3 июня 2024, понедельник, 07:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 августа 2022, 18:00

Восставая из рабства. История свободы, рассказанная бывшим рабом

Издательство «Эксмо» представляет книгу Букера Вашингтона «Восставая из рабства. История свободы, рассказанная бывшим рабом».

Букер Вашингтон (1856–1915) — борец за просвещение афроамериканцев, оратор, политик, писатель. Он был внебрачным сыном чернокожей рабыни и неизвестного белого. Как и миллионы других рабов, его ждала жизнь в лачуге без окон, где спят на полу, едят руками, а единственная одежда — грубая льняная рубашка, которая впивается в плоть, как сотня булавок. После Гражданской войны мальчик получил свободу, работал на соляных приисках и учил грамоту по ночам.

Упорство помогло достичь невозможного: спустя несколько лет Вашингтон выступил с эпохальной речью о расовом и классовом мире на международной выставке в Атланте. И стал первым в истории Америки черным человеком, который говорит перед белой аудиторией. Вашингтон основал Индустриальный педагогический институт для чернокожих и заручился поддержкой виднейших представителей белой элиты, среди которых был Джон Дэвисон Рокфеллер. О своем невероятном пути он рассказывает в книге «Восставая из рабства», изданной в 1901 году.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Поселения темнокожих в Огайо и на Северо-Западной территории

В глубине Огайо есть тихая деревушка, название которой редко упоминается в газетах штата. О ней вообще мало кому известно. Это Уилберфорс. Городом это уединенное поселение назвать нельзя, хотя его жители, наверное, поспорили бы с этим мнением. До ближайшего крупного населенного пункта отсюда придется идти не менее часа.

Уилберфорс примечателен тем, что именно здесь открылась первая школа для цветных, основанная ими самими. Несколько лет назад я посетил местную общину, чтобы принять участие в праздновании пятидесятилетнего юбилея школы. Во время визита я был впечатлен тихим очарованием окрестностей, царящим в общине духом свободы и процветания, а также маленькими ухоженными домами. Едва ли где-то еще в Соединенных Штатах найдется другой городок, основанный темнокожими, где будет столько опрятных и благоустроенных жилищ. Здесь установилась необыкновенная атмосфера стабильности, которую не встретишь в других местах, даже в тихих кварталах, которые обычно прилегают к хорошей школе для темнокожих. Во всяком случае, мне показалось, что большинство местных жителей действительно чувствуют себя здесь счастливыми.

История Уилберфорса восходит к довоенному периоду. В те годы подобные поселения были разбросаны по всему Огайо. Большинство городков и деревушек штата уже не отыскать на картах, но многие пожилые темнокожие еще помнят их и гордятся тем, что происходят из того или иного поселения, построенного частично беглыми рабами, а отчасти свободными цветными людьми, которые покинули Юг, чтобы найти дом на свободной земле северо-запада.

Эти поселения строились силами рабовладельцев, которые не могли освободить своих невольников из-за суровости местных законов. Многие цветные жители приходились родными детьми своих хозяев. Например, Джон Лэнгстон, первый темнокожий, которому выпала честь представлять Вирджинию в Конгрессе США, был освобожден по условиям завещания собственного отца в 1834 году. В своей биографии он дал яркое описание того, как он вместе с другими рабами, освобожденными после смерти отца, отправился через горы в долгое путешествие из округа Луиза, штат Вирджиния, в Чилликот, штат Огайо. До начала своей политической карьеры и избрания в Конгресс от Вирджинии Лэнгстон окончил в 1849 году Абердинский университет, а в 1854-м он был принят в коллегию адвокатов Огайо. Известно, что этот человек стал первым темнокожим в штате, избранным на должность путем всенародного голосования.

По завещанию Джона Рэндольфа, сенатора из Вирджинии, после его кончины все принадлежавшие ему рабы обретали свободу и переправлялись в другую часть страны, «где для них надлежало приобрести не менее двух тысяч и не более четырех тысяч акров земли». Бывшие невольники Рэндольфа отправились в Огайо, чтобы поселиться в округе Мерсер, но им не разрешили ступить на купленную для них землю, потому что жители соседней деревни не хотели существовать бок о бок с вольными темнокожими. Вскоре после этого бывшие рабы Рэндольфа рассеялись по всей стране, но некоторые их потомки до сих пор живут в окрестностях округа Майами, штат Огайо. Самым известным из них является Гудрич Джайлс, чей отец был одним из первых переселенцев. Сейчас мистер Джайлс имеет в собственности четыреста двадцать пять акров земли. По слухам, его состояние превышает пятьдесят тысяч долларов. Два года назад в Огайо состоялась своего рода семейная встреча потомков рабов Рэндольфа. В результате была создана организация, целью которой стало выяснение обстоятельств отъема земли, завещанной бывшим хозяином.

