20 мая 2024, понедельник, 21:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 сентября 2022, 18:00

Выход есть

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Эммы Страк «Выход есть. Как распознать насилие и начать действовать» (перевод с французского Александры Васильковой). Книга-путеводитель, которая поможет подросткам и окружающим их взрослым распознать насилие, перестать молчать и начать действовать.

Насилие в современном мире может принимать разные формы. Путь от вроде бы безобидных замечаний и выдуманных прозвищ до буллинга, сексуального домогательства и физических нападений оказывается не таким уж далеким даже в XXI веке. Автор этой книги — популяризатор науки и журналист Эмма Страк — подробно рассказывает, как запускаются токсичные механизмы в любом коллективе, какие стороны участвуют в происходящем и как неравнодушие, уважение, солидарность и эмпатия могут разорвать порочный круг насилия, агрессии и дискриминации. Вы узнаете, почему жертвы насилия не виноваты в том, что с ними происходит, почему так сложно решиться рассказать об агрессоре или даже просто сказать «нет» и какие шаги мы все можем предпринять, чтобы улучшить ситуацию. Выход есть.

Книгу можно назвать настольным справочником по борьбе с насилием: помимо мировой и российской статистики, здесь вы найдете ссылки на законы, различные сайты и телефоны горячих линий, куда можно обратиться, чтобы рассказать о своей проблеме и получить поддержку.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Токсичные механизмы

Грубая сила против неуверенности

Сила на стороне агрессора и его пособников или тех, кто всё видит и бездействует. Жертва и без того была неуверенной в себе. А теперь она еще больше слабеет перед этим дорожным катком, который неумолимо надвигается на нее. Это неравный и бесчестный бой.

Самый первый, решающий момент преследования и травли — это насилие. Оно определяет соотношение сил между агрессором и его жертвой и постоянное доминирование агрессора.

Главный преследователь может быть старше или сильнее жертвы, но это не всегда так. Часто сила кроется в представлении о ней. Она питается уверенностью в себе и поощрением окружающих.

Принадлежность к группе дает уверенность и силу.

Агрессор чувствует, что ему позволено оскорблять, угрожать, бить… Изоляция же, напротив, делает человека слабым, особенно в переходном возрасте.

Агрессора подпитывает хрупкость жертвы. Она старается относиться к другим по-доброму, а преследователь пользуется этим и практически подчиняет. Очень часто жертва понятия не имеет о собственной личности, не знает, что у нее есть внутренняя сила и свет. Ей недостает уважения к себе и уверенности.

Преследователь использует силу, чтобы запугать жертву и получить над ней полную власть.

Но есть кое-что более мощное, чем физическая сила или численное превосходство. Это мыслительная работа. Это ум — изобретательный и острый.

Произвол стаи

Кого не принимают в компанию, потому что считают недостойным или неподходящим? Того, кто не подчиняется общим правилам и явно отличается от остальных. Принадлежать к группе — значит слиться с ней в единое целое. Она действует как бульдозер — мощно и напористо, но зачастую совсем не умно.

В группе между всеми должно быть сходство. Можно одеваться в одном стиле, чтобы со стороны сразу было видно: о да, это банда. Общими могут быть музыкальные вкусы, семейные истории, определенный тип юмора… Словом, должно быть что-то объединяющее. В группе никто не хочет показывать, что отличается от других. Тот, кто выделяется, сильно рискует: вдруг его выгонят?

И каждый старается не быть особенным. Группа оставляет мало места для мысли, индивидуальности и собственных интересов. А жертва часто бывает очень искренней, честной и верной себе.

Если исключенного из компании человека держат на расстоянии, членов группы это даже успокаивает. Их-то никто не изгонял, они свои, нормальные. Есть кто-то другой, кого можно презирать за отличия, на кого можно показывать пальцем. Можно не опасаться, что когда-нибудь поменяешься с ним местами.

Ты в группе — значит, не один. Значит, ты часть целого. Та или тот, кого сообщество признает и уважает. И если вся группа травит одиночку, надо действовать заодно со всеми. Заниматься общим делом, чтобы доказать верность группе. Принадлежность к ней словно оправдывает любые мысли и поступки. И размывает ответственность.

Ведь это не ты, а кто-то другой решил причинять боль, бить и унижать. Но что, если бы ты был один, а не в компании? Ты бы стал изводить жертву? И зачем? А если бы на ее месте оказался кто-то из твоих близких — родственник, друг? А если ты? Ответь на эти вопросы честно. И подумай о том, что согласие — это одобрение.

У группы общая идентичность, даже если она и размытая. Изгоя воспринимают как не такого, странного, чудного. Он не похож на других, и только поэтому стая считает себя вправе не уважать его как личность. Личность целостную, со своими особенностями. В нем перестают видеть человека. Так группа и сама лишается человечности. Как будто, запрещая себе быть людьми, ее члены освобождают себя от мыслей о насилии, которое совершают.

