20 мая 2024, понедельник, 23:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Книга про цвет. В жизни и в живописи

Издательство «Бомбора» представляет книгу художницы, преподавателя академического рисунка и живописи, арт-блогера Елизаветы Залегиной «Книга про цвет. В жизни и в живописи».

Что такое цвет? Почему каждый воспринимает его по-разному? Можно ли научиться его видеть и как с ним работать? В новой книге Елизаветы Залегиной собраны ответы на все вопросы, связанные с темой цвета. Книга расскажет, зачем нужен цвет, какие существуют распространенные заблуждения вокруг этого понятия, что такое теплохолодность и цветовой рефлекс, как свет и тень влияют на восприятие, что на самом деле можно назвать «грязью» на картине и можно ли. На ее страницах вы также найдете теорию цветового круга, объяснение эффекта Гете, а также «принципа якоря», которые помогут разобраться в сложной теме цвета.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Колорит

Наверное будет правильно в книге про цвет дать определение этому очень важному понятию. Постараюсь коротко и ясно рассказать, что такое колорит в живописи.

Каждое живописное произведение написано красками, цвет которых выбирает художник. Выбор этот может быть вполне бессознательным, интуитивным. Может быть осознанным, отвечающим задаче. Это и есть колорит произведения.

 

Ограниченный колорит позволяет создать изображение вполне полноцветное, но заранее гармонизированное. Так можно избежать кричащих сочетаний и решить живописную задачу. Конкретно в этом натюрморте можно было бы сделать гризайль коричневым и черным цветом. Но сумма всего двух красок (лак синий и оранжевая) дала большое разнообразие серых и коричневых оттенков и вполне реалистичную разницу теплого и холодного внутри всех этих сложных цветов.

Колорит возможен только там, где есть противопоставление разных красок по теплохолодности, желательно не менее трех цветов. Но даже два далеких в спектре цвета в состоянии дать нам колористическое решение.

Например, я предпочитаю пару из ультрамарина и оранжевой в качестве максимально ограниченной палитры в колорите.

Если краски слишком близки по цвету, они могут восприниматься не как колорит, а как гамма.

Колористическое решение можно противопоставить тональному, когда показана только тональная гамма и нет различий цвета.

Колорит в картине не обязан отражать реалистично нашу действительность, и всякий раз только автор решает, каким ему быть.

Очень полезно всякому, кто имеет дело с красками, научиться этому сознательному выбору. Идеально, если работе в цвете предшествует замысел колорита в виде идеи или даже эскизного поиска.

Краска

Как мы уже поняли, цвет в живописи определяет краска. Та самая, которую художник берет на кисть. Если мы выделим ее в понятие, отдельное от цвета, то станет ясно, что вопрос «каким цветом вы это нарисовали?» совсем не про основные его характеристики. Он про название краски.

Ведь цвет — виден! А вот название красок скрыто от зрителя. Скрыто оно и от пытливого взора тех, кто хочет научиться так же. И возникает иллюзия, что знание этих самых названий и определяет успех в живописи. Какую краску взять, с какой смешать, чтобы получилось так же.

Но не название определяет краску, а ее состав. Именно состав подсказывает нам, для чего краска годится, что именно ею можно «покрасить».

Сейчас я не буду вдаваться в детали этой темы, она достаточно глубока. Могу лишь сказать, что количество и качество пигментов или красителей, связующие, укрывистость и прозрачность, светостойкость и стойкость к истиранию, — всё это характеристики куда более важные, чем название. Именно эти характеристики определяют выбор той или иной краски профессионалами. И не только художественных дел.

 

Когда художник макает кисточку в краску, он меньше всего думает о том, как она называется. Важно, как она звучит. Даже порядок красок в коробке или на палитре у каждого художника свой. Надежный, понятный, удобный в работе.

Однажды я открыла свою коробку с красками и ужаснулась. Все они были расставлены в хаотичном порядке. Все не на своих местах, а не так, как вы видите на фото. Первая мысль: «Как же я теперь буду ими работать?» — и чувство беспомощности. Быстро придя в себя, я просто вернула прежний порядок. Оказалось, кто-то из домочадцев случайно уронил коробку и сложил краски как получилось. Даже не предполагая, что для меня это примерно так же, как пианисту поменять местами клавиши на клавиатуре. Вроде звуки все на месте, но играть невозможно.

Знаю, что многие начинающие очень боятся падения коробки с красками, поскольку они лежат в соответствии с выкраской и подписанными названиями. Это немного другое. Очень желаю всем побыстрее научиться играть на своем инструменте, «не глядя в клавиатуру», подбирая палитру под задачу.

Краской покрыто всё или почти всё, что создает человек. Краска не только украшает или защищает поверхность. Она придает объекту узнаваемость и одну из главных составляющих зрительного образа: как вы уже догадались — цвет.

