20 мая 2024, понедельник, 23:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Мифозои. История и биология мистических животных

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Олега Ивика «Мифозои. История и биология мистических животных».

Первые свидетельства существования мифических животных относятся к эпохе верхнего палеолита — именно в это время люди начинают рисовать их на стенах пещер. Рассказы о них сохранились в эпических сказаниях. О фантастических существах писали древние авторы, их встречали во время своих странствий путешественники и паломники. В Средние века их охотно изображали геральдисты и описывали в своих бестиариях литераторы. Потом интерес к мифическим животным упал, да и встречаться с ними людям приходилось всё реже — лишь моряки порой видели их выходящими из морской пучины. Но XX век неожиданно всколыхнул увлечение фантастическими существами, для которых биологи теперь придумали специальный термин — «мифозои». О мифозоях — древних и современных, об их взаимоотношениях с людьми и об истории их изучения рассказывает книга двух культурологов, работающих под общим псевдонимом Олег Ивик.

Предлагаем прочитать одну из глав книги.

Обитатели вод

По мере того как человек осваивал Землю, мифозои всё реже встречались на суше, поскольку они, при всём своем разнообразии, имеют одну общую черту: плохо переносят соседство с человеком и достаточно быстро исчезают на территориях, подвергшихся влиянию цивилизации.

Большинство мифозоев, которые сохранились до сегодняшнего дня, живут в водоемах — в основном в морях и океанах. О некоторых водных мифозоях, имеющих четкую привязку к какой-либо культуре, мы уже говорили в соответствующих главах. И все-таки хотелось бы вернуться к этой теме и дать общий обзор мифических животных, обитающих в воде, тем более что многие из них сохранились там и по сей день, и именно на них направлено основное внимание ученых, посвятивших свою жизнь изучению мифозоев.

В глубинах Мирового океана мореплаватели встречали и до сих пор встречают немало гигантов, размеры которых смело позволяют поставить этих существ в один ряд с самыми примечательными мифозоями. Так, священные тексты зороастрийцев сообщают о рыбе по имени Васим — опекуне и защитнике всех водных тварей; длина ее тела равна расстоянию, которое всадник на хорошем коне покрывает за световой день.

Подобные существа были знакомы и христианам, их видели многие мореплаватели, в том числе путешествовавшие с богоугодными целями. Ранее уже говорилось о праведной рыбе Ясконтии, на спине которой традиционно отмечали Пасху святой Брендан и его спутники. Впрочем, судя по сообщению жившего в IX веке богослова Петра Сицилийского, далеко не все гигантские рыбы были столь гуманистически настроены. Пётр пишет: «Некоторые рассказывают о морском ките следующее: он называется "аспидохелон", величиной подобен острову , голос у него грубый. Благодаря этому моряки не узнают его и бросают на него якоря, вбивают колья, за которые привязывают корабли. Но когда зажигают на нем костер, животное, нагревшись, внезапно погружается и топит всех в глубинах моря».

Об этой (или подобной) рыбе рассказывал Синдбад-мореход своему сухопутному тезке. Он поведал об острове, «подобном саду из райских садов», где с незапамятных времен росли деревья. Мореплаватели, приставшие к замечательному острову, гуляли по нему, стряпали и стирали. Но когда животное почувствовало боль от зажженных на нем костров, оно стало погружаться в пучину, и людям пришлось в спешке эвакуироваться, потеряв при этом свои «пожитки, и котлы, и жаровни». Многие погибли. Что же касается героя повествования, он чудом спасся в деревянном корыте, предназначенном для стирки. Рассказывал Синдбад и о столь же огромной, но еще более злокозненной рыбе, которая выходит из моря навстречу кораблю «и глотает его со всем, что на нем есть».

Можно счесть рассказы Синдбада сказками, тем более что целью Шахразады, в передаче которой сохранились сведения о путешествиях славного морехода, было не установление научной истины, а спасение собственной жизни ценой красноречия. Но нельзя не прислушаться к подобному же сообщению, прозвучавшему в персидском географическом трактате «Чудеса мира»:

«Говорят, будто нет среди водяных животных крупнее рыбы . Рассказывают, что группа купцов плыла как-то по морю Магриба. Показался яркий свет размером с огромный щит. Моряки произнесли молитву и совершенно спокойно проехали мимо. Они плыли целую ночь. И вновь появился яркий свет, как в первый раз. Снова они произнесли молитву и благополучно проехали. Об обстоятельствах спросили у матросов. Те сказали, что это были два глаза рыбы. Весь путь, что мы плыли ночью, равнялся расстоянию между глазами рыбы. Мы не сказали вам, дабы вы не испугались».