Деревушка Уилберфорс появилась усилиями плантаторов из южных штатов. В 1856 году в местечке, расположенном неподалеку, уже проживало несколько свободных цветных. В том же году было решено открыть там школу для черных переселенцев. К началу войны в учебном заведении насчитывалось около ста учеников. Многие из них были темнокожими детьми белых плантаторов, отправленными на Север, чтобы получить образование. Однако с началом Гражданской войны поддержка, которую школа получала от своих южных покровителей, прекратилась. Вскоре она пришла в упадок и в марте 1863 года была продана за долги в десять тысяч долларов Африканской методистской епископальной церкви. Так возник Уилберфорс.

От небольшой колонии беженцев, поселившихся в этом районе до 1861 года, уцелело несколько семей. Память о других скитальцах сохранилась в именах их потомков, которые занимаются фермерством в этом районе. Деревня продолжает существовать до сих пор. Несколько фермеров, которых привлекло в эти места наличие школы, обосновалось по соседству. Часть выпускников, добившись успеха, вернулись на родину, чтобы помочь своим землякам. Они стали преподавателями и ведут активную общественную и просветительскую деятельность. Остальные жители деревни — это работники образовательного учреждения, около четырехсот учеников и их семьи.

Еще один факт, который придает деревушке особое очарование, — это количество выдающихся темнокожих, которые в разное время здесь проживали. Так, в здешних местах помнят о епископе Дэниеле Пейне, который принимал активное участие в создании поселения. Он прожил здесь много лет, вплоть до своей смерти в 1892 году. Епископ Бенджамин Арнетт был членом этой общины в течение тридцати пяти лет. Известно, что он стал первым темнокожим в Соединенных Штатах, представлявшим избирательный округ, где большинство электората составляли белые. Кроме того, этот человек был председателем суда присяжных, среди участников которого не было цветных. Будучи выдвиженцем от округа Грин в Законодательном собрании штата Огайо в 1886 и 1887 годах, Арнетт в значительной степени был ответственен за отмену так называемых «черных законов».

Во время антирабовладельческой агитации много говорилось о попытках южной церкви оправдать африканское рабство. На самом деле, была предпринята очень серьезная попытка найти в Библии оправдание этому явлению. Однако в обществе неуклонно нарастали антирабовладельческие настроения, поэтому со временем все больше плантаторов приходили к мысли о том, что рабство несправедливо. В своем завещании, написанном в 1819 году, Джон Рэндольф говорит:

Дарую моим рабам свободу, на которую, как говорит мне совесть, они имеют полное право. Глубоко сожалею, что личные обстоятельства и законы страны не позволили мне сделать это при жизни.

Эти слова прекрасно иллюстрируют настроения, которые в то время преобладали на Юге. Многие думали так же, но по разным причинам не смогли пойти столь же далеко, как Джон Рэндольф. Я часто размышлял, по какой причине бывшие рабовладельцы интересуются жизнью тех, кто когда-то им принадлежал. В итоге я пришел к выводу, что они чувствуют ответственность за судьбы людей, долгое время находившихся в нечеловеческих условиях.

На самом деле, кампания против рабства в Огайо по своему характеру отличалась от движения в Нью-Йорке тем, что здесь многие ее участники были либо бывшими рабами, либо недавними рабовладельцами. Так, Бенджамин Ланди, человек, который увлек Уильяма Ллойда Гаррисона темой отмены рабства, был южанином, эмигрировавшим из Вирджинии в Огайо. Он основал свою первую газету Genius of Universal Emancipation в Маунт-Плезант. Джеймс Бирни из Хантсвилля, штат Алабама, член Американского колонизационного общества, освободил своих рабов и переехал с ними в Цинциннати, где стал лидером антирабовладельческого движения штата Огайо.

