25 мая 2024, суббота, 05:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе

Издательство «Альпина Паблишер» представляет книгу Цзэна Мина «Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе. Сетевое взаимодействие и анализ данных» (перевод Кирилла Батыгина).

Сегодня Alibaba — коммерческая экосистема с миллионами участников, которая обслуживает миллиард человек и входит в десятку крупнейших мировых брендов. Руководители китайского гиганта убеждены: развитие цифровой экономики лежит на плечах платформ, которые открывают людям доступ к неограниченным возможностям мирового рынка. И ключом к этому развитию является «умный бизнес», который способен обслуживать множество клиентов в реальном времени, удовлетворять индивидуальные потребности и постоянно развиваться. В книге Цзэна Мина, много лет работавшего начальником штаба и стратегическим советником Джека Ма в Alibaba Group, рассмотрены особенности «умного бизнеса», важнейшей из которых является способность «плести сеть» — то есть создавать возможности для быстрого, дешевого и эффективного сетевого взаимодействия людей и бизнесов. Он оценивает перспективы изменения традиционных бизнес-моделей, описывает организационные преобразования, которые предстоят рынку, и анализирует новейшие тренды онлайн- и мобильной коммерции.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

«Интернет×»: реорганизация традиционных отраслей

В настоящее время многие любят говорить об «Интернет+» как о наложении традиционных компаний и интернета друг на друга, однако поистине революционная модель — умножение, а не сложение. Именно в умножении скрываются абсолютно новые элементы ДНК и модель бизнеса, а не в использовании новых методов для решения старых проблем. Период получения дивидендов от интернета уже приближается к своему концу, и во втором раунде нас ожидает структурная модернизация за счет широкого применения таких технологий, как облачные вычисления, большие данные и машинное обучение. Эти технологии окажут на бизнес такое же историческое влияние, как когда-то электричество.

В настоящее время еще пока не появилось компаний, работающих в логике «Интернет×», поскольку большинство людей сейчас всё еще занимается модернизацией (сложение), а не преобразованием и реконструкцией (умножение). Традиционные подходы и методика интернета предполагают преодоление цикла, а не простое наложение. Для накопления необходимой энергии здесь нужно, чтобы прошло определенное время.

«Интернет+»: не дополнение, а синтез

По мере ускоренного развития интернета всё более неотложной задачей является приспособление традиционных отраслей к изменениям. История развития отдельной компании — история перемен в технологиях и инструментах. Рассматривая воздействие интернета на традиционные отрасли — переход от офлайна к онлайну, от человеческого интеллекта к ИИ, от непрозрачности к прозрачности и т. д., — мы понимаем, что интернет толкнул традиционные компании на дорогу самоустранения, с которой им уже не сойти.

Интернет и традиционные отрасли всегда связывали крайне деликатные отношения: с одной стороны, подъем значимости интернета стал огромным толчком для развития традиционных отраслей (так, формирование Taobao позволило многим традиционным ритейлерам преодолеть существовавшие у них трудности); с другой стороны, по мере постепенного усиления давления со стороны интернета традиционные отрасли теряют возможность задирать нос, они принимают интернет и пытаются на основе связанных с этой сферой новых веяний ухватиться за шансы для развития (так, формирование интернет-финансов форсировало ускоренные инновации и перепрофилирование традиционных банков).

Это две стороны одного явления. Многие люди недоумевают: если между интернетом и традиционными отраслями происходит игра без победителей, то, может быть, есть какой-то третий, незаметный путь, который позволит обеим сторонам сплотиться и получать взаимный выигрыш?

В 2015 г. в Китае популярность приобрела концепция «Интернет+». Мы видели, как традиционные компании проводили различные эксперименты с интернетом: создавали собственные сайты и ПО для прямых продаж, осуществляли продажи через Taobao, Tmall, JD.com, VIPshop и иные платформы электронной коммерции, различными средствами выводили свои системы онлайн, популяризировали свои бренды и формировали сообщества в таких социальных сетях, как Weibo и WeChat, перенаправляли значительную часть своей рекламы в онлайн-каналы, некоторые смелые компании даже начали внутри своей структуры формировать небольшие команды, которым они давали большую автономию в целях повышения скорости реакции на изменения рынка…

Вне всяких сомнений, эти усилия заслуживают нашего уважения, да они и принесли определенные плоды, однако они ничуть не ослабили тревогу традиционных компаний перед наступлением сетевой эпохи.

