20 мая 2024, понедельник, 23:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Одиссея генов

Издательство «Синдбад» представляет книгу Эвелин Эйер «Одиссея генов» (перевод Александры Васильковой).

Научившись «читать» ДНК не только современного Homo sapiens, но и наших далеких предков, мы получили возможность совершать путешествия во времени. В этой книге ведомый генетиком-антропологом Эвелин Эйер читатель пройдет теми же путями, какими передвигались наши исчезнувшие родственники — неандертальцы, денисовцы и загадочный степной народ, положивший начало всем индоевропейским языкам, проследует по следам бухарских евреев, войск Чингисхана и тысячи «королевских дочерей», отправленных Людовиком XIV заселять Новую Францию, взойдет на борт корабля, увозящего с родины африканских рабов…

Автор пользуется результатами последних научных исследований и делится собственными полевыми наблюдениями в научной области, которая еще вчера казалась фантастикой. Эта наука — генетика — дает ответ на вопрос, как человек стал человеком.

Каким образом горстка скитавшихся по саванне Homo sapiens превратилась в доминирующий на планете вид? Как могут все восемь миллиардов людей происходить от нескольких африканских племен? Почему у австралийских аборигенов темная кожа и курчавые волосы, а у их ближайших соседей в Индонезии раскосые глаза? Почему некоторые генетические заболевания характерны только для канадской провинции Квебек? Почему баски говорят на языке, не имеющем ничего общего с другими европейскими языками? Существует ли ген долголетия?

Предлагаем прочитать одну из глав книги.

 

Конец 2010-х годов

Нарастание национализма в Европе

В последние годы, когда в Европе набирают популярность партии националистов, трудно говорить о генетике и истории нашего вида, не касаясь проблем расизма. Что еще может сказать генетика о скандальном понятии «раса»? С появлением генетических тестов на происхождение возник и другой вопрос: не будут ли эти тесты, позволяющие «классифицировать» людей, способствовать разжиганию расизма? Нам предстоит ответить на эти вопросы.

Как и любые категории, по которым мы пытаемся что-либо распределить, раса — зыбкое понятие с произвольными и непостоянными границами. Благодаря изучению ДНК нам известно, что все мы, безусловно, происходим из Африки, что мы на 99,9 % генетически идентичны и что существует мало генетических различий, связанных с нашим географическим происхождением. Два человека с разных концов планеты отличаются друг от друга лишь немногим более, чем два других человека, чьи предки родом из одного региона. Этого и мало, и вместе с тем достаточно для того, чтобы определить географическое происхождение предков любого индивида.

За свою историю наш вид сначала распространился по всей планете, а затем люди стали мигрировать на небольшие расстояния, вступая в браки с теми, кто живет относительно близко. Дети селились недалеко от родителей. Тесты на генетическое происхождение отражают эти две составляющих нашей истории: миграции и географическую стабильность. Не будь географической стабильности, невозможно было бы выявить локальные генетические адаптации к окружающей среде, такие как адаптация тибетцев к высоте. Эта особенность появилась как раз потому, что многие поколения тибетцев продолжали жить в горах (по оценкам, на протяжении нескольких тысячелетий).

И наоборот, немногочисленность генетических различий между популяциями указывает на то, что миграции происходили на всем протяжении человеческой истории. В зависимости от точки зрения можно делать упор на историю миграций или на историю стабильности и локальных адаптаций. Генетика описывает данные и объясняет действующие механизмы, но приписывать или не приписывать какую-либо ценность различиям между нашими ДНК можно лишь с точки зрения морали и социальных норм эпохи. Да, у разных популяций ДНК действительно различаются. Но имеют ли эти различия какое-то значение? И можно ли вообще говорить о «расах»?

«Расы» в медицине?

В частности, имеет ли смысл классифицировать людей по географическому происхождению с медицинской точки зрения? Ответ на этот вопрос отрицательный, поскольку релевантные для медицины подгруппы не совпадают с расовыми или этническими группами. Например, талассемия, наследственная анемия крови, распространена в странах Африки к югу от Сахары, по всему Средиземноморью и в Юго-Восточной Азии — но не в Восточной Африке. Следовательно, она не является маркером африканского происхождения, и наоборот: африканское происхождение — недостаточная информация для охвата популяций, подверженных риску.