Доктор Джон Рэнкин, пастор из Рипли, штат Огайо, чей дом виден с берегов Кентукки, происходил от южных аболиционистов Восточного Теннесси. Среди беглецов, получивших его покровительство, была Элиза Харрис, героиня «Хижины дяди Тома»1, которая со своим ребенком перешла реку Огайо по дрейфующему льду и несколько дней укрывалась в доме на холме.

Другой южанин, ставший видным аболиционистом, — это знаменитый Леви Коффин, квакер, представитель тех, кто до войны покинул Северную Каролину, считая институт рабства несправедливым явлением. Коффин, носивший титул президента «Подземной железной дороги», в своих воспоминаниях поведал истории сотен беглецов, которым он помог выбраться из неволи. Известно, что благодаря его усилиям не менее двух тысяч человек пробрались через Огайо в Канаду. Квакеры, прибывшие из Северной Каролины, поселились недалеко от Стьюбенвилла, а в маленьком городке под названием Смитфилд до сих пор живут потомки темнокожих, которых поселили здесь их хозяева.

Не только в Огайо, но и в Индиане, и Мичигане были разбросаны поселения свободных темнокожих, многих из которых отправили сюда квакеры из Северной Каролины. В городке Джексон Тауншип, штат Индиана, примерно на тысяче акров земли обосновалась семья по фамилии Робертс. Впоследствии к ним присоединились другие семьи, пока там не образовалась деревня, получившая название Поселение Роберта. В Рэндольфе и округе Уэйн появилась еще пара подобных деревушек.

В одном из недавних исследований есть такие сведения:

Не всем известно, что на Севере раскинулись тысячи акров земли, на которые ни один белый человек никогда не имел права собственности. Полноправными владельцами этих угодий были темнокожие. Большая их часть расположена в И ндиане. В Джексон Тауншип, округ Гамильтон, семья Робертс получила девятьсот шестьдесят акров земли между 1835 и 1838 годами, и в течение жизни члены этой семьи добавили к ним еще несколько сотен акров. В 1907 году около семисот акров из первоначальных девятисот шестидесяти принадлежали темнокожим и еще шестьсот двадцать семь акров были к ним присоединены. В в округе Рэндольф между 1822 и 1845 годом две тысячи акров были зарегистрированы дюжиной темнокожих иммигрантов, в основном выходцев из Северной Каролины. В округе Грант существовало поселение, известное как Уивер. В округе Виго до 1840 года владения темнокожих составляли четыре тысячи акров. В этом поселении человек по имени Диксон Стюарт приобрел более шестисот акров.

Как я уже говорил, самое примечательное в этих поселениях, разбросанных по всей северо-западной территории, — это то, что они появились благодаря деятельности южных плантаторов. Это особенно верно в случае с квакерами. В начале XVIII века квакеры начали рассматривать вопрос о греховности содержания других представителей человеческой расы в подневольном состоянии. Уже в 1688 году небольшая группа немецких квакеров из Джермантауна, Пенсильвания, подала протест в Ежегодное собрание, выступив против «покупки, продажи и содержания людей в рабстве». В 1696 году Ежегодное собрание, еще не будучи готовым к решительным действиям, порекомендовало «препятствовать приобретению невольников и быть внимательными к моральному и интеллектуальному воспитанию тех, кто содержится в рабстве»2. С 1746 по 1767 год квакер Джон Вулман из Нью-Джерси, путешествуя по средним и южным штатам, проповедовал против рабства.

Протоколы собраний квакерских обществ свидетельствуют о постоянном прогрессе в отношении антирабовладельческих настроений. В 1776 году ежегодное собрание Северной Каролины посоветовало жителям освободить своих невольников. Также на этом собрании было наложено вето на ввоз, покупку или продажу рабов. В 1780 году Ежегодное собрание запретило нанимать невольников. А согласно записи 1818 года, более «никто их не держал». Из-за установленных тогда порядков тем, кто желал освободить своих рабов, было очень сложно это сделать. Чтобы обойти закон, владельцы стали позволять невольникам наниматься на работу и использовать заработанные деньги по собственному усмотрению. При этом хозяева по-прежнему за них отвечали.

