20 мая 2024, понедельник, 22:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Корейские мифы». Фрагмент книги Кёндок Ли

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Кёндок Ли «Корейские мифы. От Небесного владыки и принцессы Пари до королей-драконов и духов-хранителей» (перевод Лидии Азариной).

Профессор культурной антропологии Университета Ханянг Кёндок Ли рассказывает об основных сюжетах и героях корейской мифологии, а также объясняет символизм и глубинный смысл старинных легенд и преданий. Автор показывает подлинную корейскую мифологию глазами корейца. Эти удивительные истории несут на себе отпечаток уникальной культуры, с ее мировоззрением, так непохожим на западное. И в то же время они будут понятны каждому — в этом и заключается сила мифа, объединяющего людей по всему миру.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Долгожитель Со Саман

Ружье вместо риса

Людям свойственно мечтать о богатстве и долголетии. В разных уголках мира можно найти мифы на эти темы. Например, в греческой мифологии мы встречаем таких персонажей, как Мидас, получивший способность превращать в золото всё, к чему он прикасался, или Сивилла, которой было даровано столько лет жизни, сколько песка морского. В корейской мифологии тема богатства и долголетия связана с образом Со Самана.

Давным-давно в королевстве Чунён жил ребенок по имени Со Саман. Доля ему выпала нелегкая: когда Саману было всего три года, умерла его мать, а когда исполнилось пять, ушел из жизни и отец. Денег в доме не было, поэтому осиротевший Со Саман с детских лет стал нищим и жил на подаяния.

Каждый день мальчик ходил по соседским домам и просил милостыню. Но вот чего обездоленному Саману было не занимать, так это душевной доброты. Он всегда поступал по совести и спешил прийти на помощь нуждавшимся. За это люди любили его и наполняли его миску едой. Саман не терял надежды, он жил с открытым сердцем.

Когда Саману пошел шестнадцатый год, деревенские собрались обсудить его будущее. За добрый нрав люди решили помочь парню жениться, чтобы он наконец смог жить по-человечески. Собрав с миру по нитке, соседи устроили свадьбу и купили Саману дом.

Жена Самана была искусной швеей. Супругам не приходилось просить милостыню — они сами зарабатывали на пропитание, занимаясь поденной работой. Желая отблагодарить людей за их доброту, женщина трудилась не покладая рук. Скоро у супругов родилось дитя. Жена Самана взялась за работу еще усерднее. Потом появился и второй ребенок. Дети рождались один за другим, и прокормить их становилось всё сложнее. Семье грозила нищета.

Думали-думали муж с женой, да ничего придумать не могли. И вот однажды жена Самана взяла ножницы, позвала мужа и у него на глазах отрезала свои длинные волосы. Она велела Саману пойти на рынок, продать их и купить риса. Взяв мягкие, как шелк, волосы жены, муж вышел из дома. На рынке ему удалось выручить за свой товар три няна. Сжимая монеты в ладони, Саман трепетал от радости: он впервые держал в руках такие большие деньги.

Саман пошел бродить по рынку и разглядывать товар, как вдруг заметил, что в одном углу столпились люди. Ему стало любопытно, и он подошел ближе. Какой-то человек продавал длинный предмет, похожий на кочергу. Это было ружье — Саман видел такую вещь впервые. Продавец заверял, что она и прокормит, и оденет.

Мужчина прельстился словами торговца, спросил цену, и тот, будто зная, сколько денег у покупателя в кармане, попросил ровно три няна. Поколебавшись, Саман всё же протянул продавцу деньги, купил ружье и с гордым видом зашагал домой. Его переполняли радужные мечты.

В это время жена Самана, успокаивая хнычущих от голода детей, ждала, когда муж принесет рис. Однако тот вместо риса вернулся с каким-то странным предметом, похожим на кочергу.

— Теперь нам нет нужды беспокоиться из-за еды, — заявил Саман.

Жена потеряла дар речи, но муж говорил так убедительно, что она решила ему поверить.

На другой день Саман повесил ружье на плечо и пошел охотиться на оленя. Он до ночи бродил по горам, однако даже оленьего хвоста не приметил. К вечеру, еле переставляя уставшие ноги, Саман вернулся домой.