В чем же заключается проблема?

В первую очередь в самом «Интернет+». Это попытка рассматривать интернет в качестве инструмента и метода для повышения эффективности отдельных звеньев или частей изначальной системы. Цель здесь — оптимизация, а не реконструкция моделей. Однако в наше время методология интернета куда важнее, чем отдельные методы. Действительно необходимым представляется изменение отношений между компаниями и пользователями. В обновлении нуждается весь процесс создания ценностей, а не только его отдельные элементы.

Все эти частичные усилия направлены на повышение показателей уже существующей системы управления компаниями, что ограничивает эффект от инструментов интернета. Онлайн-продажи, онлайн-услуги, онлайн-реклама, онлайн-маркетинг — всё это, если не осуществляется органичное соединение с концептом «приоритета предложения», если нет формирования спроса через устойчивое взаимодействие и если за счет спроса не продвигаются по цепной реакции дизайн, закупки и производство, не может само по себе сформировать максимально возможное взаимодействие пользователей с продукцией и оборачивается бессилием новых компаний.

Во-вторых, традиционные компании еще не осознали, что интернет является не только простым связующим элементом на пути к пользователям. Сама природа интернета заключается во взаимодействии, которое стимулируется данными. «Интернет+» передает лишь форму связи, но не «дух» данных и алгоритмов. Это сравнимо с поездкой по автомобильному шоссе на конной повозке. Ограниченность модели здесь сразу же бросается в глаза.

Самое глубокое замечание в данном контексте заключается в том, что слияние интернета и традиционных отраслей представляет собой растянутый мучительный процесс, который предполагает слом и деконструкцию от когнитивного до организационного уровня. К тому же этот процесс связан с неопределенностью. Участники «Интернет+» не готовы к этому.

С моей точки зрения, «Интернет+» позволил поднять на беспрецедентный уровень связи между интернетом и традиционными отраслями, однако эти отношения не должны представлять собой простое наложение, это должно быть высококачественное слияние с экосистемой; это не должны быть замена и подрыв, но оптимизация и модернизация. «Интернет+» должен использовать сетевые платформы и информационно-коммуникационные технологии, чтобы связывать вместе интернет и различные отрасли, в том числе традиционные, и чтобы формировать новые экосистемы. Проще говоря, «Интернет+» должен не провоцировать переворот в традиционных отраслях, а посредством слияния с ними создавать эффект «1+1 > 2». Если получится реализовать это, то мы будем говорить не о простом сложении, а об умножении. Именно поэтому я, собственно, и предлагаю новый концепт — «Интернет×».

В будущем интернет в качестве отдельной отрасли, возможно, исчезнет из жизни людей в силу сильной интеграции с традиционными отраслями. Все профессии и сферы, возможно, будут нести на себе клеймо интернета. К тому времени границы между интернетом и традиционными отраслями станут в высшей степени размытыми.

Уже сформировалась экосистема для новых отраслей, а традиционные отрасли либо осуществляют оптимизацию и модернизацию, либо выбывают из игры. Вне всяких сомнений, в рамках этого процесса отдельные традиционные компании ждет именно полноценный головокружительный крах, оставшиеся же компании станут лишь сильнее.

«Интернет×»: первый шаг в новую эпоху

Хотя концепция «Интернет+» в высшей степени привлекательна, проблема заключается в том, что до настоящего момента нет ни одного общепризнанного успешного примера этого явления. После глубоких размышлений и обсуждений я пришел к выводу, что проблемы связаны с принципиальной недостаточностью «Интернет+». Для обеспечения мощного эффекта необходим не только «Интернет+». Нам еще сильнее нужен «Интернет×».