То же можно сказать и о страшной болезни Тея — Сакса, которая поражает не только евреев-ашкеназов, но и франкоговорящих квебекцев. Что касается адаптации, позволяющей взрослым усваивать молоко, то она, будучи распространенной в Северной Европе, встречается также у некоторых популяций в Африке к югу от Сахары и на Ближнем Востоке.

В других случаях те или иные генетические особенности, наоборот, оказываются свойственны лишь узко локализованной популяции. Например, адаптацией к высоте обладают только тибетцы, а не все азиаты в целом. Способность надолго задерживать дыхание свойственна только индонезийским морским кочевникам баджо, а не всем жителям Юго-Восточной Азии.

Словом, важно помнить, что деление на расы не основано на каких-либо достоверных данных, связанных с биологической информацией. У каждой популяции в ходе ее истории случайно или под давлением естественного отбора могли развиться свои генетические особенности. Но популяции с теми или иными генетическими особенностями не совпадают с расовыми группами, выделяемыми в обществе. Даже если отвлечься от политического, исторического и социального аспектов понятия расы и видеть в нем лишь констатацию биологического разнообразия, деление на расы не несет никакой практической пользы для медицины.

Оправдать неприемлемое

К тому же расовая классификация не ограничивается разделением людей на группы по их подтвержденному или предполагаемому происхождению. Еще в XVIII веке, как только возникло деление на расы, появилась и четкая иерархия, в которой одни группы располагались выше других. Точно так же, как мужчины в иерархии ставились выше женщин, европейцы стали ставиться выше азиатов и африканцев. К этой иерархии добавился так называемый эссенциализм — вера в то, что из биологических особенностей вытекают нравственные, интеллектуальные и психологические различия, которые остаются неизменными и передаются из поколения в поколение.

Эссенциализм закрывает перед человеком все двери, поскольку предполагает, что происхождение говорит о человеке все. Каждый индивид волен развивать и акцентировать те черты своей личности, которые ему нравятся, однако эссенциализм навешивает на него ярлык и этим ярлыком его ограничивает. Тот же механизм задействован в сексизме. Сексист лишает меня права видеть в себе исследовательницу, страстную любительницу растений и заядлую путешественницу — для него все мои взгляды и интересы будут сводиться к тому, что я женщина.

В контексте расовых категорий нередко приходится слышать эссенциалистские высказывания вроде «ты наверняка вор», «чувство ритма у тебя в крови», «у тебя должны быть способности к информатике», «ты, конечно, богат»… Чтобы обнажить эти представления, мы с коллегой-историком Кароль Рейно-Палиго и сотрудниками Музея человека организовали выставку «Мы и другие. От предрассудков до расизма», которая открылась в 2017 году и с тех пор путешествует по Франции и другим странам.

Иерархизация и эссенциализм долгое время использовались для оправдания неприемлемого: работорговли, порабощения целых народов, геноцида. Они и сейчас проявляются в дискриминации, основанной на предполагаемом происхождении людей, их этнической или религиозной принадлежности. Скажу раз и навсегда: если и возможно распределять людей по группам с учетом их генетической близости, понятие «расы» для описания этих групп и разнообразия нашего вида совсем не подходит.

Обратная сторона тестов

Понимание трех концепций, лежащих в основе представлений о расах (распределение, иерархизация и эссенциализм), позволяет увидеть потенциальный риск, связанный с тестами на происхождение. Хотя они выявляют множественность происхождения наших современников, напоминая нам об истории миграций людей, такие тесты порой пытаются использовать для акцентирования какого-то определенного географического происхождения, якобы лучшего.

Например, генетические тесты пользуются успехом у американских «альтернативных правых». Эти ультраправые националисты кичатся предками европейского, особенно северного, происхождения. Как это ни парадоксально с генетической точки зрения, они гордятся еще и своей толерантностью к лактозе. Действительно, толерантность к лактозе распространена на севере Европы, но националисты, похоже, не знают, что и у некоторых африканских народов, например у тутси, частота толерантности к лактозе составляет около 90 %.