Молчаливое большинство

Травля — это групповое явление. Даже если удары наносит один человек, другие всё знают, видят и понимают. И молчат. Они тоже участвуют в травле, хотя и пассивно.

Ты видишь, но не протестуешь? Или притворяешься, что ничего не замечаешь? Так ты просто игнорируешь жертву.

Но ты знаешь о ее существовании и понимаешь, что с ней делают. Если прятать голову в песок, насилие не прекратится само собой.

«Молчание вместо протеста делает людей подлецами».

Элла Уилер Уилкокс, американская поэтесса

«Страх, который испытывают все, при тирании порождает трусость большинства».

Витторио Альфьери, итальянский поэт

Часто молчаливой толпе мешает отреагировать страх. Страх привлечь внимание. Страх выглядеть предателем. Страх, что на тебя тоже начнут показывать пальцем и в конечном счете ты станешь мишенью.

Дисбаланс власти

На скрытом и явном насилии держатся отношения доминирования. Это способ подавить других — физически, психологически или социально, — чтобы контролировать их и навязать собственные правила. Травля — это злоупотребление властью.

Человеку свойственно стремиться к превосходству над окружением. С давних времен его отличало желание покорить природу. И не только природу: история сохранила немало имен деспотичных правителей.

Физическая сила

В среднем мужчины физически сильнее женщин — из-за гормонов и мускулатуры. И если заглянуть в историю, мы увидим, что с этой самой силой постепенно стали связывать понятие власти. Женщин прозвали слабым полом, хотя на многих работах они оказываются гораздо выносливее мужчин. И это тоже биологическая особенность организма. Так почему бы не принять эти различия, не сравнивая?

Руководителя страны называют главой государства или действующей властью. Однако именно злоупотребление властью создает такое отклонение от нормы, как преследование. Нам известны политические режимы, при которых действующая власть допускала притеснение и уничтожение одной из групп населения: евреев в нацистской Германии, темнокожих при апартеиде в ЮАР, тутси во время геноцида в Руанде.

Иерархическая власть

Это власть руководителя над подчиненным. Он наделен полномочиями, принимает решения, раздает задания, ставит цели, может поддержать способного члена своей команды, чтобы тот получил повышение, прибавку к зарплате или премию.

Социальная власть

В группе ее может проявлять, например, человек популярный по отношению к робкому. Первый говорит уверенно, дразнит, метко отвечает. А вот второй почти шепчет, краснеет, отмалчивается. Если первый злоупотребляет своей непринужденностью, он превращает ее во власть в ущерб второму.

Дело Вайнштейна

Некоторые злоупотребляют социальным или профессиональным статусом. Так, Харви Вайнштейн, американский кинопродюсер, воспользовался своим влиятельным положением. Он домогался многих женщин, показывая, что их успех и самореализация зависят от него.

Закон молчания

Часто жертву школьной травли считают необщительной. Агрессоры своими действиями лишают ее права на социализацию и обрекают на молчание. И часто она предпочитает хранить молчание везде, где бывает.

Молчание — одновременно и одна из шестеренок системы, и линия поведения, которую выбирают многие жертвы травли. Они все больше замыкаются в молчании, и возникает порочный круг.

Жертва хранит молчание по двум главным причинам. Первая связана со страхом: жертва боится репрессий со стороны агрессоров в случае, если решится рассказать о том, что они делают. Вторая — со стыдом, который она испытывает. Жертва, униженная тем, что ей приходится терпеть, поддается чувству вины: «Наверное, я заслуживаю то, что со мной происходит. Это я своим поведением или характером провоцирую нападки. Что посеешь, то и пожнешь». Агрессоры, пользуясь тем, что жертва молчит, продолжают бесчинствовать.

«Самое мучительное страдание — то, о котором нельзя рассказать».

Эмманюэль Каррер, французский писатель и кинорежиссер

Травля может длиться сколько угодно. Молчание подпитывает ее и даже поощряет. Из-за того, что жертва молчит, ее ресурсы в конце концов истощаются. Она впадает в отчаяние и иногда совершает непоправимое.

В своем дневнике Эмили Монк объясняет, почему не решалась жаловаться на травлю, которой она подвергалась в школе несколько лет. Родители узнали о буллинге, читая записи девушки уже после того, как она покончила с собой. Вот отрывок из этого дневника:

«Я решила никому не говорить про тот ад, в котором жила в школе, по нескольким причинам. Прежде всего, не хотела, чтобы родители знали, до чего я была жалкой. Кроме того, я не хотела, чтобы они волновались. И наконец, я понимала, что они пойдут к директору и все ему расскажут, и прекрасно осознавала, что от этого мое положение станет только хуже. Да, они назвали бы меня жалкой. Им было известно, что в младших классах со мной никто не дружил. Я просто делала вид, что у меня есть друзья, чтобы родители не считали меня полным ничтожеством. В общем, чтобы они не думали как я».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.