Процесс еще только-только начался. В реальном мире мы можем наблюдать лишь отдельные фрагментированные прототипы и наброски: например, ИИ-преподаватели английского языка на Liulishuo позволяют обеспечивать индивидуализацию обучения и создают возможности для оплаты услуг в сфере изучения иностранных языков по результатам; модели-инфлюенсеры реализуют взаимодействие с пользователями, выявление спроса на основе контента и гибкость производства, что снижает необходимость держать запасы продукции…

Соединение интернета и традиционных отраслей как отдельный когнитивный идеал представляется материалистической реакцией. На основе достаточно простых интернет-средств, например, интернет- дистрибуции и распространения в Weibo, достигаются заметные конкурентные преимущества. Если мы проведем крайне поверхностную классификацию, то выявим, что те дивиденды, о которых идет речь в данном случае, зачастую являются краткосрочными выгодами, которые приносит с собой «Интернет+». Если мы на самом деле собираемся использовать интернет для модернизации отдельной эпохи, то следует прибегать к умножению — за счет сетевого взаимодействия и анализа данных обеспечивать завершение деконструкции и реконструкции с помощью этой ДНК традиционных отраслей. Этот процесс генетической модификации представляет собой химическую реакцию, которая скрывает в себе крайне сложные вызовы.

Почему за последние несколько лет всеобщее признание получили всевозможные концепции новой розничной торговли, новых финансов, нового производства и т. д.? Все просто: с одной стороны, в отдельных отраслях доля продаж через интернет уже превышает 50 %, прошло время легких дивидендов от интернета, интернет-средства уже не дают прежних результатов; с другой стороны, традиционная розничная торговля уже давно истощила свой потенциал и сталкивается со значительными экзистенциальными проблемами, и единственный выход из тупика — дальнейшие инновации.

История дала нам яркие примеры того, что крупные технологические революции (например, изобретение электричества) зачастую проходят в своем развитии два этапа.

Первый этап предполагает значительное развитие самих технологий и сфер их прямого использования. Так, в 1893–1915 гг. генераторы, электростанции, электросети, электролампы и иные аналогичные продукты получили быстрое развитие. Всем известная компания General Electric является образцовым предприятием этого времени. Электрическая революция не только повлияла на жизнь человечества, но и в значительной мере преобразовала мышление и способ существования людей.

Второй этап строится на постепенном совершенствовании технологий и начале их внедрения во все аспекты жизни общества. Технологии становятся общераспространенной инфраструктурой и полномасштабно меняют структуру традиционных отраслей. Например, внедрение электричества выступает в качестве знакового события выхода на второй этап, а создание первого сложного электрического конвейера на предприятии Ford сделало последнее знаковой компанией, порожденной на этом этапе.

Исходя из этого, я полагаю, что вторым этапом для интернета станет использование стимулированных его возникновением крупных технологических инноваций для тотального переустройства процессов в традиционных отраслях. Вне всяких сомнений, это потребует больших усилий. Здесь мы увидим в действии «тигель для изготовления эликсира бессмертия» в лице «Интернет×». Компании, которые в силах выдержать изменения, должны будут осуществить повторное слияние своей отрасли с интернетом и спровоцировать реальную химическую реакцию. Только так мы сможем создать будущее, превосходящее силу нашего воображения. Хотя в настоящее время нет хороших примеров успешной реализации компаниями «Интернет×», однако отдельные наблюдения уже наводят нас на соответствующие размышления.

Во-первых, в эпоху великих перемен в связи со стратегией «наката трех волн» выбор становится всё более затруднительным. Мы ранее уже рассказывали об этих «трех волнах» — моделях 1.0, 2.0 и 3.0. Учитывая всё сказанное нами, мы можем сделать вывод о том, что в целом 1.0 следует рассматривать как модернизацию традиционных отраслей (например, шансы, которые формируются за счет совершенствования потребления); 2.0 в значительной мере представляет собой интернетизацию — использование отдельного инструментария интернета для повышения эффективности. Во многих отраслях интернетизация еще только-только началась и еще продолжительное время будет приносить свои плоды. Даже в отраслях с высокой степенью интернетизации, например, в сфере производства женской одежды, этот процесс еще только начал затрагивать отдельные звенья, в частности, это касается производства.