Получается, лучше всего подобрать такую же краску, какой что-то, что мы хотим нарисовать, было покрашено в реальности, и задачка решена?

Конечно же, нет, и все это понимают. Тем более не существует красок, которыми «покрашены» бесконечные природные явления. Весь мир, обладая цветом, все-таки не покрашен.

Как же подбирать к нему краски? Неужели запоминая подходящие названия?

Безусловно, нет! Это было бы так же странно, как слушать, запоминать или даже сочинять мелодию не звуками и тонами, а названиями нот. А живопись — та же музыка, только опирается она на восприятие очевидного (то есть видимого глазами) зрелища цветных пятен.

Названия красок важны для атрибутики, системного порядка и простоты общения между теми, кто их использует. В основном в диалоге сами с собой мы называем краску по имени, но художник в диалоге с произведением прислушивается к звучанию цвета, к своему восприятию, а не к тому, как этот цвет назван производителем.

 

В работе я использую краски базовых цветов, то есть цветов спектра. На фотографии коробочки для учеников, где я подобрала краски, которые мы называем просто: желтая, золотистая, красно-оранжевая, красная, розовая, фиолетовая, ультрамарин, голубая, изумрудная. Эти названия являются упрощенными именами цвета. И большинство соответствуют названиям красок.

Конечно, если вы спросите художника, какую краску он использовал в той или иной работе, для той или иной задачи, он постарается честно перечислить имена задействованных в процессе тюбиков или кювет. Но приготовьтесь к тому, что это знание не даст вам ключ к разгадке творческого поиска и принятия решений, как не даст ее чтение готовой нотной партитуры. В лучшем случае вы сможете сыграть так же. Но живопись всё же отличатся от музыки в том смысле, что есть очень много нюансов, которые невозможно точно воспроизвести повторно, не только другому человеку, но и самому автору произведения.

И дело даже не столько в том, что краски в живописи смешиваются иногда почти бессистемно, а для написания тех или иных поверхностей может использоваться до десятка различных красок. Бывает и наоборот — для больших участков картины художнику нужны всего одна или две.

Как уже говорилось, часто всё решается в моменте, без репетиций и черновиков. Не просто творческий порыв, а настоящий авторский поиск.

Конечно, бывают исключения, например, в случае демонстраций на мастер-классах или в других обучающих процессах. Но на то они и МК, что на них, как правило, публике предлагаются заранее продуманные решения. Чтобы избежать сюрпризов. А если художник на таких демонстрациях импровизирует, он всегда выражает свое намерение взять ту или иную краску с интонацией гипотезы. Мол, опыт подсказывает, но посмотрим.

Кстати, отдельно могу сказать, почему названия красок стоит знать, но не слишком опираться на них в работе с цветом. Сейчас краска одного производителя может отличаться от краски другого с точно таким же названием. Это довольно распространенная тема. То есть краски разных производителей, имея одинаковые названия, могут отличаться по цвету.

Это не хорошо и не плохо. Надо просто быть к этому готовым и выбрать для себя камертональный список красок, названия которых совпадают с вашими представлениями о цвете.

Например, вы точно знаете, как точно должен выглядеть настоящий ультрамарин, и вас не собьет с толку краска с таким же названием, но имеющая другой оттенок синего. Или вы решаете для себя, что краска с пигментом фтало — это спектральный синий, без примесей, даже если такой цвет у многих производителей будет называться голубой. Существуют разнообразные церулеумы, серые пейны и т. д. у разных брендов. Их цвет будет отличаться, а названия — совпадать. Или какой-нибудь нейтральный желтый будет иметь с десяток разных имен у разных производителей или даже у одного бренда будет их несколько с минимальными, почти неуловимыми для глаза отличиями.

 

Здесь мы видим, например, три голубых краски от разных производителей, с очевидно разной пигментированностью. Где Церулеум (кобальтовая голубая краска) может быть как светлее, так и даже насыщеннее голубой ФЦ.

В то же время разные желтые краски от одного производителя создают впечатление одного цвета. Или очень близкого.

Серая Пейна от разных производителей имеет заметно разные оттенки цвета. Соответственно, более синий, более нейтральный и более теплый черный.

Или удивительно, что светло-алая и алая краска у разных производителей отличается по светлоте, но совсем не так, как должно исходить из названия.

Или кадмии оранжевые от разных производителей, похожие между собой, очень похожи на золотистую краску от другого производителя.

Соответственно, по-разному названные Опера роуз и Неоновая краски от разных производителей имеют очевидно одинаковые характеристики ярко-розового цвета.

Вас не должно это запутывать или сбивать с толку, если вы отличаете краски по цвету, а не по названию. Названия же запоминайте или лучше записывайте вместе с другими характеристиками, чтобы, во-первых, не ошибиться при покупке необходимого товара. А во-вторых, открыто честно делиться информацией с интересующимися: каким именно цветом вы это сделали?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.