Иногда генетические тесты на происхождение потворствуют эссенциализму. Так, существуют музыкальные приложения, предлагающие музыку в соответствии с генетическим происхождением пользователя. Можно подумать, наши музыкальные предпочтения зависят от генов! Кроме того, такие тесты заигрывают с понятием идентичности: якобы генетика благодаря научному подходу способна раскрыть нашу подлинную идентичность, показать, кто мы есть на самом деле.

Но отождествляя идентичность с происхождением, мы рискуем превратить ее в нечто застывшее, сковывающее личность. Придавать слишком большое значение генетической идентичности — значит идти против современной цивилизации, предоставляющей каждому свободу самоопределения.

Приходится признать, что тесты на происхождение, как и данные о генетическом разнообразии нашего вида, иногда используют для подкрепления (или, напротив, развенчания) расистских теорий. Но это не значит, что сами тесты порождают расизм! Не стоит забывать о критическом мышлении.

Корни зла

Расизм — неискоренимое зло? Труды историков и социологов объясняют, какие механизмы превращают здоровое общество в такое, где расизм становится нормой. Они показывают, каким образом в определенный исторический момент власть, интеллектуалы, СМИ и обычные граждане начинают выстраивать расистскую идеологию. Расистские общества зарождаются в условиях доминирования одной из сторон, как в случае с колонизацией и рабством, или в условиях национализма, опирающегося на понятие «чистоты расы» (крайним проявлением такой идеологии был режим нацистов). Понимание этих процессов помогает сохранять бдительность и помнить, что расизм прорастает на определенной почве. Было бы заблуждением думать, будто люди по природе своей расисты. Но они способны стать ими в определенных социально-политических условиях.

Между тем есть другая черта, которая представляется неотъемлемой частью человеческой природы: этноцентризм, или предпочтение своей группы. В большинстве обществ существуют лестные определения для собственной группы («своих») и пренебрежительные для обозначения «других», тех, кто в эту группу не входит. В социальной психологии даже описано понятие «минимальной группы» — то есть определены минимальные признаки группы, необходимые для того, чтобы ее члены ощущали свою принадлежность к ней.

Непреодолимое предпочтение своей группы позволил выявить один эксперимент. Состоял он в том, что детей в классе произвольно разделили на две группы, «красных» и «синих», а затем попросили их раздать конфеты. В среднем дети давали больше конфет тем, кто входил в их группу, хотя она и была образована произвольным образом несколько минут назад. Очень немногое требуется для того, чтобы «создать группу» и стимулировать предпочтения.

Но как показывает история популяций, этноцентризм всегда существовал параллельно с принятием чужаков. Действительно, человеческих популяций, полностью изолированных по каким-либо культурным соображениям, практически не существует. Наш геном содержит следы скрещиваний даже с другими видами, такими как неандертальцы. Почему же наш вид «этноцентричен»? Разумное с точки зрения эволюции объяснение состоит в том, что индивиду выгоднее делиться ресурсами с кем-то из своей группы, кто в будущем сможет ответить ему тем же.

Этот механизм взаимопомощи делает нас социальными существами, способными к сотрудничеству. Как показывают многие исследования, люди, лучше умеющие сотрудничать, выше оцениваются окружающими и более привлекательны с репродуктивной точки зрения. Очевидно, эволюция направила нас на путь, предполагающий жизнь в больших группах и взаимодействие даже с теми, с кем мы не в родстве. Наша естественная склонность к сотрудничеству — почва для развития общих интересов. Этот принцип лежит в основе налогообложения, но существует он с незапамятных времен. Европейцы эпохи неолита строили сооружения из огромных каменных плит (мегалиты), а для этого требовалась совместная работа множества людей.

Всего 20 евро?

