20 мая 2024, понедельник, 20:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Самарский театр: для «невзыскательной публики»

Самарский академический театр драмы
Самарский академический театр драмы
gubernya63.ru

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

Самарский театр появился еще до крестьянской реформы — в 1851 году. Но современное здание возникло значительно позже — в 1888-м. И сразу оскандалилось.

Дело в том, что на его строительство было затрачено 169 464 рубля и 99 копеек. Сумма просто фантастическая! Правда, строил его знаменитый мэтр, прославленный московский театральный архитектор Михаил Чичагов. На тот момент в его портфолио имелись театр Георгия Лианозова в Камергерском переулке (сейчас на этом месте МХТ), Пушкинский театр Корша в Петровском переулке (ныне Государственный театр наций) и театр имени Алексея Кольцова в Воронеже.

Театр в Самаре стал лебединой песней Михаила Николаевича. Уже на следующий год он умер от инсульта.

Горожанам театр понравился — но, скорее, как курьез. «Теремок», «пряничный домик» — так его называли.

Книгоиздатель Пётр Силыч Феокритов писал: «Против сада на площади находится довольно красивое здание городского театра».

А вот еще один подобный отзыв: «Театр вышел хорошенький, очень красивый».

Здание и вправду получилось откровенно несерьезным. Под стать ему сложился и репертуар. Он был рассчитан на так называемую «невзыскательную публику».

Здешняя пресса возмущалась: «В пятницу зарезали даму и человек с ума сошел, в воскресенье ребенку голову размозжили, во вторник человек застрелился, в среду девушку застрелили, в четверг опять застрелился человек, в пятницу снова даму зарезали и человек с ума сошел, в субботу еще одного на дуэли укокошили! Что же это, наконец, такое?»

Еще больше изумляли зрителей сценические приемы, которыми пользовались здешние артисты. Но не всех зрителей, а лишь искушенных: «Царь Эдип появлялся перед публикой в ужасном виде: он только что лишил себя зрения. Два бумажных кружка, приклеенных к векам, и две пуговицы, болтающиеся на нитках, так ярко изображают два вырванных глаза, что публика, тронутая чувством сострадания, оглашает зрительный зал громкими рыданиями».

Вот оно где, истинное мастерство!

Как-то раз этот театр посетил художник Петров-Водкин. Впечатления были неизгладимые: «Галерка стала наполняться. Возле меня усаживалась разношерстная молодежь. Защелкали орехи. Кто-то вскрыл бутылку кислых щей, хлопнув пробкой...

Что это была за пьеса — не помню. Сумбурно лишь припоминается разбойники, красавицы, гул и напевы голосов, и среди них — юный Аркадский, добивающийся вскрыть преступление какого-то дожа, графа, не помню кого. Аркадский влюблен в его дочь. Ночная серенада и дуэль на глазах красавицы. Во время дуэли юноша ранен, его захватывают, и он в тюрьме...

Меня кто-то сильно сунул кулаком в бок, а одновременно, совсем рядом, хлопнула пробка и запахло пивом. Немного дальше взвизгнула девица… Мне показалось, что действие перенеслось сюда, на галерку… Я вскочил, кто-то одернул меня за пиджак, сзади отчетливый мещанский голос громко сказал: "Чего мешаешь театром пользоваться?"»

Театру покровительствовал пивовар Альфред Филиппович фон Вакано, владелец знаменитого жигулевского завода. Он, к примеру, бесплатно снабжал его газом, вызвался облагородить площадь перед зданием, а сзади обустроить детскую площадку. Но тут члены городской думы неожиданно засомневались: «К предложению г. фон Вакано следует отнестись с величайшей осторожностью. Он, несомненно, в будущем захочет устроить на площадке близ театра портерную или ресторан».

Предложение, впрочем, приняли.

А как-то раз в Самару на гастроли прибыл стихотворец Давид Бурлюк. И сразу же спросил администратора театра:

— А там есть задний выход?

— Есть. А что? Боитесь, что публика изобьет? — спросил тот.

— Конечно, — ответил Бурлюк.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.