В 1817 году в суде было заслушано дело Уильяма Дикинсона, который решил передать раба под опеку попечителей квакерского общества до тех пор, пока он не будет освобожден по законам штата. Дело рассматривалось в Верховном суде Северной Каролины. Главный судья Тейлор заявил, что такая практика квакеров противоречит закону. Несколько лет спустя слушалось еще одно дело, согласно которому некий Колльер Хилл передал своих рабов четырем попечителям, в том числе «Ричарду Грейвсу из методистской церкви», с предписанием содержать их для таких целей, которые «они, попечители, сочтут наиболее полезными во славу Божью и во благо указанных рабов». Суд постановил, что, поскольку не предполагается «какая-либо личная выгода для наследников», необходимо признать завещание «составленным для того, чтобы освободить рабов, а эта цель является незаконной».

Именно трудности, с которыми столкнулись южные рабовладельцы, желавшие улучшить положение своих рабов, побудили квакеров и многих других южан основать поселения в Огайо и других штатах на северо-западе страны.

В первые годы квакеры вместе с другими аболиционистами Юга поддерживали Колонизационное общество, полагая, что это один из методов решения проблемы. Однако большинство рабов не собирались возвращаться в Африку, поэтому квакеры сочли более разумным содействовать созданию подобных поселений в окрестностях Огайо.

В 1835 году «Общество молодых людей Пенсильвании» заинтересовалось идеей помощи свободным темнокожим в переселении в Африку. Они рассмотрели этот вопрос и оказали содействие в отправке двадцати шести человек. Каждый из бывших рабов имел профессию и являлся профессионалом своего дела. Среди них были кузнецы, плотники, гончары, каменщики, сапожники и портные. Эмигранты обосновались в Порт-Крессоне, на побережье нынешней Либерии. Эти колонисты, однако, в такой степени находились под влиянием квакерской доктрины, что, когда на них напали туземцы, глава колонии отказался использовать оружие. В результате восемнадцать колонистов были убиты, все их дома оказались разрушены, а выжившим пришлось спасаться бегством3.

В начале прошлого века несколько квакеров, недовольных условиями жизни в южных штатах, переехали из Северной Каролины в округ Касс, штат Мичиган. Эти люди привезли с собой несколько своих бывших рабов. В результате было основано поселение свободных темнокожих, которое постоянно пополнялось беглецами с другого берега реки Огайо. В 1847 году эта квакерская община настолько прославилась как убежище для беглых рабов, что некоторые рабовладельцы стали приезжать сюда, чтобы увезти своих невольников.

Несколько рабовладельцев или их представителей пересекли реку Огайо в том же году и, проехав верхом через несколько штатов, предприняли решительную попытку вернуть свою собственность. Квакеры, темнокожие и другие жители общины оказали успешное сопротивление. Единственным результатом акции стала слава округа Касс как места, где темнокожие могут жить относительно спокойно, не боясь снова оказаться чьей-либо собственностью. После этого инцидента сюда потянулись беглецы со всей страны, большинство из которых поселилось в поселке Кельвин.

В 1847 году, в том же году, когда поселение в округе Касс подверглось нападению, умер крупный рабовладелец по фамилии Сондерс, живший в округе Кейбелл, штат Вирджиния (сейчас это часть Западной Вирджинии). Когда озвучили его завещание, оказалось, что он не только освободил всех своих рабов, но и сделал щедрое распоряжение о покупке участка земли в каком-нибудь свободном штате, который должен был быть разделен между этими людьми. Вчерашние невольники в 1849 году отправились на север и после долгого и трудного путешествия, за несколько дней до Рождества, добрались до городка Кельвин, округ Касс, штат Мичиган.

Где-то во второй половине 1902-го или в начале 1903 года я посетил округ Касс и получил возможность из первых рук узнать об успехах бывших рабов Сондерса. В это время в поселке Кельвин проживало семьсот пятьдесят девять темнокожих и пятьсот двенадцать белых. Кроме того, темнокожие составляли значительную часть округа Портер. Среди людей, которых я там встретил, был фермер по имени Сэмюэль Хокс. Как мне сообщили, он имел состояние в пятьдесят тысяч долларов. Другой фермер, кажется, его звали Уильям Аллен, родился в округе Логан, штат Огайо, но его родители принадлежали к тому многочисленному классу темнокожих, которые переехали из Северной Каролины на свободную землю, чтобы сохранить личную независимость. Посетив его ферму, я обнаружил, что у него пятьдесят голов крупного рогатого скота, десять лошадей, триста овец и двадцать пять свиней. За предыдущий год он заплатил более тысячи долларов одних только налогов. В течение восемнадцати лет он был мировым судьей, но оставил эту должность, потому что, по его словам, «она отнимала слишком много времени, необходимого для работы на ферме».

