20 мая 2024, понедельник, 22:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Как губернатор крокодилов изгонял. Палеонтология и история Китая

Ханьюйзух китайский (лат. Hanyusuchus sinensis)
Ханьюйзух китайский (лат. Hanyusuchus sinensis)
Masaya Iijima, Hikaru Amemiya

Японско-китайская группа исследователей описала вымерший вид крокодилов, обитавших на юге Китая с бронзового века до XV века нашей эры. Название ханьюйзух китайский (Hanyusuchus sinensis) этот вид получил в честь выдающегося поэта и государственного деятеля династии Тан Хань Юя, который в свое время боролся с крокодилами на юге Китая характерными для конфуцианца методами. Вторая часть названия происходит от греческого слова, означающего «крокодил». Пожалуй, Хань Юй был бы удивлен узнав, что спустя века потомки назвали в его честь тех самых крокодилов, от которых он старался избавить местных жителей.

Всего известно шесть образцов костей ханьюйзуха, обнаруженных с февраля 1963 по февраль 1980 года. Однако долгое время их считали принадлежащими современному виду крокодилов (на юге Китая до сих пор существует, хотя и находится на грани исчезновения, китайский аллигатор) и не обращали на них особенного внимания. Лишь теперь группа, которую возглавлял Масая Иидзима из музея Университета Нагойи, вновь изучила образцы и пришла к выводу, что они принадлежат особому виду, не сохранившемуся до наших дней. Открытый вид, вероятнее всего, относится к семейству гавиаловых и имеет черты, сближающие его как с гангским гавиалом, так и с гавиаловым крокодилом из Индонезии — двумя ныне живущими представителями этого семейства. Самый же близкий его родственник — крокодил Toyotamaphimeia machikanensis, обитавший в плейстоцене в Японии и на острове Тайвань.

Как сообщается в статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, самый маленький из описанных экземпляров был длиной 5,43 метра, самый большой — 6,19 метра. Это соответствует историческим свидетельствам о существовании на юге Китая крокодилов длиной до шести метров. Следует обратить внимание, что ханьюйзух был значительно крупнее китайского аллигатора, самые крупные зарегистрированные экземпляры которого были длиной 2,2 метра, а по менее надежным данным, достигающего трехметровой длины.

Ископаемые свидетельства, а также исторические документы указывают на то, что ханьюйзухи населяли территорию нынешнего Южного Китая. Окаменевшие кости были найдены в районах Цзянмэнь и Фошань провинции Гуандун. Большая часть имеющихся образцов была подвергнута радиоуглеродному датированию при помощи ускорительной масс-спектрометрии, что показало возраст, примерно соответствующий бронзовому веку (от 3300 до 2900 лет назад). Исторические сведения о крокодилах заметно более поздние: они датируются периодом от династии Хань (III век) до, возможно, династии Мин (около 1630 г.). Эти сведения указывают на присутствие крокодилов, по крайней мере, от Наньнина на западе до дельты реки Ханцзян на востоке. Также известны сообщения о них из северной части острова Хайнань.

Анализ исторических сведений о южнокитайских крокодилах составляет особый раздел исследования Масая Иидзимы и его коллег. Самые ранние упоминания о них оставил в начале III века Бу Чжи, назначенный губернатором провинции Цзяочжоу. Описывая обитающих в тех краях животных, он явным образом различал два вида крокодилов.

Сообщают, что в период Троецарствия (220–280 годы) крокодилов выращивали во рву вокруг крепости к югу от Учжоу. По описаниям того времени, они были похожи на китайских аллигаторов, однако заметно крупнее. Они питались рыбой, оленями, а иногда нападали на людей. Порой им скармливали осужденных преступников. Люди, в свою очередь, охотились на крокодилов, отрезали и высушивали их головы.

 
Хань Юй

Наибольшую известность крокодилы Южного Китая получили в связи с Хань Юем (768–824), видным прозаиком и поэтом, а также чиновником династии Тан. Занимая высокую должность заместителя начальника департамента наказаний при императорском дворе, он навлек на себя гнев, когда написал доклад, в котором убеждал императора отказаться от торжественной церемонии встречи буддийской реликвии — фаланги Будды. Будучи твердым конфуцианцем, Хань Юй считал буддизм вредным суеверием. За это император поначалу решил казнить дерзкого чиновника, но потом смилостивился. В результате он был выслан из столицы и назначен губернатором области Чаочжоу на крайнем юге Китая.

