Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.
Нынешнее здание белгородского железнодорожного вокзала было построено в 1982 году. И перестроено до неузнаваемости уже в XXI столетии. Тем увлекательнее в этом комплексе построек отыскивать старые, еще дореволюционные корпуса, старую водонапорную башню и прочие радости жизни.
Первая станция была открыта здесь в 1869 году. Вокзал же появился годом позже. Но самое яркое событие в жизни вокзала произошло еще позже, в 1904 году. Здесь принимали царя. Да, церемония встречи прошла именно на вокзале. К этому событию его украсили цветами, флагами, гирляндами.
Один из современников писал: «Ровно в 9 часов утра у перрона ст. Белгород тихо и плавно остановился царский поезд, из которого вышли государь император с наследником престола... Встреченный полковым маршем почетного караула от 203 пехотного резервного Грайворонского полка, а при обходе фронта — народным гимном, при криках "ура" вступил государь в станционный зал, где встречавшие депутации, поднося хлеб-соль, имели счастье выразить его величеству приветствия».
Проводы были не менее трогательными: «Ровно в 11 часов утра, так же тихо и плавно, как и прибыл, императорский поезд отошел на Харьков. Только долго не хотели расходиться по домам осчастливленные белгородцы, долго еще делился своими впечатлениями и крестьянский люд, восстанавливая в памяти всё виденное и слышанное, чтобы потом иметь возможность рассказывать про царя-батюшку в своих родных захолустьях!»
Годом же раньше здесь мучился Чехов. Жаловался своей маме, Евгение Яковлевне: «23 апреля. Милая мама, пишу это, подъезжая к Белгороду. В вагоне жарко, душно и окна заперты, открыть никак нельзя. Просто мучение. Ничего не хочется. Будьте здоровы».
В 1911 году вокзал реконструировали. Он стал больше, солиднее, шире. Вокзал сделался своего рода общественно-культурным центром города. Иван Дмитриевич Василенко писал в повести «Волшебные очки»: «Сколько раз мы с Романом ходили по вечерам на эту станцию, то чтоб купить в вокзальном киоске свежую газету, то просто так, побродить по гладкому бетонному перрону». Мимо ползли вагоны с техникой, укутанной брезентом. Только что началась Первая мировая война.
В Великую Отечественную вокзал разрушили. Новый отстроили только в 1949 году. В нем уже не было дореволюционного кокетства. Это уже был не терем-теремок. Вокзал напоминал провинциальный дом культуры, только вытянутый в ширину.
В 1982 году возникло третье здание вокзала. На этот раз — классическая «брежневская» постройка со сплошным остеклением фасада и гигантскими контрфорсами. Лозунг «Слава КПСС» на крыше тоже воспринимался как часть архитектурного оформления. В последний раз вокзал сменил свой облик в 2008 году. Он стал похожим на торговый центр в пригороде. Тем симпатичнее.