Наутро он снова взял ружье и решил попытать удачи. Однако опять за целый день не добыл ни зверя, ни птицы. Жена советовала ему бросить охоту и найти другое занятие, но Саман ее не слушал. Он мечтал только об олене и каждый день бегал по горам и полям.

И вот однажды, когда Саман в очередной раз возвращался домой с пустыми руками, он вдруг что-то задел ногой. Поглядев на землю, он ничего не увидел и пошел было дальше, но снова на что-то наткнулся. Так повторялось несколько раз, и Саман в недоумении стал обыскивать обочины дороги. Он пошарил в зарослях и в испуге отскочил назад: в траве лежал старый череп!

«Ох, а напугал-то как! Какой-то грязный череп…»

Саман снова зашагал к дому, однако череп опять прикатился ему под ноги. Саману всё это показалось очень странным, и он не спеша оглядел находку. На вид ей было не меньше века.

«Может, это череп кого-то из моих предков? — подумал Саман. — Иначе с чего бы ему меня преследовать?» Он бережно поднял находку и принес домой. Дома тайком от всех он положил череп в кувшин и спрятал в чулане и с тех пор выказывал ему такое почтение, будто тот и вправду принадлежал его прапрадеду.

Удача пришла

Теперь по всем праздникам и дням поминовения Саман первым делом готовил жертвенное угощение и ставил его перед черепом. С того дня, как он принес череп в дом, ему улыбнулась удача. Стоило пойти на охоту, он непременно возвращался с оленем или косулей. Весь дом был завален шкурами. Дети досыта ели мясо. В базарные дни Саман брал у соседей лошадь или быка и ехал на рынок продавать шкуры. Скоро он разбогател.

Счастливые времена продолжались год за годом. Но вот однажды, когда Саман и его жена крепко спали, они увидели будто наяву, как из чулана, где хранился череп, вышел седовласый старик и позвал их громким голосом:

— Эй, скорее поднимайтесь! Сейчас не время спать!

Недоумевая, в чем дело, супруги опустились перед стариком на колени.

— Саману отпущено тридцать лет, — сказал старик. — Время вышло, скоро владыка загробного мира Ёмна пришлет за ним своих гонцов.

Муж с женой побелели от страха. Седой старик продолжал:

— Завтра ночью за тобой, Саман, придут три стража. Ты приведи себя в порядок, поднимись на гору до развилки трех дорог и подготовься как следует. Поставь там ширму, накрой хороший стол, зажги свечу. Потом напиши на бумаге свое имя и прилепи под стол, а сам отойди на сто шагов, ляг наземь и жди.

Саман запомнил всё, что сказал седовласый старик.

— Если кто придет и станет тебя звать, не откликайся сразу. Только когда трижды позовут, можешь поднять голову и ответить.

Старик рассказал Саману всё необходимое и повернулся к его жене.

— А ты завтра на рассвете позови шаманку. Пускай установит во дворе свой посох и совершит сиванмачжи-кут — обряд в честь владыки загробного мира Ёмна. А для его гонцов приготовь три костюма, три пояса, три пары башмаков и наполни оловянное блюдо хорошим рисом. Если сделаешь так — быть добру.

Как только седовласый старик закончил говорить, Саман проснулся. Спавшая рядом жена тоже встала. Казалось, сон был явью. Супруги поделились друг с другом своими сновидениями и поняли, что видели одно и то же. Сомнений не осталось. Муж с женой немедленно взялись исполнять наказы старика.

Первым делом позвали шаманку, она поставила во дворе свой посох и начала отправлять ритуал в честь владыки загробного мира. Всё делалось от души и по совести.

Когда стало смеркаться, Саман отправился на развилку трех дорог. В тихом месте он установил ширму, стол из торреи и приготовил щедрое угощение: белые рисовые лепешки, яйца, хорошее вино и прочие яства. Потом, по научению старика, написал на бумаге свое имя, прилепил под стол и, отойдя на сто шагов, лег ниц и затих.

В мире воцарилась мертвая тишина. Вдруг откуда-то издалека донеслись голоса. Саман прислушался.