В XVIII веке в морях между Норвегией и Исландией неоднократно было встречено и описано чудовище, получившее имя (некоторые считали его видовым названием) Кракен. Скандинавский натуралист Эрик Понтоппидан, епископ Бергенский, писал, что животное это имеет размеры острова и представляет немалую опасность, поскольку своими щупальцами может утащить на дно боевой корабль.

Еще более опасен для мореплавателей водоворот, образующийся, когда Кракен погружается в пучину вод. Чуть позже об этом же чудовище сообщал шведский писатель и мореплаватель Якоб Валленберг — по его словам, Кракен размерами («включая голову и хвост») не превышает ширины острова Эланд. Поскольку она составляет около 16 километров, можно представить размеры замечательного животного. Впрочем, Валленберг не склонен преувеличивать его опасность. Кракен, по свидетельству шведа, обитает на самом дне моря и питается мелкой рыбой. Для моряков же он опасен лишь постольку, поскольку иногда поднимается на поверхность и вызывает при этом большие волны, которые распространяются на много миль вокруг. Животное это даже приносит пользу, поскольку его экскременты привлекают множество рыб, чем и пользуются рыбаки.

Авторы настоящей книги хотели бы особо предостеречь читателей, которые могут усомниться в том, что описанные выше гиганты являются подлинными мифозоями, и попытаются ассоциировать их с китами или гигантскими кальмарами. Самый крупный из китов, голубой кит, имеет среднюю длину около 25 метров, а самый большой экземпляр, попавшийся в руки людей, достигал 33 метров, что никак не сопоставимо с размерами острова Эланд. Что же касается кальмаров, то самый большой достоверно известный науке кальмар, выброшенный в 1887 году на берег Новой Зеландии, имел длину 17,4 метра. Причем бóльшую часть его тела составляли тонкие щупальца.

Помимо описанных выше гигантов , в водах Мирового океана, а также и во внутренних водах Евразии водится немало некрупных мифозоев, размерами и строением сходных с человеком. Мы не проводили статистическое исследование, но складывается впечатление, что бóльшая часть водных мифозоев имеет ярко выраженные антропоморфные черты. Естественно, речь не идет о тех русалках и водяных, чье строение полностью копирует человеческое и которых по этой причине, безусловно, нельзя отнести к мифозоям1. Но и у тех обитателей вод, зооморфные черты которых позволяют считать их мифозоями, строение тела часто во многом схоже с таковым Homo sapiens.

Духом китайской реки Хуанхэ был Хэ-Бо, имевший рыбье тело и человеческое лицо. Родился он обыкновенным юношей, но то ли утонул, то ли принял слишком большую дозу снадобья, помогавшего хорошо плавать, — так или иначе, он стал мифозоем. Несмотря на рыбье тело, Хэ-Бо сохранил человеческую сексуальную ориентацию: он требовал, чтобы ему ежегодно приносили в жертву красивую девушку. А когда в эпоху Борющихся царств (V–III века до н. э.) этот обычай прекратился, похотливый владыка реки попытался устроить наводнение, которое люди с трудом предотвратили, вырыв 12 каналов, отводящих воду на поля.

В Корейском проливе около острова Чеджудо издавна обитали существа, называемые ино (человекорыба). У ино человеческое туловище и голова, семь длинных ног, руки напоминают плавники, имеется и хвост, но не рыбий, а скорее конский. Его тело покрыто чешуей, от которой свободны только нос, рот, уши и руки-плавники. Ино относятся к классу млекопитающих, они кормят своих детенышей молоком. Из слез этих существ образуются жемчужины, которыми богато Японское море.

Коренные жители Камчатки, ительмены, поклонялись обитающему в море Хантаю. Его больших идолов обыкновенно ставили возле юрт, а маленькие фигурки исполняли роль личных оберегов. Этнограф XVIII века М. Д. Чулков в книге «Абевега русских суеверий» писал: «Хантай, божество Камчатское, идол его делается наподобие Сирены, то есть с головы по груди человеком, а оттуда рыбою, и ставится обыкновенно в юрте подле огнища. Сей Хантай ежегодно делается новый, во время грехов очищения, и ставится со старым вместе, по числу которых можно узнать, сколько которой юрте лет от ея построения».

