23 мая 2024, четверг, 15:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Музыкальная раковина из пещеры

Раковина из пещеры Марсула
Раковина из пещеры Марсула
C. Fritz, Muséum d'Histoire naturelle de Toulouse

Морская раковина, обнаруженная еще в 1931 году в пиренейской пещере Марсула, оказалась не сосудом для питья, как считали раньше, а древним музыкальным инструментом. К такому выводу пришла группа французских исследователей, опубликовавшая свои результаты в журнале Science Advances.

Пещера Марсула находится возле одноименной деревни в департаменте Верхняя Гаронна на юге Франции, примерно в 80 километрах к югу от Тулузы. Местные жители называли ее «Пещерой фей». Ее обнаружил в 1883 году католический священник Давид Ко-Дурбан, один из первых исследователей первобытных памятников Пиренеев. В 1897 году пещеру обследовал натуралист и спелеолог из Тулузы Феликс Реньо и обнаружил там наскальную живопись. Но он не смог убедить современников, что это древние изображения. Лишь в 1902 году археологи Эмиль Картильяк и Анри Брейль посетили пещеру и, изучив наскальные рисунки, подтвердили, что они относятся к палеолиту. Масштабные раскопки в пещере провели в 1931 году Анри Бегуэн и Таунсенд Рассел. В дальнейшем в пещере работали и другие археологи.

Пещера была населена от 17 000 до 12 000 лет назад. Ее обитатели принадлежали к мадленской палеолитической культуре. В пещере были обнаружены каменные и костяные орудия, украшения из кости, рога и лигнита, раковины. Но главной находкой стали рисунки и гравированные изображения на стенах пещеры. Среди них есть зубры, дикие козы и олени, антропоморфные фигуры, а также геометрические узоры. Самым известным стал зубр из пещеры Марсула, чье тело передано при помощи красных точек, что позволило назвать жителей пещеры первыми художниками-пуантилистами.

В 1931 году недалеко от входа в пещеру была найдена раковина морского моллюска Charonia lampas, распространенного в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Средиземном море. Исследователи 1930-х посчитали, что она использовалась в качестве ритуального сосуда, после чего раковину вместе с другими находками отправили Музей естественной истории в Тулузе, где она не привлекала особенного внимания до 2016 года, когда команда ученых во главе с Кароль Фриц (Carole Fritz) и Жилем Тозелло (Gilles Tosello) решила исследовать ее с применением новейших методов.

Первоначально сколы некоторых частей раковины считали произошедшими в результате естественных причин, например, при ударах о камни в полосе прибоя. При помощи фотограмметрии, рентгенофлуоресцентного анализа и компьютерной микротомографии авторы нынешнего исследования обнаружили, что раковина была подвергнута сознательной обработке. Так вершина и первые завитки раковины, самая прочная ее часть, были отбиты несколькими последовательными ударами. Узкий канал, идущий от отверстия на вершине во внутреннюю часть раковины, был просверлен, на что указывают борозды на краях отверстий в шестом и седьмом завитках раковины. Наружный край устья раковины (так называемая «губа») был обломан, чтобы сделать его форму более правильной. На внутренней поверхности устья ученые обнаружили следы красного пигмента, расположенного точками, схожими по форме с отпечатками пальцев. Под пигментом есть и следы выгравированных изображений.

По мнению исследователей обработанная и украшенная раковина служила древним музыкальным инструментом. Они полагают, что к отверстию в вершине раковины палеолитические музыканты крепили трубчатый мундштук, например, из птичьей кости. Вдоль отломанного края вершины есть остатки органического вещества, которое может быть смолой или воском, использованным для закрепления мундштука. Внутренний конец мундштука фиксировался в отверстиях, просверленных в шестом и седьмом завитках внутри раковины.

 
Раковина с костяным мундштуком из Новой Зеландии. Фото: Musée du Quai Branly, Jacques Chirac

Подобные технологии изготовления духовых музыкальных инструментов из раковин встречаются в более поздних культурах. Для этой цели использовались раковины Charonia lampas или родственного ей вида Charonia tritonis. Образцы, найденные в Израиле, относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры. У новозеландских маори сохраняется традиция изготовления музыкального инструмента путатара из раковины и деревянного мундштука. В Японии на протяжении многих веков существует инструмент хорагай (法螺贝), или дзинкай (阵贝) из раковины Charonia tritonis и мундштука из бронзы, дерева или бамбука. Хорагай применяется буддийскими монахами в ритуалах. По легенде, японские отшельники-буддисты ямабуси подавали при помощи этого инструмента вести друг другу в горах, а также сопровождали им исполнение сутр. Использовался он и в средневековых армиях для подачи сигналов к выполнению того или иного маневра. Сходный инструмент в Корее носил название нагак. В Индии существует древний инструмент из раковин другого вида моллюсков — Turbinella pyrum, он известен под санскритским названием шанкха и используется как индуистами, так и буддистами. На островах Карибского бассейна в роли музыкального инструмента выступали раковины местного вида моллюсков Strombus gigas.

Чтобы проверить, можно ли играть на раковине из пещеры Маруса, исследовательская группа обратилась за помощью к музыковеду и специалисту по духовым инструментам из Тулузского университета. Жан-Мишель Кур (Jean-Michel Court) сыграл на ней, изменяя положение губ для извлечения разных нот, как при игре на трубе. Подобный музыкальный инструмент может воспроизводить лишь основной тон, частота которого зависит от длины воздушного столба в инструменте, и ряд гармонических обертонов, частоты которых кратны частоте основного тона. В частности японский хорагай может издавать до пяти нот. Жан-Мишель Кур сумел воспроизвести при помощи раковины три ноты: до, до диез и ре.

Возраст слоев, между которыми была найдена раковина, составляет, согласно радиоуглеродному датированию, 18 261–18 011 лет назад и 18 064–17 731 лет назад, что делает ее претендентом на титул самого древнего музыкального инструмента. Долгое время считалось, что древнейшими флейтами были бедренные кости с отверстиями, найденные на стоянках ориньякской культуры (от 43 000 до 26 000 лет назад) в Европе, но последние исследования указывают, что эти отверстия были просто следами зубов гиен, обгладывавших кости. Несомненными музыкальными инструментами являются флейты из неолитического поселения Цзяху в Китае. Они сделаны из костей японского журавля, и самые древние из них датируются примерно 7000 годом до н. э.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.