21 мая 2024, вторник, 00:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 октября 2022, 18:21

52 упрямые женщины. Ученые, которые изменили мир

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Рэйчел Свейби «52 упрямые женщины. Ученые, которые изменили мир» (перевод Натальи Колпаковой).

Это книга женщины о женщинах, чьи имена незаслуженно забыты исключительно в силу гендерной принадлежности. Между тем их научные открытия и исследования в области медицины, биохимии, биологии, физиологии, археологии изменили к лучшему жизнь на планете, позволили победить смертельные болезни, расширить наши знания о мире. Каждая из героинь прошла уникальный путь, и каждая столкнулась с неприятием общества. Их не замечали и игнорировали, их достижения приписывали мужчинам, если же это не удавалось, то в первую очередь подчеркивали их статус жены и матери, а профессиональные заслуги преподносили как бонус. Но они продолжали работать несмотря ни на что и вышли из этой схватки победительницами.

Предлагаем прочитать один из вошедших в книгу очерков.

 

Эмили дю Шатле
1706–1749
физик

Долгие годы единственным полным переводом на французский язык шедевра сэра Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии» (Philosophiae Naturalis Principia Mathematica / Principia) был перевод, выполненный в 1749 г. Эмили дю Шатле. У нее ушло четыре года на этот проект, включая работу над основным текстом, создание комментариев (287 страниц) и дополнительной математической части. Хотя Эмили переводила труд Ньютона несколько лет, последние месяцы до крайнего срока оказались особенно напряженными: она перешла на 17-часовой рабочий день, часто длившийся до пяти утра. Когда Эмили одолевал сон, она погружала руки и ноги в ледяную воду, а потом энергично хлопала в ладоши, чтобы взбодриться. Эмили торопливо писала, почти не отрывая пера от бумаги, и ее пальцы часто были перепачканы чернилами. Ей нужно было успеть до рождения четвертого ребенка. Она завершила гигантскую рукопись и на той же неделе родила дочь. Десять дней спустя дю Шатле умерла.

Смерть 42-летней дю Шатле, считавшейся одним из выдающихся умов Европы, «феноменом», «гением уровня Гомера и Ньютона», стала большой утратой для научного сообщества. Однако за относительно небольшой промежуток времени она очень многое сделала для понимания своими современниками ньютоновской физики и помогла поколениям ученых одолеть труд Ньютона.

Как дю Шатле получила научную базу для этой работы — неизвестно, поскольку о ее воспитании почти не осталось сведений. Историки располагают лишь самой общей информацией: отец, чиновник при дворе Людовика XIV; замужество в восемнадцать лет; немолодой муж благородного происхождения, военный; рождение детей. Затем, в двадцать шесть лет, Эмили начала брать частные уроки у выдающегося математика и мыслителя, которого сменил другой преподаватель, восходящая математическая звезда. Если многие французские ученые стояли на стороне Рене Декарта, оба учителя дю Шатле поддерживали Ньютона.

Для Эмили познакомиться с математикой и ньютоновской физикой было всё равно что впервые в жизни надеть очки: она вдруг увидела отдельные листья в кроне дерева, казавшейся сплошным пятном. Ее завораживало применение новообретенных знаний в необычных областях. Теперь Эмили могла рассчитать, какой силы должен быть порыв ветра, чтобы ветка закачалась. Уравнения дали ей возможность построить схему полета птиц. Наряду с математикой и физикой дю Шатле жадно поглощала тексты по философии, литературе и другим наукам. Через два года возможностей одного преподавателя ей было уже недостаточно, и она распахнула двери своего дома в Сире (примерно в 240 км к востоку от Парижа) перед интеллектуалами. Многие воспользовались ее любезностью. Как отмечала дю Шатле при обсуждении английского стихотворения, которое перевела на французский, «иногда случается, что работа и учеба заставляют гений заявить о себе». Гений дю Шатле заявил о себе очень ярко.

Одним из ее первых публичных действий на интеллектуальном поприще стало участие в ежегодном состязании французской Королевской академии наук в 1737 г. Темой была природа и распространение огня. В последний момент, всего за две недели до окончания конкурса, дю Шатле решила подать свою работу. Эту возможность ей обеспечила анонимность; судьи не могли дискриминировать участников, не зная их имен. Хотя она не выиграла, ее работа была впоследствии опубликована с указанием в качестве автора «молодой дамы высокого положения». Поскольку во времена дю Шатле у нее и близко не было соперниц, личность автора должна была быть очевидна современникам.

Обретая уверенность в себе и набирая темп, дю Шатле в 1740 г. издала свою первую книгу «Основы физики» (Institutions de Physique). Она хотела учить сына основам физики, но для этого не существовало учебников. В ее книге ясно и четко излагались идеи Ньютона, Декарта и Лейбница. Это было тщательное обобщение чужих идей, но нашлись желающие морально уничтожить ее саму.

Вскоре после выхода книги в свет секретарь Королевской академии наук опубликовал письмо, оспаривающее утверждения, сделанные в тексте дю Шатле. Женщин вообще он обвинил в легкомыслии, а лично дю Шатле — в скудоумии: она неправильно поняла и его научную работу, и свою обожаемую ньютоновскую физику, а ее представления об основах математики грешат неполнотой. Тон письма был наглым и покровительственным. Научные споры научными спорами, но это письмо — явная попытка выбить Эмили из пространства дискуссии.

Дю Шатле была слишком горда, чтобы оставить хамскую критику без ответа, не заставившего себя долго ждать. С хирургической точностью разделываясь с письмом секретаря, она опровергла его претензии, отвечая ему в том же вызывающем тоне, но постоянно демонстрируя мастерское владение предметом. Дю Шатле разослала свой подробный ответ пятистам членам Академии. Секретарь был только что избран, но из-за ее письма был вынужден вскоре подать в отставку.

Главное достижение дю Шатле — перевод и комментирование труда Ньютона — оказалось и последним. Этот текст стал логичным результатом ее многолетней работы. К сожалению, весомый вклад дю Шатле в развитие физики часто остается незамеченным. В книгах и статьях ее чаще всего упоминаюттолько как музу Вольтера.

Вольтер и дю Шатле около пятнадцати лет, не считая нескольких недолгих периодов разлуки, жили вместе в ее доме в Сире, даже после того как Вольтер утратил романтический интерес. (Супруг дю Шатле не только не возражал против такого положения дел, но и финансировал работу своей жены и ее любовника.) Первый серьезный вклад дю Шатле в науку скрыт в творчестве Вольтера: в его книге «Элементы философии Ньютона» (Éléments de la philosophie de Newton) разделы более абстрактно- математического и научного характера написаны ею. К моменту своей смерти дю Шатле стала намного более значимым ученым ньютоновской школы, чем Вольтер, но тем не менее в исторических описаниях их отношения по-прежнему заслоняют ее научные достижения.

Дю Шатле спешила сохранить свое наследие и закончить перевод «Математических начал», добавив недостающие объяснения и подкрепив аргументы Ньютона новыми уравнениями, словно знала, что это будет ее последнее свершение.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.