Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.
Русский писатель Иван Гончаров родился в 1812 году в Ульяновске (в то время — в Симбирске). В десятилетнем возрасте перебрался в Москву, посещал Коммерческое училище, окончил университет. Вернулся в Симбирск, прослужил 11 месяцев в должности губернаторского секретаря и окончательно его покинул.
Дом в Симбирске, где родился И.А. Гончаров, 1890 г. Фото: Г. Степанов/Wikimedia Commons
А в 1895 году в Симбирске учредили Ученую архивную комиссию. Она сразу же озаботилась организацией музея, только кость эта была не по зубам. Скромная коллекция древностей переезжала с места на место, а о собственном фундаменальном здании не приходилось и мечтать.
В 1910 году один из активистов, некто В. Н. Поливанов придумал совершенно гениальный ход: построить собственное здание, воспользовавшись грядущим столетним юбилеем писателя. И не беда, что Гончаров был связан с городом довольно тонкой ниточкой. Цель благородная, она оправдывает средства.
Объявили сбор средств на возведение памятника. Но кто сказал, что памятник — это обязательно какая-то фигура на каком-то пьедестале? Может быть и по-другому. Например, дом-памятник. Внутри которого вполне логично будет разместить музей.
Император дал добро. И в 1912 году на Верхне-Набережной улице (сейчас — бульвар Новый Венец) был торжественно заложен дом. Который памятник. Или же памятник, который дом.
Владимир Поливанов произнес прочувствованную речь: «Дом-памятник, где подрастающие поколения под сенью гения Гончарова научились бы любить свою родную старину, художественное творчество и прилагать свои дарования к практическому применению художественного прикладного искусства».
При этом еще не было архитектурного проекта. И даже архитектора не выбрали. То есть вся эта история — сплошная краеведческая авантюра.
В конце концов работы поручили местному архитектору Августу Августовичу Шодэ. Для экономии денег и времени за основу взяли другой поволжский музей — саратовский, радищевский. Раз авантюра, так уж авантюра.
Деньги закончились в 1914 году. Пришлось заложить в банке ценные бумаги капитала Карамзинской общественной библиотеки. Часть средств пожертвовала городская Дума. Часть — симбирский меценат Николай Яковлевич Шатров.
Второй раз деньги закончились в 1916 году. Шла Первая мировая война, на новые поступления рассчитывать не приходилось. И тогда торжественно открыли то, что есть. Что успели построить.
Уже после революции, в 1918 году, памятник стали ремонтировать и переделывать. Тут-то и спохватились: а о главном-то совсем забыли! О писателе Иване Гончарове!
И основному виновнику этого торжества отвели в Доме скромную комнатку. Современник писал: «Гончаровская комната, сорганизованная из некоторых экспонатов юбилейной выставки в год 100-летия — 1912, <...> впоследствии пополнена многими предметами, переданными в музей из кабинета писателя. Об авторе бессмертного "Обломова" здесь много говорит и самый город Симбирск с его видами, и многие портреты писателя в разные годы его жизни, и знаменитый "Обрыв", и картины "Обыкновенной истории", и "Киндяковской беседки", и "Воспоминания", и мелкие предметы его домашней обстановки, и кресла из рабочего кабинета писателя, и книги о нем. Не хватает здесь только его письменного стола, чернильницы с пером, дивана с фрегата "Паллада", личной библиотеки, картин из его кабинета, предметов, из которых некоторые имеются совсем недалеко от музея и приобретение которых должно составить неотложные заботы музея в ближайшее время».
Похоже, «не хватало» больше, чем «хватало». Не считать же всерьез экспонатом «самый город Симбирск с его видами».