Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.
Астрахань — город южный, степной, многонациональный и неравнодушный к собственной истории. У большинства наших губернских городов краеведческий музей был пасынком, которого каждый шпынял в меру своих возможностей и которого то и дело выгоняли из жалкой каморки в казенной гимназии. Но астраханский музей был любимым и даже слегка избалованным сыном.
Он, кстати, один из старейших в России. Музей открыли в 1837 году. Инициатором выступил не энтузиаст-археолог, у которого, кроме лопатки и щеточки, ничего нет, а лично астраханский губернатор Иван Семёнович Тимирязев. Он же открыл в городе библиотеку, при нем принялись издавать «Астраханские губернские ведомости». Будучи генерал-лейтенантом, он выделил для рыбных промыслов девять военных судов.
Князь Александр Барятинский утверждал, что он поменял в Астрахани летоисчисление: «Там говорят: это было до Тимирязева, а это — после него».
Называли музей уважительно — «губернский музеум». Директор астраханских училищ Михаил Самсонович Рыбушкин писал: «В Астраханской выставке можно видеть всё изобилие здешнего края в физическом, промышленном и хозяйственном отношении. В отлично убранной огромной зале, украшенной живописью и роскошной драпировкой, в хорошо устроенных шкафах размещены чучела всех пород водящихся в Астраханской губернии птиц и зверей <...>, модели всех строящихся в порте и на волжских пристанях морских и речных судов <...>, образцы орудий, употребляемых для ловления рыбы, садовые ветряные поливальные мельницы, чигири и водоподъемные машины, коллекции насекомых и, наконец, собрание серебряных монет».
Располагалась же вся эта роскошь в помещениях Гостиного двора.
А в 1901 году в Астрахани принялись возводить Здание городских учреждений. «Астраханский вестник» писал: «Это, во-первых, необходимо, во-вторых, по средствам, в-третьих, современно. Подобные здания, совмещающие в себе учреждения, полезные для масс, развивающие их, устроены в департаментах фракции, в Лондоне и в других городах».
Строительство продвигалось с огромным трудом: то заканчивались деньги, то в него каким-то образом вмешивалась Русско-японская война. Где Астрахань, а где Япония? Но тем не менее вмешивалась.
В 1912 году Здание все-таки было построено. В модном в то время псевдорусском стиле. Автор — столичный архитектор Виктор Шретер. Он еще раньше прославил себя множеством доходных домов в Петербурге, а также театрами в Рыбинске, Нижнем Новгороде, Тбилиси, Иркутске, Киеве, да и в том же Петербурге.
Здание вышло роскошным — лепнина, колонны, хрустальные люстры. Чугунные лестницы и паркетные полы. Центральное отопление и электрическое освещение. Здесь с большим комфортом разместились важнейшие учреждения Астрахани: кабинет городского головы, зал Думских заседаний, городской банк, Общество взаимного страхования, Сиротский суд.
И, конечно, музей, бывший «губернский музеум». Этот кандидат вообще не обсуждался.
Существует он там и сегодня.