20 мая 2024, понедельник, 21:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Красавец-вокзал вместо старых фелюг

Морской вокзал в Сочи
Морской вокзал в Сочи
Илья Карпюк

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

Сочинский морской вокзал довольно молод, а уже архитектурный памятник общероссийского значения. Его построили в 1955 году по проекту двух архитекторов — известного и не очень, Каро Алабяна и Леонида Карлика. Алабян к тому времени прославил себя московским Театром Красной (ныне Российской) Армии и павильоном Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ныне ВДНХ). В портфолио у Карлика были три жилых дома. Тоже в Москве, но в спальном районе Щукино.

Композиция вокзала, в общем, проста: главный объем, галерея, надстройка и шпиль. Общая высота — 71 метр, в основном за счет шпиля. Но в изобилии колонны, арки, люстры, лестницы, мозаика, лепнина. Статуи работы скульптора Владимира Ингала (он же изваял сочинский памятник Серго Орджоникидзе). Перед зданием — сквер и фонтан. А в чаше фонтана — роскошная женщина с парусником под мышкой. Женщина олицетворяет Навигацию, и зовут ее Владычица Морей.

Можно сказать, что Алабян и Карлик вскочили со всей этой красотой в последний вагон уходящего поезда. В том же 1955 году было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и ничего подобного строить уже было нельзя.

Кстати, здесь в 1968 году снимали одну из сцен фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» — прощание Семёна Семёныча Горбункова с женой и дочкой перед отплытием на «Михаиле Светлове». Леонид Иович вообще любил делать съемочной группе (а заодно и себе) такие скромные подарки — командировки на Чёрное море.

А в 2010 году тут возникла скульптурная группа, изображающая эту трогательную сцену.

Трудно представить, что здесь было в первое десятилетие существования курорта. Издатель Михаил Сабашников писал: «Нас доставили на берег в шлюпках. Высадившихся пассажиров окружили стоявшие на берегу лодочники-турки, предлагая отнести багаж их в духан, находившийся тут же поблизости. Но из духана этого неслись пьяные песни и матросская ругань; нам не захотелось искать в нем прибежища. Спрошенный нами полицейский урядник объяснил, что это единственная гостиница в городе, но что нам лучше остановиться у обывателей».

Кстати, сочинский причал был необычный — на сваях и с колесиками. В сильный шторм его закатывали на берег — чтобы не сломался.

Посадка в эти шлюпки тоже была незабываемым событием: «С парохода сбросили якорь. Подплывают фелюги… переполненные публикой и ручным багажом. На палубе начинается сутолока. Прибывающая публика спешит занять на пароходе места, отыскивает свой багаж, который турки-гребцы поднимают на палубу, спешат где-нибудь сложить и получить "на чай". Багаж перепутан, турки кричат, публика нервничает.

Приехавшая на пароходе публика тоже спешит поскорее спуститься по трапу на фелюгу и не знает, как отправить туда свой ручной багаж. Носильщиков нет, турок-гребцов только четыре человека, а приехавших масса».

За время отдыха курортники, конечно, расслаблялись. Забывали про весь этот кошмар. В те времена отдыхали подолгу, по несколько месяцев.

И вот неприятный сюрприз: «Под осень Чёрное море часто бывает сердитое, волна высоко взлетает на берег и пароходы нередко проходят мимо Сочи не останавливаясь. Да и вообще, в осенние дни посадка на пароход не всегда бывает спокойная.

Море часто волнуется, пароходы запаздывают, агенты плохо осведомлены о времени прибытия пароходов, идет томительное ожидание на пристани… Наконец показались огни парохода… Турки принимают на фелюгу багаж и бросают его на дно как попало. Публика поднимается по узенькой дощечке и усаживается по бортам и на багаж, набросанный на дно фелюги… Не всегда оканчивается спуск фелюги благополучно. Волна поворачивает ее боком и начинает бить о каменное дно».

Все впечатления от отдыха — насмарку.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.