Прибыв туда и расспросив жителей об имеющихся проблемах, Хань Юй узнал, что тем очень досаждают крокодилы из Дурного ручья (Эси 惡溪), пожирающие крестьянский скот. Тогда Хань Юй велел принести крокодилам в жертву барана и свинью, а после зачитать им собственноручно написанное повеление. Его текст сохранился, был переведен на русский язык видным синологом Василием Алексеевым и издан в томе «Классическая проза Дальнего Востока» из «Библиотеки всемирной литературы». Приведем окончание этого документа:

«…Послушай, рыба-крокодил! Не можешь ты одновременно жить в той же местности, где я — губернатор здешних мест! Я, губернатор, получил веление от Сына Неба хранить и лично опекать вот эту землю, управлять живущим здесь ее народом. А ты, о рыба-крокодил! Глаза свои выпуча, ты сидеть не умеешь спокойно в этом водном затоне и вот захватил все эти места и тут пребываешь, поедая у жителей местных их скот и дальше медведей, кабанов, оленей и ланей, чтоб на этом жиреть, чтоб на этом плодить и детей, и внучат. Ты вздумал губернатору сих мест сопротивляться, оспаривать его значение и силу. Я, губернатор, хоть и слаб и даже немощен кажусь, но как могу я согласиться перед тобою, рыбой-крокодилом, поникнув головой, с упавшей вниз душой, весь в страхе, со зрачком, остановившимся внезапно, конфузом стать для всех, и для чинов, и для народа, и вообще, чтоб кое-как снискать себе здесь лишь жизнь и хлеб! Притом же я, приняв от Сына Неба повеленье, пришел сюда как губернатор, и ясно, что уже по положенью я не могу не спорить здесь с тобой, о рыба-крокодил! И если ты, о крокодил, способен что-либо понять, ты слушайся тех слов, что губернатор говорит. Смотри, вот область Чаочжоу: большой океан расположен на юге, большие киты, и чудовища-грифы, и мелочь ракушек, креветок — всё это вмещает в себя океан, не исключая ничего. Всему дает он жизнь и пропитанье. Ты, рыба-крокодил, направишься туда поутру рано, а к вечеру, гляди, и доплывешь. И вот теперь с тобой я, рыба-крокодил, здесь заключу условие такое: к концу трех дней ты забирай с собой свое поганое отродье и убирайся в океан, на юг, чтоб с глаз долой от мандарина, здесь правящего именем царя и Сына Неба. Но если ты в три дня не сможешь, дойдем и до пяти. А ежели и в пять не сможешь дней, пойду и до семи. А ежели и в семь ты не сумеешь, то это будет означать, что ты не собираешься уйти. И будет означать, что для тебя совсем не существует губернатор, к словам которого прислушиваться должно. А если ты не сделаешь, что надо, то, значит, рыба-крокодил — тупая тварь и темная совсем, нисколько нет в тебе ни духа, пи ума: ведь губернатор говорит, а ты не слушаешь и не соображаешь. А так высокомерно поступать с официальным представителем царя, который здесь сидит по повеленью Сына Неба, не слушаться того, что он сказал, и не уйти чтоб с глаз его долой, то вместе с прочен грубой тварью, ничем не отмечаемой чудесным, но вред народу приносящей, тебя надо убить. Тогда я, губернатор этих мест, сейчас же наберу искуснейших людей из служащих моих или народа, которые возьмут по луку в руки, а с ним отравленные стрелы и с крокодилом этаким расправятся, да так, что остановятся не раньше, чем тебя и всё отродье истребят. Тогда не кайся, не пеняй!»

В биографии Хань Юя утверждается, что, получив такое увещевание, крокодилы из Дурного ручья бежали то ли на тридцать, то ли на целых шестьдесят ли на запад и более в Чаочжоу не показывались. Современный китаист Игорь Алимов рассказывает, что живший на два с лишним века позже Хань Юя ученый Лю Фу заинтересовался историей изгнания крокодилов и даже в 1069 году специально совершил поездку на место событий. Там он записал рассказ старого рыбака, слушавшего историю от своего деда:

«Кро­ко­ди­лы бы­ли и ог­ром­ные, ве­сом в несколь­ко ты­сяч цзи­ней, и ма­лень­кие ― но то­же не лег­че не­сколь­ких со­тен цзи­ней. Пла­ва­ли в во­де, на су­ше спа­ри­ва­лись и вы­лу­п­ля­ли из яиц потомство. Вид их — кра­бьи гла­за, дра­ко­ньи ро­га и те­ла, че­ре­па­шьи но­ги! Хво­стом мог­ли хва­тать, а из но­са, как сло­ны, вы­бра­сы­ва­ли фон­та­ны во­ды. Цве­та бы­ли са­мо­го раз­но­го ― от бу­ро-жел­то­го до тем­но-фио­ле­то­во­го. Самые ма­лень­кие крокодильчи­ки жи­­ли в ла­би­рин­тах скал на скло­нах гор; яиц же кро­ко­ди­лы от­кла­ды­ва­ли бо­лее сот­ни, боль­ших и ма­лень­ких, но крокоди­лов из них вы­лу­п­ля­лось два-три, а про­чие ― боль­шие и ма­лые че­ре­па­хи. В во­де, где оби­та­ли кро­ко­ди­лы, ры­ба не показывалась, и вниз по те­че­нию, кро­ме них, ни­ко­го дру­го­го не бы­ло. Ес­ли же ов­цы, сви­ньи или со­ба­ки по­яв­ля­лись на бе­ре­гу, кро­ко­ди­лы под во­дой под­кра­ды­ва­лись к ним, хво­стом сби­ва­ли в во­ду и по­жи­ра­ли. Лю­ди очень от них стра­да­ли! <…>  Гос­по­дин Хань собственно­руч­но на­пи­сал бу­ма­гу и по­слал слу­жа­ще­го упра­вы [по фа­ми­лии] Ци по­дой­ти к бе­ре­гу Эси, при­нес­ти жерт­ву и за­чи­тать бу­ма­гу. Вско­ре у бе­ре­га поя­вил­ся ог­ром­ный кро­ко­дил. Ци ис­пу­гал­ся и столк­нул жертвенное жи­вот­ное вме­сте с бу­ма­гой в во­ду, а сам по­спеш­но удалился. Ог­ля­нул­ся на кро­ко­ди­ла ― а тот взял бу­ма­гу в пасть и поплыл прочь! В ту ночь был силь­ный гром и фио­ле­то­вые об­ла­ка оку­та­ли Эси. Жи­те­ли по­сле то­го дня боль­ше не тер­пе­ли бед» (Лю Фу «Высокие суждения у дворцовых ворот» перевод И. А. Алимова).

Действия Хань Юя вполне соответствуют традиционному китайскому представлению о совершенном правителе, которому на подвластной территории подчиняются не только люди, но и силы природы. Однако письменные памятники последующих веков вновь упоминают крокодилов на юге Китая. В документах династий Тан и Сун южнокитайские крокодилы известны под названиями хулей («внезапный гром», 忽雷), гулей («костяной гром», 骨雷), эю («крокодил-рыба», 鱷魚) или чжа («рыба», 鮓). Слово «гром» в названиях отражает способность этих крокодилов издавать, по словам средневекового автора, «громоподобные звуки в ночи». С точки зрения палеонтологов, на акустические способности крокодилов указывают увеличенные пазухи в крыловидной кости. Сходные пазухи имеются и у современных гавиалов, которые издают звуки для привлечения брачного партнера.

В текстах упоминаются многочисленные названия водоемов, отражающие изобилие в них крокодилов, говорится о том, что крокодилы нападают на людей, лодки, крупный рогатый скот и оленей. Упоминаются местные легенды о том, что осенью крокодилы выходят на сушу и превращаются в тигров. Неоднократно подчеркивается более крупный размер этих крокодиллов по сравнению с китайскими аллигаторами.

Например, в 999 году был случай: крокодилы убили десятилетнего ребенка по имени Чжан. В ответ Чень Яоцзуо послал в этот район солдат, которые поймали крокодилов сетями, сделанными из конского волоса. Крокодилам публично зачитали обвинения в совершенных ими преступлениях и казнили их. Примерно через 400 лет Ся Юаньцзи приказал умертвить крокодилов в Ханьцзяне, для чего по воде разлили негашеную известь. В сообщении 1461 года говорится о «крокодиловой пещере» к востоку от Хэнчжоу, а последнее упоминание, которое Иидзима и его коллеги связывают с ханьюйзухом, относится к 1630 году, когда на острове Хайнань в жертву крокодилам были принесены вино и животные.

Особый интерес представляют два исследованных экземпляра ханьюйзуха, один из которых жил убит в XIV веке до н. э., а другой — в X веке до н. э. Они свидетельствуют, что люди не только приносили крокодилам жертвы или обращались к ним с официальными увещеваниями, но и активно боролись с ними. Оба крокодила были убиты, на их костях сохранились отметины, оставленные металлическим орудием, предположительно, бронзовым топором. У одного из них (экземпляр XM 12–1557) на черепе 16 следов от ударов и еще один — на выступе затылочной кости. Ориентация следов, их глубина и расстояние между ними указывают, что все они были нанесены одним человеком-правшой. У другого экземпляра (SM E1623) удар в шею полностью рассек позвонок и был, как полагают ученые, преднамеренным обезглавливанием.

«Учитывая, что два экземпляра, которые у нас есть, были убиты людьми, а вид больше не существует, и учитывая исторические свидетельства систематической борьбы с крокодилами в регионе, вывод должен заключаться в том, что люди несут ответственность за вымирание Hanyusuchus sinensis, — говорит один из авторов исследования Минору Йонеда. — Крокодилы — главные хищники и играют ключевую роль в поддержании пресноводных экосистем. Этот исторический крокодиловый конфликт служит предупреждением для людей в настоящем».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.