Что касается модели 3.0, то она предполагает реконструкцию на основе интернет-платформ с помощью сетевого взаимодействия и анализа данных. Конечно же, третья волна является выбором будущего, однако в отсутствие накопленной за первую и вторую волну энергетики третья волна не имела бы места. В то же время если мы позволим себе концентрировать внимание лишь на первых двух волнах, то к моменту наката решающей третьей волны вы, возможно, обнаружите себя не на передовой линии, а может так оказаться, что даже и без возможности выйти на конкурентное поле боя. Поэтому конкуренция эпохи больших перемен выдвигает высочайшие требования к ожиданиям, стратегиям и тактике предпринимателей. Только имея соответствующие «Интернет×» возможности, предприниматели могут рассчитывать на ускоренную эволюцию в рамках итерации.

Во-вторых, я надеюсь, что все мои читатели осознали, что в области интернета нет такого понятия, как «идеальная команда». Я имел возможность познакомиться со множеством отраслевых лидеров, которые продвигали курс на интернет. Они все очень надеялись окружить себя знатоками интернета, которые помогли бы им во всем, что касается интернета, однако, к сожалению, я практически не видел среди этих людей лидеров поистине успешных компаний. С одной стороны, если вы сами не разбираетесь в интернете, то вам тяжело подобрать подходящего «интернет- эксперта». С другой стороны, на втором этапе развития интернета успешный опыт первого этапа необязательно будет применим. Мастерство в объединении сущности интернета и отдельной отрасли — сама по себе инновационная область, в которой еще нет сведущих людей. Поэтому сейчас при выборе кадров самое важное — проверить их способность учиться и проводить инновации, а не наличие опыта. Вполне возможно, что чем лучше ваши специалисты себя проявили в первом раунде развития интернета, тем менее применимыми будут их сильные стороны на следующем этапе. Наоборот, привлечение молодых людей, которые имеют определенный опыт в интернете, продемонстрировали себя хорошо во время обучения, готовы выполнять сначала простую работу и разделяют общие идеалы, будет более верным путем к успеху, чем приглашение к сотрудничеству так называемых знатоков.

В-третьих, крайне тяжело стимулировать бизнес с «Интернет×» посредством вливаний капитала. Бизнес здесь должен пройти достаточно продолжительный инкубационный период. За прошедшие несколько лет успех таких бизнесов, как Meituan, Didi, байкшеринг и пауэрбанки совместного пользования, во многом зависел от быстрых инвестиций и значительных вложений капитала. Однако начавшийся с 2018 г. спад в области байкшеринга и провал финансирования P2P (Peer-to-Peer) продемонстрировали, что простые технологические модели в совокупности с грубыми управленческими решениями не составляют наше будущее. Alibaba и Tencent на самом деле прошли тяжелый инкубационный период, который продолжался пять-шесть и даже больше лет, чтобы накопить за это время необходимый опыт. Бизнес этого витка «Интернет×» нуждается в достаточно продолжительном и тяжелом инкубационном периоде. Денег недостаточно, чтобы стимулировать его, и новым предпринимателям следует проявлять терпение.

«Интернет×» и «накат трех волн» как отдельные концепции демонстрируют нам определенную историю. В тот момент, когда все колеблются, сможете ли вы сохранить присутствие духа? Принятые именно в такой момент решения, скорее всего, и определят новое поколение бизнес-лидеров на ближайшие десять лет. Сейчас очень много человек держатся в тени BAT (Baidu, Alibaba, Tencent), полагая, что в области интернета уже нет возможностей для бизнеса. В действительности если мы возьмем любую из обсуждавшихся здесь концепций и инкорпорируем ее в отдельную традиционную отрасль, то можно ожидать возникновения химической реакции, которая принесет значительные ценности.

«Интернет×» позволит создать новую эпоху, и это огромная возможность для всей экономики Китая на фоне модернизации интернета и продвижения информационной эпохи. Весьма вероятно, что эта ситуация приведет к созданию новой группы отраслевых лидеров. Условие лидерства здесь — ваша искренняя уверенность и вера в эту новую эпоху.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.