20 мая 2024, понедельник, 21:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Скрытый памятник арабской архитектуры

Сводчатые потолки бара
Сводчатые потолки бара
Paco Puentes, El Pais

Во время ремонта в тапас-баре Cervecería Giralda в историческом центре Севильи были обнаружены остатки арабских бань XII века с уникальным богатым убранством.

Один из самых популярных в городе баров был открыт в 1923 году. Его высокие сводчатые потолки, поддерживаемые четырьмя колоннами, типичны для средневековых арабских бань, или хаммамов. Более того, в письменных источниках, относящиеся к 1281 году, упоминается баня, которая существовала в этом районе, но не было никаких археологических доказательств, подтверждающих, что это была она, поэтому здание многие считали постройкой в стиле неомудехар, а не подлинным архитектурным памятником арабской эпохи.

Севилья с 1150 года была столицей мусульманской державы Альмохадов, чья территория занимала Северную Африку и южную часть Испании. Но в 1248 году город был отвоеван Фердинандом III Кастильским. Многие мусульманские постройки были разрушены или значительно переделаны. Сегодня сохранилась лишь небольшая часть оригинальной архитектуры периода Альмохадов, в том числе колокольня Хиральда Севильского кафедрального собора, построенная в 1196 году и ранее служившая минаретом Великой мечети Севильи, Патио-дель-Йесо («Гипсовый двор») в королевском дворце Алькасар, Патио-де-лос-Наранхос («Апельсиновый двор»), когда-то являвшийся частью мечети, а теперь присоединенный к Севильскому собору. Тем не менее арабская архитектура значительно повлияла на вкусы христианских правителей, поэтому многие здания, возводившиеся позже, строились в мавританском стиле. Такова, например, основная часть Алькасара, построенная в XIV веке.

Бар Cervecería Giralda находится всего в нескольких шагах от колокольни Хиральда. Самые ранние документальные свидетельства существования бань на этом месте датируются 1281 годом, когда король Альфонсо X подарил церкви «бани Гарсиа Хофре», примыкающие к собору. В XVII веке севильцы уже забыли, что это большое сводчатое здание использовалось как хаммам. В ходе перестройки зал с высоким потолком был разделен на два этажа, заменены оригинальные колонны и закрыты световые окна. Одни историки утверждали, что это остатки древнего амфитеатра, а не бани, другие считали, что это более новое сооружение XV–XVI веков, выполненное в мавританском стиле. Архитектор Фран Диас (Fran Díaz) ответственный за проект модернизации, разделял это мнение, когда приступил к ремонтным работам в прошлом году. Но он отказался от этой идеи, когда зонды за подвесным потолком выявили наличие световых окон, известных в испанской архитектуре под названием luceras, а также декоративные вырезы в потолке, характерные для архитектуры хаммама. После открытия реставраторы отступили, чтобы археологи смогли полностью изучить остатки бани.

Световые окна. Фото: Fernando Amores

Они обнаружили 88 световых окон различной формы — восьмиконечные, шестиконечные, восьмиугольные, четырехлистные, — которые намного сложнее, чем те, что можно найти в других мусульманских банях того времени. Совершенно беспрецедентным открытием стали геометрические фрески. Ничего подобного ранее на Пиренейском полуострове не находили. Решетчатый узор, нарисованный красной охрой на белом фоне, скорее всего, изображал воду. Значительные части сохранились на стенах и потолках. Археологи считают, что изначально этими украшениями была расписана вся баня от потолка до пола. Это единственный известный хаммам с сохранившейся оригинальной росписью стен и потолка.

Геометрические фрески. Фото: Fernando Amores

Основным пространством бара была теплая комната хаммама («байт аль-вастани»). Одна стена переходит в прямоугольное пространство меньшего размера со сводчатым потолком, которое изначально было холодной комнатой («байт аль-барид»). То, что сейчас является зоной кухни, было горячей комнатой («байт аль-сахун»), но большая часть первоначальной постройки была разрушена, поэтому всё, что осталось, — это фрагментарная арка. Сохранность световых окон и бесценных стенных росписей — заслуга архитектора Висенте Травера, который реставрировал здание в начале XX века. Он сохранил много первоначальных элементов постройки и создал подвесной потолок, защитивший древние перекрытия.

Открытие заставило пересмотреть концепцию обновления бара, чтобы сохранить архитектуру XII века, но при этом превратить пространство в действующий бар. Ремонт планируется завершить в следующем месяце, после чего Cervecería Giralda откроется с новым великолепным интерьером, в котором сочетаются черты интерьера начала XX века, ставшие неотъемлемой частью заведения, с великолепием оригинального хаммама эпохи Альмохадов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.