21 мая 2024, вторник, 00:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 марта 2021, 14:00

Уступите место драме

Издательство «Бомбора» представляет книгу Людмилы Сарычевой «Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы».

Копирайтеры, редакторы, журналисты знают, что их работа не такая уж творческая, как кажется со стороны. Чаще нужно написать текст быстро, хорошо его структурировать и разобрать скучную тему, вроде бухгалтерии и законов. Но даже в этом случае есть способ сделать текст интересным: в этом помогают приемы драматургии. Книга «Уступите место драме» рассказывает, как захватить внимание читателя на разных уровнях: темой, подачей, заголовком, акцентами, композицией, конфликтом. Это всё доступно в коммерческом тексте, даже если у автора мало времени на работу. Людмила Сарычева обещает: чтобы работать с драматургией, не обязательно быть сценаристом и писателем. Можно уступить немного места драме даже там, где сначала ее не было.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Захватывающее введение

Если читатель уже открыл статью, значит, вы выиграли борьбу за внимание. Следующий шаг — завлечь его дальше. В этом помогает введение. Введение может всё испортить: автор напишет сильную, интересную статью на важную тему, но во введении скажет что-то, что подорвет доверие к материалу. Например, пишем статью, как больше читать и заниматься самообразованием. И вот введение к ней:

Всех успешных людей в мире объединяет одна важная привычка — каждый день читать книги.

Это выглядит неубедительно и создает ощущение поверхностной работы с материалом. Автор огульно обобщает всех успешных людей без конкретики и создает ложную причинно-следственную связь, будто успешные люди стали такими благодаря чтению.

Вторая причина, почему это введение плохое, в том, что даже непонятно, что имеется в виду под успехом. Если автор считает успешными всемирно известных миллиардеров — это слишком прямолинейный стереотип.

И третья причина — слова «всех успешных людей». С одной стороны, это сигнал, что статья будет неприменима к жизни, если она построена на примере Билла Гейтса. С другой стороны, эта фраза как бы намекает, что если читатель открыл эту статью, то он сам не очень-то успешен и ему неплохо бы начать читать книги.

Конечно, читатель не будет так же дотошно анализировать введение. Скорее всего, оно даже не оттолкнет его от статьи, и будут те, кто прочитает до конца. Но с самого начала автор так формирует материал, что настраивает читателя враждебно.

Я бы начала эту статью так:

В инстаграме все читают книжки, учат языки, проходят курсы и осваивают медитацию. А в жизни лежат перед сериалом, потому что ни на что другое сил не хватает.

Во введении появился конфликт между тем, какими люди хотят казаться в соцсетях и как на самом деле происходит. Это нужно для того, чтобы успокоить читателя, показать, что мы на его стороне : «Ребята, с вами всё в порядке, хотя вам кажется, что это только вы лежите на диване, а остальные занимаются саморазвитием. Неважно, что там пишут другие, лежать на диване — это нормально, вас просто не хватает на эти чертовы книги».

Есть много способов сделать введение захватывающим, но чтобы к ним прийти, нам нужно посмотреть еще несколько неудачных примеров:

Все хотят быть счастливыми. Счастье — идея фикс нашего времени.

Каждая женщина мечтает о красивой свадьбе.

В наши дни все пользуются интернетом.

Это введение с обобщением: автор говорит либо за все семь миллиардов людей, либо за какую-то группу, к которой не принадлежит. Но скорее всего, от лица этой группы он выражает собственное мнение.

Предупрежден, значит — вооружен. Эта поговорка отлично отражает смысл прохождения ДНК-тестов.

Поговорки, пословицы, фразеологизмы выглядят притянутыми за уши и не помогают с первых строчек проникнуть в тему.

О чём в первую очередь беспокоится современный человек? О деньгах? Здоровье? Экологии?

Риторические вопросы создают ощущение, будто автор ведет беседу сам с собой и читатель ему не нужен. Читатель ведь всё равно не сможет ответить, тогда не нужно спрашивать.

Человек постоянно занят. У него нет времени, чтобы остановиться, прислушаться к себе, посмотреть на свою жизнь со стороны.

Здесь введение слишком абстрактное и не дает информации.

Погружение в контекст

Метод, который помогает сделать введение захватывающим, можно описать как «погружение в контекст». Это означает — вводить читателя в тему без долгих объяснений и подводок, сразу разворачивать тему:

Каждый год площадь свалок в России растет на размер Москвы и Санкт-Петербурга вместе. Это свалки от бытовых отходов. В 2019 году площадь свалок в России была равна площади четырех Кипров, а через десять лет увеличится в два раза.

Так читатель оказывается внутри статьи с первых строчек, и у нас больше шансов завлечь его дальше в статью. Но даже если не завлечем, он всё равно получит кусочек интересной информации, которую сможет рассказать друзьям. Смысл приема в том, чтобы сразу бросить читателю мяч, пусть ловит и думает, что с ним делать. Такое работает в скучных бухгалтерских темах:

Налоги можно не платить. Для этого есть пять законных способов, о которых мы поговорим в нашей статье.

В статьях с личным опытом:

Я попадался на уловки мошенников по телефону три раза. Каждый раз мне перезванивали из банка и возвращали деньги. Следующие две попытки меня обмануть уже не удались. Расскажу, по каким признакам я распознаю мошенников и что делаю дальше.

Для репортажей:

Судья просит всех замолчать и готов вынести приговор. Решения по делу участники процесса ждут полтора года, и в этот раз оно будет окончательным, оспорить его нельзя.