В водных бассейнах средневековой Европы обитали ундины и сирены. Под этими именами в Западной Европе были известны и живущие в воде мифические девушки, и мифозои, имевшие женские голову, торс и рыбий хвост, заменяющий ноги. Специалисты по мифозоям называют последних рыбохвостыми русалками . Они известны примерно с XII века — по крайней мере именно с этого времени их стали изображать на миниатюрах и рельефах. В начале XIII века английский писатель Гервазий Тильберийский (в русском переводе, которым пользовались авторы настоящей книги, он почему-то назван Тильсберийским) составил подробное описание этих существ:

«В Британском море можно увидеть стаи сидящих сирен: у них голова женская, волосы — сияющие и длинные, груди женские, да и всем обликом своим по самый пуп они напоминают женщин, прочее же заканчивается, как у рыб. Их сладчайшее пение проникает в сердца проплывающих мимо моряков, которые, испытывая безмерное наслаждение от сладкого зуда в ушах, забывают о своем долге, и беззаботные частенько бывают наказаны кораблекрушением».

На Руси такие сирены, у которых «с верху до пояса тело девичье, а от пояса до ног труп рыбей», тоже были известны; известно было и то, что они «сладким своим пением людий убивают, сном усыпают, их морскою водою потопляют». Впрочем, позднее за ними закрепилось название русалки. Сообщения очевидцев, встретившихся с русалкой или подобным ей существом, сочетающим черты человека и рыбы, появляются в газетах и по сей день.

Русалки, равно как и ундины, и сирены, обычно бывают только женского пола. Но в славянском фольклоре присутствуют также существа мужского пола, обитающие под водой, — водяные . Чаще всего славянские водяные полностью антропоморфны, но встречаются среди них и особи, имеющие рыбий хвост. Сохранилась, например, лубочная картинка XIX века, на которой водяной изображен с ногами и рыбьим хвостом одновременно, причем хвост прикреплен к телу в верхней части спины. Ноги у этого существа, в отличие от хвоста, растут из подобающего им места, причем на пятках имеются дополнительные плавники. Существует лубочная картинка того же времени, на которой изображены два разнополых существа, имеющие человеческие торсы и рыбьи хвосты. Одно из них, безусловно, сирена — женщина. Второе столь же безусловно относится к мужскому полу. Подпись под картинкой гласит: «Морские сирены».

Но сирена мужского пола — это, конечно, большая редкость. Вопросы происхождения и размножения русалок в современной биологии стоят весьма остро. Так, они рассматривались на Круглом столе по проблеме происхождения русалок, который был проведен российскими биологами в 1998 году в Петербурге по инициативе О. М. Ивановой-Казас (материалы этого мероприятия опубликованы в журнале «Биология моря» в 1999 году). Ученые выдвинули около около десятка различных гипотез, в частности теорию посттравматического происхождения русалочьего хвоста: «У некой наяды (или купальщицы) нижняя половина тела была откушена каким-то морским хищником, после чего произошла атипическая регенерация или пострадавшей был приставлен и прирос рыбий хвост». Однако большинство специалистов отвергли эту гипотезу, поскольку благоприобретенные органы не передаются по наследству, а в случае с русалками мы наблюдаем весьма многочисленный и, безусловно, самовоспроизводящийся вид. Было также высказано предположение, что среди обычных головастиков попадаются (один на 10 000) такие, «у которых из передних конечностей развиваются руки, а хвост не редуцируется, как у лягушек».

О. М. Иванова-Казас пишет: «Большинство зоологов склоняются к тому, что русалки <...> произошли обычным эволюционным путем, но сильно расходятся в вопросе, от каких животных. При этом большое значение придается природе русалочьего хвоста — наличию или отсутствию чешуи, располагается ли хвостовой плавник вертикально, как у рыб, или горизонтально, как у морских млекопитающих, и т. д. (последняя точка зрения преобладает, хотя на старинных рисунках чешуя изображена очень отчетливо). Но профессор А. И. Лягушенков высказался за родство русалок с хвостатыми амфибиями. Согласно его гипотезе, русалки (и тритоны) произошли от каких-то хвостатых амфибий, которые жили на мелководье и были очень любознательными: они проводили много времени, наполовину высунувшись из воды и наблюдая за жизнью людей, и, возможно, старались в чем-то подражать людям. Это привело к тому, что голова, руки и верхняя половина тела приобрели у них сходство с человеческими. Эта гипотеза напоминает широко распространенное суеверие, согласно которому сильное впечатление, испытанное беременной женщиной, отражается на внешности ее ребенка, и изрядно ослабляет убедительность доводов Лягушенкова».

