20 мая 2024, понедельник, 22:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2022, 18:00

Китай: пузырь, который никогда не лопнет?

Издательство «Директ-медиа» представляет книгу Томаса Орлика «Китай: пузырь, который никогда не лопнет?».

Уже четыре десятилетия экономика Китая устойчиво растет, и всё это время экономисты предсказывают ей скорый коллапс, который никак не настанет. Томас Орлик, эксперт Bloomberg Economics, в книге «Китай: пузырь, который никак не лопнет?» объясняет, как руководство страны поддерживает постоянный рост и избегает крупных кризисов.

Основный инструмент стимулирования экономики в Китае — быстрый рост кредитования, наращивание внешнего долга, в итоге экономика часто балансирует на грани долговой ямы. Другие азиатские страны впадали в глубокий кризис при меньших долговых обязательствах, но китайцы до сих пор избегают коллапса. Как им это удается и что будет, если пузырь все-таки лопнет? Ответы на эти вопросы можно найти в книге Томаса Орлика.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Сценарии развития китайского кризиса

В прошлом Китаю удавалось убежать от своих проблем. В конце 1990-х гг. объем непогашенных кредитов КНР составлял около трети ВВП, и уже тогда это бремя казалось непосильным. На фоне десятилетия двузначного роста этот багаж безнадежных кредитов стал незначительной сноской в истории подъема Китая. Провернуть такой трюк снова будет непросто.

В конце 1990-х гг. население Китая было молодым и растущим. Коренные реформы государственного сектора, проведенные Чжу Жунцзи, переориентировали экономику на рост. Вступление в ВТО открыло двери на неосвоенный мировой рынок. Доля проблемных кредитов в общем объеме кредитования была высокой, но в целом уровень задолженности оставался низким, что делало рекапитализацию банков относительно доступной. В 2018 г. ситуация кардинально изменилась. Трудоспособное население старело и неуклонно сокращалось. Приверженность прорыночным реформам, казавшаяся долгосрочной на третьем пленуме в 2013 г., сошла на нет, и Си Цзиньпин призвал «увеличить, улучшить, усилить» государственные предприятия. Мир больше не был неосвоенным рынком. В условиях, когда крупнейший торговый партнер Китая, Соединенные Штаты, занял протекционистскую позицию, казалось, что у Китая не осталось пространства для маневра. Рекапитализация крупнейшей банковской системы в мире не будет ни дешевым, ни простым делом.

Попытки внедрить инновации и заниматься предпринимательской деятельностью крайне неэффективны в рамках системы управления, где доминирует государство. Что касается инноваций, то поток финансирования создал видимость грандиозного успеха, тогда как, по словам скептиков, на самом деле за этим стоят лишь посредственность и инфляция цен на активы. фирмы, добившиеся успеха, часто пользуются огромными государственными субсидиями, защитой от конкуренции со стороны иностранных компаний и тем, что друзья называют передачей технологий, а конкуренты — их кражей. Вливая инвестиции в целевые отрасли, государственные плановики создают не крепкий фундамент, необходимый для успеха, а избыток новых предприятий и производственных мощностей. Результат этого и наглядный тому пример — китайский рынок робототехники — множество компаний, из последних сил борющихся за то, чтобы остаться на плаву, жестокая ценовая конкуренция и отсутствие вложений в научные исследования и разработки. «Я думаю, впереди светлое будущее, — сказал один предприниматель, занимающийся робототехникой, выступая в 2018 г. — Вопрос лишь в том, доживем ли мы до него».

Положение частных компаний столь же неутешительно. Доля государственного сектора в промышленных активах, которая последовательно снижалась на протяжении всей эпохи реформ, стабилизировалась в 2014 г., а затем немного выросла. Идейный вдохновитель реформы предложения Лю Хэ утверждает, что его программа не направлена против частного сектора, на деле же именно частные компании в основном разоряются, а государственные предприятия захватывают все большую долю рынка и увеличивают свою прибыль. С самого начала кампании по проведению реформы предложения государственные инвестиции опережают расходы частного сектора, причем нередко с большим отрывом.

Технологические гиганты столкнулись со стремлением Коммунистической партии любой ценой предотвратить угрозу социальной стабильности, даже если это означает вмешательство в бизнес и конфиденциальные данные. При создании структурных схем своих китайских филиалов иностранные компании были вынуждены предусмотреть в них место для комитета Коммунистической партии.

Наконец, если дело всё же дойдет до кризиса, то обвал фондового рынка 2015 г. наглядно продемонстрировал всему миру, что китайское руководство не сможет принять эффективных ответных мер. Тогда индекс Шанхайской фондовой биржи упал вдвое, в одно мгновение превратив в пыль триллионы юаней, политики не раз безуспешно пытались остановить дальнейший спад.

Государственным инвестиционным компаниям было поручено создать фонд спасения. Государственной прессе приказали не сеять панику, делая акцент на хороших новостях. Народный банк Китая снизил процентные ставки. В конечном счете падение завершилось, лишь когда более тысячи акций были отстранены от торгов, что фактически остановило работу фондового рынка. Китайские политики славятся своим дальновидным подходом к экономическому планированию, что заметно контрастирует с краткосрочностью решений и партийными разборками, характерными для Соединенных Штатов. в условиях быстро развивающегося кризиса занавес поднялся, и все увидели, что китайское руководство справляется с ситуацией не лучше, чем правительства других стран мира.

Это и есть та призма, сквозь которую большинство экономистов и инвесторов рассматривают Китай. У экономики слишком много долгов, накопленных слишком быстро и распределенных крайне нецелесообразно несовершенной финансовой системой. Одних безнадежных кредитов, не отраженных в официальной статистике, уже достаточно, чтобы представлять угрозу стабильности.

Сокращение численности трудоспособного населения, корпоративный сектор, контролируемый государством, и ошибочная политическая программа означают, что шансы Китая убежать от проблем невелики. Если кризис все-таки разразится, китайские политики окажутся неспособными взять ситуацию под контроль. Если смотреть под этим углом зрения, то вопрос заключается не в том, случится ли в Китае финансовый кризис, а в том, когда это произойдет и насколько серьезными будут последствия.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.