Одним из активистов поселка Кельвин был фермер по имени Корнелиус Лоусон. Из восьми местных школ в четырех преподавали темнокожие учителя. Когда мы проезжали по поселку, я обнаружил объявление о ежегодном школьном собрании. Оно было подписано директором Нортрупом. Мистер Нортруп, как мне сообщили, был темнокожим.

Среди других фактов, которые привлекли мое внимание во время визита, было существование отряда имени Мэтью Артиса. Этот человек оказался в числе темнокожих солдат, призванных из этого городка во время войны. Командиром отряда был назначен епископ Кертис, который служил в 54-м Массачусетском полку, участвовал в атаке на форт Вагнер и, говорят, был ранен осколком того же снаряда, который убил его командира, Роберта Гоулда Шоу4.

В настоящее время темнокожие занимают все видные должности в поселке Кельвин. Среди них два дорожных комиссара, два мировых судьи и два констебля. Ни один из этих людей не является профессиональным политиком. По их словам, им не удалось получить место в законодательном собрании штата из-за цвета кожи. Полагаю, что в этом округе люди получают должности благодаря своим заслугам, а не согласно расовой принадлежности.

В недавней статье «Поселения темнокожих на Севере» Ричард Райт-младший пишет:

Темнокожие, населяющие этот городок, как правило, занимаются земледелием. В налоговых книгах числятся сто шестьдесят три темнокожих; они владеют 8 853,73 акрами земли, оцененной в двести двадцать четыре тысячи шестьдесят два доллара, рыночная стоимость угодий составляет четыреста тысяч долларов. Некоторые из них владеют землями в других округах, а также домами в городах. Самый богатый темнокожий имеет восемьсот акров земли, городскую собственность и личное имущество на сумму более восемнадцати тысяч долларов. Несколько семей обладают состоянием от пятидесяти тысяч до ста тысяч долларов, а капитал одного семейного клана — более ста пятидесяти тысяч.

Я остановился подробно на истории этой колонии в округе Касс, потому что она иллюстрирует то, что происходило в ряде других подобных поселений в Огайо и соседних штатах. Во всяком случае, подобные случаи свидетельствуют о том, что усилия тех южан, которые стремились дать своим рабам свободу, были не напрасны.

Эти попытки, предпринятые рабовладельцами и невольниками Юга, знаменуют собой одну из главных вех в истории американского рабовладения. В этой связи не следует забывать, что Авраам Линкольн5 сам родился на Юге, и многие, если не большинство, лидеров движения за отмену рабства в Огайо и Индиане сочувствовали той части южан, которая хотела покончить с этой системой общественных отношений. Они были честью и совестью нации, вопреки тем, кто не нашел в себе сил восстать против закрепощения человека, поддавшись политическим манипуляциям.

Мне интересна история этих людей, потому что южане, которые стремятся улучшить условия жизни общества сегодня, в определенном смысле являются прямыми потомками тех, кто выступал против рабства в Огайо. Во всяком случае, они следуют традициям и работают в духе этих первых борцов за свободу и независимость.

 

1. «Хижина дяди Тома» (1852) — роман американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, обличающий рабство в США. История старого чернокожего раба, принявшего мученическую смерть, произвела огромный резонанс, во многом поспособствовав формированию общественного мнения по вопросу необходимости отмены рабства.

2. Rise and Fall of the Slave Power in America, Henry Wilson, vol. i, pp. 8–10. — Прим. авт.

3. Liberia, Sir Harry Johnston, Vol. I, p. 115. — Прим. авт.

4. Роберт Гоулд Шоу (1837–1863) — полковник армии Союза во время Гражданской войны в США. Родившись в семье аболиционистов, он принял командование первым чернокожим полком (54-й Массачусетский).

5. Авраам Линкольн (1809–1865) — американский государственный и политический деятель, 16-й президент США (1861–1865) и первый от Республиканской партии, национальный герой американского народа.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.