По поводу размножения русалок среди ученых тоже нет единого мнения. Основная проблема заключается в том, что до сих пор неизвестно, являются ли русалки и водяные представителями одного и того же вида и способны ли они к совместному размножению. О. М. Иванова-Казас, ссылаясь на известного российского зоолога и художника-анималиста Н. Н. Кондакова, пишет:

«О том, как поддерживается уровень популяции у русалок, являются ли они бессмертными существами или каким-то образом размножаются, ничего не известно. Если верить Н. Н. Кондакову, русалки размножаются, выметывая икру, из которой выводятся головастики, похожие на лягушиных. Особей мужского пола среди русалок нет, но существует предположение, что их мужьями являются водяные. Это тем более вероятно, что (как показал Кондаков) водяные развиваются из таких же головастиков, как русалки. Если это так, то в семье водяных и русалок наблюдается резко выраженный половой диморфизм, если же мы откажемся от этой гипотезы, нам придется допустить существование у русалок партеногенеза, т. е. развитие молоди из неоплодотворенных яиц».

Но даже если рыбохвостые русалки представлены в основном лишь особями женского пола, то в западноевропейском фольклоре (и в научно-популярной литературе XVII–XVIII веков) описаны и обоеполые жители моря, имеющие голову и корпус человека, человеческие же ноги, но при этом — рыбий хвост. Они известны под названием «морские люди». На английском языке русалки и самки морских людей называются одинаково, что приводит к определенной путанице. Но как бы ни соотносились морские люди с русалками, проблемы их происхождения и биологии получили неожиданный резонанс в научных и научно-популярных изданиях последних десятилетий.

В 1989 году известный американский океанограф Карл Банзе, выступая перед коллегами с речью по случаю собственного юбилея, прочел доклад о биологии, культуре и причинах исчезновения русалок. В частности, он выделил три основных вида русалок: русалка обыкновенная (обитавшая в Средиземном море и у атлантических берегов Пиренейского полуострова и известная с античных времен), русалка индийская (обитавшая у берегов Америки и описанная спутниками Колумба) и русалка эритрейская (обитавшая в Красном и Аравийском морях и у берегов Индонезийского архипелага). К. Банзе предположил, что строение головного мозга и рук позволяло русалкам заниматься трудовой деятельностью, в частности выращивать съедобные водоросли и моллюсков. Резкое снижение численности группы и ее вымирание он датирует XIX веком и связывает с загрязнением морской воды.

Научная общественность приняла доклад очень тепло и рекомендовала его к публикации в американском журнале «Лимнология и океанография». В 1991 году тезисы доклада К. Бонзе были опубликованы в апрельском номере журнала «Наука и жизнь», а затем, уже отнюдь не в апрельских номерах, перепечатаны или пересказаны другими изданиями, после чего наука об изучении русалок начала победное шествие по России.

Интересно, что, хотя большинство видов мифозоев не дожили до наших дней, в XX и XXI веках можно было наблюдать открытие новых, хотя и немногочисленных, видов морских мифических животных. Так, журнал «Биология моря», регулярно публикующий статьи о биологии Mythozoa, в 2005 году опубликовал статью И. Г. Сандомирского о человекомедузах, обитавших в море и послуживших прообразом горгоны Медузы. Существа эти повторяли строение обычных медуз , но «выпуклая сторона зонтика (эксубрелла) этой медузы имела сложный рельеф, в котором без труда угадывались черты человеческого лица», а по краю зонтика «располагались щупальцеобразные придатки со змеиными головками на концах». Тщательно выполненные рисунки неизвестного доселе вида мифозоев должны были убедить скептиков.

Новые виды Mythozoa вводятся в научный оборот не только специальными журналами и профессиональными биологами — свой вклад, иногда невольный, вносят и любители. Так, в 1966 году Ленинградский монетный двор выпустил значок, посвященный Командорским островам. Изображенный на нем морской котик обладает пышным хвостом, которого у представителей этого вида никогда не имелось и который более пристал домашнему котику, точнее, коту.

В начале 1990-х в нескольких ленинградских газетах была опубликована информация о появившейся в Финском заливе хищной рыбе, способной выходить на сушу и передвигаться по траве, снегу и канализационным трубам. Сообщалось, что зафиксированы случаи, когда удивительная рыба добиралась до ванных комнат горожан, а также перекусывала кабели энергосистемы метрополитена. Публикации связывали происхождение рыбы с повышением температуры и загрязнением Финского залива. Они ссылались на Зоологический институт Академии наук, и мифическая рыба обрела реальность в воображении множества жителей города.

Так волею фалеристов и журналистов на свет появились новые, вполне мифические животные. И как знать, возможно, через сотни лет их будут изучать с тем же вниманием, с каким сегодня специалисты изучают монстров, изображенных на шумерских печатях и описанных в египетских папирусах.

1 Таковы, например, славянские русалки, которые в большинстве своем имеют прекрасные ноги и любят бегать по полям.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.