Идея общих ресурсов не могла бы существовать без механизма наказания «мошенников». И потому мы наделены еще и врожденным чувством справедливости, чутьем на обман. Это показал эксперимент, разработанный экономистами. Возьмем двух человек, Каролину и Софи. Дадим Каролине 100 евро, чтобы она разделила их с Софи, которая может взять то, что ей предложит Каролина, или отказаться. Если она откажется, деньги заберут у обеих. Если руководствоваться только расчетом и логикой, можно ожидать, что Софи возьмет любую сумму, которую даст ей Каролина. Ведь если Каролина предложит ей даже один евро, а 99 оставит себе, один евро все же лучше, чем ничего.

Но эксперимент показал, что Софи откажется, если сочтет дележ несправедливым. Конечно, она останется ни с чем — но и не позволит набить карманы Каролине. При этом сумма, которая воспринимается как справедливая, зависит от популяции, в которой проводится эксперимент, и составляет от 20 до 50 евро. Хотите верьте, хотите нет, но Софи неизменно отказывается, если ей предлагают меньше 20 евро! Стоит нам столкнуться с неравенством и «жульничеством», как наше чувство справедливости побуждает нас насторожиться, а то и прийти ярость.

И всё же отдавать предпочтение своей группе вовсе не значит ненавидеть других, стремиться унизить их или подчинить себе. Как я уже говорила, для проявления этих негативных стремлений необходим определенный политический контекст. Этноцентризм еще не расизм, а лишь одна из его составляющих, наряду с эссенциализмом. Эссенциализм — это набор готовых суждений, которые можно найти и в сексизме, и в гомофобии. Впрочем, те, кто нетерпим к людям того или иного географического происхождения, нетерпимы и к другим группам, таким как ЛГБТ, и среди них чаще встречаются сексисты. Но современная биология несовместима с эссенциализмом, и тому есть несколько причин.

Прежде всего, многие черты, из которых складывается личность, такие как доброжелательность, моральные качества, религиозность и т. д., априори никак не связаны с генетикой. С другой стороны, те черты, изменчивость которых связана с генетической изменчивостью (то есть те, где присутствует генетическая составляющая), зависят в то же время и от условий жизни человека. Один из примеров, к которому мы еще вернемся, чтобы уяснить связь между генетикой и условиями жизни, — рост. Этот пример показателен, поскольку генетическая составляющая здесь доказана, но при этом не менее важны и условия, в которых взрослеет индивид. Доказательство — увеличение среднего роста в Европе на протяжении последнего столетия, ставшее результатом улучшения здоровья и санитарных условий: генетика к этому никакого отношения не имеет.

Наконец, если говорить о цвете кожи, то биологически обусловленные варианты генов кодируют исключительно пигментацию — и больше ничего! Лишь по недомыслию можно вообразить, будто цвет кожи человека определяет его нравственные, интеллектуальные или психологические качества. Этот примитивный подход сводится к мысли, что сущность человека непреложно определяется его происхождением. Существует и современная версия идеи о том, что человека определяет его происхождение: не отрицая роли культуры, приверженцы этой идеи полагают, будто культура неизменна и передается в одном и том же виде из поколения в поколение. И при таком подходе человек вновь оказывается скован детерминизмом, ему навязывают некую идентичность.

Искаженное видение истории

То же детерминистское представление об идентичности обнаруживается и на уровне наций. Некоторые даже думают, будто цвет кожи определяет продвижение народов по «великому пути истории»! В основе такого эссенциализма лежит парадигма, согласно которой биология определяет культуру. Якобы различные «уровни культуры» у отдельных групп людей складываются под влиянием биологических различий. Между тем современные работы в области популяционной генетики показывают, что, напротив, культурные практики влияют на генетическое разнообразие. Часть генетических различий между популяциями обусловлена такими культурными практиками, как эндогамия, правила выбора брачного партнера и правила определения родства. Не генетические различия влекут за собой разницу культур, а наоборот. Эти исследования переворачивают парадигму связи между биологией и культурой.

На мой взгляд, объясняя, на чем строится расизм, мы поспособствуем его искоренению. Нужно не отрицать разнообразие, а работать над его принятием. Все мы действительно состоим в родстве — но при этом мы различаемся, и часть различий связана с географическим происхождением наших предков. В этом нет ничего такого, что должно ограничивать нашу личную свободу.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.