подземном мире, он уже окончательно остается Нергалом.
Этот миф еще раз демонстрирует нам в действии закон равновесия мира живых и царства мертвых, который гласит «голову за голову» (шум. «саг-аш-саг-ана»).
Эрра — бог разрушительных стихий
Владыка подземного царства Нергал нередко выступает в ипостаси бога чумы, войны и разрушительных стихий Эрры.
Миф о том, как Эрра решил уничтожить забросивших его культ людей, занимает отдельное место в шумеро-аккадской мифологии. В нем рассказывается, как Эрра бездействует в своем жилище в окружении воинственных демонов Сибитти (букв. «Семеро») и своего советника Ишума. Демоны взывают к Эрре, жалуясь на то, что без убийств их оружие ржавеет. Они нашептывают богу, что люди потеряли страх перед ним, забросили его культ и своим шумом нарушают покой Ануннаков. Ишум пытается убедить бога не начинать разрушительных действий, однако Эрра не слушает его. Он отправляется к верховному богу Вавилона Мардуку, в его жилище Эсагилу.
Представ перед Мардуком, Эрра обращает внимание на то, что священные одежды и тиара верховного бога померкли. Мардук отвечает, что для того, чтобы вернуть прежнее сияние его облачению, он должен покинуть свое обиталище, однако его уход приведет к нарушению мирового порядка и повлечет за собой страшные бедствия.
Эрра заверяет, что он готов проследить за мировым порядком, пока Мардук будет отсутствовать. Верховный бог соглашается и вверяет Эрре власть над миром. Но с уходом Мардука обычный порядок вещей нарушается: тьма покрывает день, ярко вспыхивает «звезда Эрры» (Марс), предвещающая человечеству несчастья и разрушения.
Эрра уничтожает Вавилон и направляется к Уруку, городу блудниц, где правит Инанна (Иштар). Урук тоже постигает судьба Вавилона. В разговоре с богиней Инанной Эрра восклицает в гневе:
«...Сина лицо я закрою ночью,
<...>
Сокрушу я страну, обращу в руины,
Города разрушу, превращу в пустыню,
Моря всколыхну, истреблю их богатства,
<...>
Ниспровергну людей, погублю все живое,
<...>
В обитель богов, куда злому нет входа, введу злодея,
Приметы сделаю дурными, святилища приведу в запустенье».
На что советник Ишум печально произносит:
«Горе людям моим, на кого Эрра рассержен и гневен,
На кого Нергал-воитель, словно бурю сраженья, напускает Асакку»3.
Ишум обращается к богу, указывая на катастрофические результаты его правления, на хаос и разруху, которые тот принес в Вавилон. В то же время, стремясь польстить тщеславию бога, советник подчеркивает, что Эрру страшатся даже великие боги.
Под влиянием речей Ишума Эрра отворачивается от Аккада и направляет свой гнев на соседние страны. Насытившись разрушениями, бог внимает увещеваниям советника и прекращает погром. Более того, он признаёт свою вину и обещает благоволить всей Южной Месопотамии. Ишум предлагает богу отдохнуть от дел, и тот соглашается, после чего Ишум произносит благословение над опустошенными землями, делая их снова населенными и плодородными.
1. Перевод В. А. Якобсона.
2. Цит. по: Jacob Klein, Three Šulgi Hymns (Bar-Ilan University, 1981), p. 142–143.
3. Миф об Эрре. Перевод В. А. Якобсона.