Из трех десятков в три тысячи

Голоса становились всё громче: говорившие приближались к развилке. Однако Саман, помня предостережение старца, не поднимал головы.

— Эх, что-то есть охота! — сказал один.

— Да, как ни странно, я тоже голоден, — подхватил другой.

— Как вкусно пахнет! — заметил третий.

— А вон и огонь горит, — снова сказал первый. — Может, там найдется что поесть.

Трое путников направились к столу, который накрыл Саман. Скоро голоса стихли — путники принялись за еду.

Это были сами посланники владыки подземного мира, явившиеся, чтобы забрать Самана с собой. Проголодавшись, они подбежали к столу и набросились на еду. Почему-то именно в тот день гонцов одолела странная напасть — они едва помнили себя от голода. Насытившись, посланники владыки подземного мира остались довольны.

— Эх, поели на славу! Теперь хоть в горы.

В это время один из них заметил что-то под столом.

— Это еще что такое?

Двое других тоже устремили взгляд под стол. Там был прилеплен клочок бумаги с именем «Со Саман». Гонцы поняли, что угощение, которое они съели, было подкупом.

— Беда… Говорят, если поживиться за чужой счет, пища застрянет в горле.

Гонцы попытались что-нибудь придумать, но ничего в голову не приходило. Тогда один из них сказал:

— А давайте-ка позовем этого Самана.

Другие согласно закивали. Сначала его окликнул один из гонцов, но Саман, как велел ему старец, не отозвался. Вслед за тем уже другой голос позвал его по имени, и снова никакого ответа. Тогда позвал третий. И тут поодаль, шагах в ста, появился мужчина. Смотрят гонцы — так это же тот самый человек, за которым они пришли! Посланники владыки подземного мира окончательно растерялись.

— Мы съели его угощение — как теперь его забирать? Что делать?

Тогда один из троих предложил:

— А идемте к нему в дом, может, дело как-нибудь разрешится.

Трое гонцов направились к дому Самана. А там в это время во дворе шел шаманский обряд в честь короля загробного мира, все делалось с невиданным усердием. Жена Самана старалась, как только могла, ведь на кону была жизнь мужа.

Гонцы обнаружили приготовленные для них дары: три костюма, три пояса и три пары башмаков. Подумав об одном и том же, они переглянулись. Их одежда порядком истрепалась, обувь тоже была стерта до дыр.

«Будь что будет!» — решили гонцы, переоделись, подпоясались новыми поясами и надели башмаки. Нарядившись в обновки, они повеселели. Посланники съели и выпили всё, что им предложили, а после этого стали совещаться, как быть.

— Теперь мы не можем забрать Самана. Что будем делать?

Гонцы призадумались и придумали блестящий план: вернуться в загробный мир и исправить в Книге человеческих жизней число отведенных Саману лет. Гонцы оставили Самана в покое и, воспользовавшись тем, что владыка подземного мира спустился на землю, где в честь него проводили кут, возвратились в загробное царство. Там они тайком проникли в книгохранилище и открыли Книгу человеческих жизней. В ней напротив имени Самана было указано тридцать лет.

Гонцы быстро растерли десятью тысячами чернильных камней тысячу чернильных стержней, обмакнули в чернила кисть и приписали к тридцати еще два нуля. Так тридцать лет превратились в три тысячи. Жизнь Самана увеличилась в сто раз!

Подделав запись, гонцы как ни в чем не бывало вернулись на свое место. Немного погодя их позвали владыка подземного мира Ёмна и судья.

— Вы почему не привели Самана? — спросил король.

Гонцы и глазом не моргнули.

— Это вы у судьи спросите, — сказали они. — Зря он нас послал — Саману еще не пришел срок.

Судья тотчас полез в Книгу человеческих жизней и отыскал имя Самана. Убедившись, что гонцы правы, он низко склонил перед владыкой голову и попросил прощения:

— Я думал, ему отпущено три десятка лет, а оказалось, три тысячи. Это мое упущение.

Так жизнь Самана продлилась в сотню раз. С кем бы ты ни имел дело, с черепом или гонцами из загробного мира, если относиться ко всем с душой, то нет ничего невозможного.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.