В обучающих статьях:

Соискатели повторяют в резюме одни и те же ошибки: многословно пишут, креативят, используют отталкивающий надменный тон. В статье мы разберем, как их избегать при поиске работы.

Погружение в контекст подходит для любого жанра, потому что на самом деле это не какой-то специальный прием, а просто смелость сразу выдать часть материала читателю. Для этого нужно просто отточить это умение.

Не каждое погружение в контекст будет захватывающим. Вот такое введение больше похоже на журналистское клише, чем на убедительную попытку зажечь интерес:

Поздняя весна… Шесть вечера… Вот-вот на город опустятся золотые лучи заката… Лимонад уже пить не с руки, а звонко откупорить бутылочку старого шотландского еще слишком рано, не находите?

Это такое же бестолковое введение, как и обобщение «в наши дни все пользуются интернетом»: непонятно, о чём статья, само введение — позерство и графомания, читатель от такого ничего не выигрывает, а наоборот, бесполезно тратит время.

Разница в том, что погружение в контекст подразумевает конфликт или действие. А скучное введение — экспозиция или что-то описательное, что делает текст абстрактным. Обычно в нем нет конфликта или действия, поэтому оно кажется каким-то недоработанным, хочется сделать его динамичнее и интереснее. Вот посмотрите:

экспозиция

Конфликт

Детская поликлиника. В коридоре стоит женщина в красном платье с воротничком и на каблуках. Довольно необычно для типичной посетительницы поликлиники.

Оксана собирает сыну документы для лечения за границей. Каждый раз это бюрократия, талончики, очереди, и происходит это по два раза в неделю.

Хроническая депрессия — это необязательно круглосуточное уныние. Например, я не выгляжу несчастной, хотя в моей медицинской карте уже два года записан этот диагноз.

Когда я говорю знакомым, что у меня хроническая депрессия, они отвечают: «Да ладно! Никогда бы не подумал!» Это потому что я не выгляжу унылой, как обычно все думают.

В России есть список запрещенных профессий для женщин, который состоит из ста пунктов, хотя еще недавно их было 426.

В России женщинам нельзя работать водолазом, слесарем-судоремонтником и сталеваром. Всего таких профессий сто, а раньше было 426.

 

Экспозиция может сообщать детали и задавать интригу, но всё равно как будто оттягивает знакомство с информацией. А конфликт или действие сразу погружают в контекст, не дают читателю опомниться. Поэтому рецепт хорошего введения в том, чтобы сразу приступать к делу.

Если вы часто пишете, особенно для одного и того же издания, то хороший способ делать введение интересным — каждый раз начинать его по-разному, но обязательно добавлять во введение конфликт.

Показать статистику или шокирующий факт:

Две трети людей заболеют новым коронавирусом, так считают специалисты Всемирной организации здравоохранения.

В детских домах в России содержится 47 000 детей, это как население Торжка.

К 2025 году вымрут все белые медведи.

Рассказать историю:

Мэрилин Монро ввела моду на «голые платья», когда выступила перед Кеннеди...

Однажды меня вызвали на допрос в полицию.

Пошутить:

Читатели бесятся, когда статью начинают издалека, поэтому начнем вот с чего. Со времен Древней Греции люди завели традицию...

Поставить фотографию с текстом к ней:

[Фотография бабочки]
Посмотрите на узор на крыльях этой бабочки.

Есть еще тысячи вариантов: можно напугать читателя, поделиться секретом, добавить диалог, придумать что угодно еще, и главное — не останавливаться и не затирать один и тот же прием, пока он не станет штампом.

Пробовать разное, задавать конфликт, сразу погружать в тему

Введение в статьях с личным опытом

В статьях с личным опытом сначала придется сформировать доверие. Одно дело, когда статью «Как научиться писать сценарии» пишет Квентин Тарантино, а другое — неизвестный сценарист Мария из провинциального театра. Квентину Тарантино априори будут доверять в вопросах сценариев, а Марии придется сначала убедить читателя, что она что-то понимает:

Я десять лет работаю сценаристом в театре. У меня были откровенно провальные сценарии, по которым не получалось поставить пьесы, а были такие, за которые я получала всероссийские награды. И то, и другое помогло мне найти собственные приемы, чтобы написать классный сценарий.

Сравните с вариантом, если Мария будет просто хвастаться:

Я очень опытный сценарист. У меня есть всероссийские награды, я ездила на конкурсы в Европу и знакома со многими крупными артистами, о которых вы читаете в интернете.

Здесь Мария противопоставляет себя читателю, и это отталкивает. Нормально, если Мария делает это специально, потому что придумала себе такой образ и хочет бесить читателя. Но если хочет получить доверие, то лучше объяснить читателю, почему она может рассказывать о сценариях, какой у нее опыт, включая провалы и ошибки.

Причем если бы Тарантино писал, как экономить на ремонте, ему бы тоже пришлось заручиться доверием в этой теме.

Вообще-то я довольно известный режиссер и снимаю фильмы. Но, кроме работы, у меня есть еще обычная жизнь, как у всех людей. Последние два года я делал ремонт в своем доме и за это время я узнал о стройматериалах и управлении бригадой столько, сколько узнал о режиссуре во время съемок своего первого фильма.

Истории провалов всегда интереснее и вызывают больше доверия, чем истории успеха. Когда автор говорит «Я дурачок, ошибся пять раз и теперь кое-чему научился», читатель расслабляется и чувствует, что его не будут поучать или говорить с ним свысока, так формируются отношения с читателем. Но на введении статья не заканчивается, поэтому, во-первых, я предлагаю вам вспомнить параграф о работе с фактурой и разнообразном материале. А во-вторых, узнать, как может строиться основная часть статьи.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.