20 мая 2024, понедельник, 21:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Самое ценное

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Мэдлин Левин «Самое ценное. Чему на самом деле важно научить ребенка, чтобы он вырос успешным и счастливым» (перевод Ирины Матвеевой).

Книга детского психолога Мэдлин Левин предлагает пересмотреть существующие взгляды на успех и сосредоточиться на том, что действительно поможет детям добиться высоких результатов в обществе XXI века. Автор описывает основные этапы развития ребенка, говорит о том, чему он в эти периоды должен научиться и как могут помочь родители. Семь базовых навыков преодоления трудностей и семейные ценности в основе воспитания — фундамент, на котором будут строиться успех и счастье ребенка. Книга расскажет, как научить детей необходимым жизненным навыкам, а также как определить собственные ценности, начать следовать им и передать их ребенку.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

За несколько дней до того, как мой старший сын должен был пойти в среднюю школу, я обнаружила его лежащим на кровати лицом к стене и в слезах. «Я не готов взрослеть», — тихо сказал он. Я знала, что в такие моменты лучше всего расслабиться и выслушать. Но у меня в голове роились миллионы вопросов. Он боится обычаев средней школы? Может быть, будучи хорошим спортсменом, он боится потерять статус местной звезды? В наследство от матери ему досталось неумение ориентироваться в пространстве — так, может, он волнуется, что потеряется в большой незнакомой школе? Всё это волновало меня, но это ли тревожило его?

Я легла на кровать и задала самый открытый вопрос, какой сумела придумать: «Что случилось?» И, почти до крови прикусив язык, стала ждать.

Он не до конца понимал, почему он в тот день именно расстроился, а не волновался или нервничал. Но когда он заговорил, причины его опасений начали постепенно проясняться, и они не имели ничего общего с тем, что предположила я (потому я так часто повторяю: «Слушайте!»). Он уже побывал в школе, чтобы еще до начала учебного года выяснить, что где находится. Он шел с компанией своих близких друзей, поэтому не беспокоился о том, что будет чувствовать себя чужим, и был абсолютно уверен, что благодаря своим спортивным способностям попадет в баскетбольную команду. Его проблемы были совершенно другого порядка. Он беспокоился, что потеряет все прерогативы ребенка еще до того, как почувствует себя готовым стать подростком. У него больше не будет одного учителя по всем предметам, который был бы ему хорошо знаком. Он прекрасно понимал, что большинство детей ходят в среднюю школу сами или с группой других детей, а не с мамами. Он с нетерпением ждал, когда у него появится дневник, где он сможет отслеживать все свои задания, но знал, что родители не смогут принести ему забытую дома тетрадь с домашней работой. Главным образом ему не терпелось стать более самостоятельным, но в то же время он боялся потерять тесную связь с родными, характерную для нашей семьи. Пока я поверхностно описывала проблемы учеников средней школы в самых конкретных выражениях, он всё глубже постигал суть нового периода. Возможно ли стать самостоятельным, не утратив тесных связей с семьей?

Мы все знаем, что задача родителей — помочь детям стать достаточно независимыми, чтобы жить самостоятельно. В конце концов, мы не всегда будем рядом, чтобы помочь им; рано или поздно им придется самим о себе позаботиться. Но с точки зрения ребенка, почему нужно отказываться от того, что дает ему поддержку, — от ласковых объятий, поцелуев на ночь, доверительных разговоров — в погоне за своим единственным и неповторимым «я»? Конечно, моему сыну было грустно, когда он готовился к переходу в среднюю школу. Он интуитивно чувствовал, что прощается с детством, чтобы вырасти таким человеком, каким он надеялся однажды стать. Есть много причин, почему младшие подростки стремятся к независимости. И самая мощная из них — образ будущей сильной, стабильной личности, способной жить взрослой жизнью. Обычно печаль превращается в гнев или отторжение как самый безопасный способ не втягиваться обратно во взаимозависимость матери и ребенка.

Очевидно, что стремление к самостоятельности начинается не тогда, когда ребенок переступает порог средней школы. Помните, как ваш ребенок выплевывал еду, когда уже наелся, как настаивал: «Я сам», и как просил, чтобы с велосипеда сняли поддерживающие колеса, как только он научился кататься. Но у школьников средних классов этот эффект усиливается в несколько раз, и на то есть уважительные причины. Помимо возможности представить себя трансформированной, взрослой личностью, существуют как биологические, так и когнитивные изменения, заставляющие их стремиться к независимости.

Биология

В начале полового созревания «включается» гормональная система, и уровень гормонов сильно меняется. Станет ли ваш ребенок более капризным, будет ли он меньше контролировать свои чувства и больше стремиться держать дистанцию? Да. Опять же, вы тоже наверняка будете заинтересованы в некотором дистанцировании от раздражительного, непредсказуемого подростка. Что интересно, у обезьян тоже есть пубертатный период, и ученые обнаружили ту же схему дистанции между матерью и ребенком, что предполагает наличие какой-то эволюционной основы в негативном настрое и конфликтности раннего подросткового возраста.

Перемены, характерные для полового созревания, неизбежно нарушают статус-кво, потому что растет пропасть между тем, как мы обращаемся с нашими детьми, и тем, как с ними обращаются во внешнем мире. Папа может спросить двенадцатилетнюю дочь: «Как сегодня дела у моей маленькой девочки?» Но то, как смотрят на нее мальчики, особенно те, что постарше, доказывает, что она уже не маленькая девочка. В средней школе ее уже можно отнести к разряду молодежи. Невинный вопрос отца служит для дочери лишь напоминанием, что не так давно ей больше всего на свете нравилось обниматься с ним. С появлением сексуальных ощущений, вызванных половым созреванием, обниматься с отцом нельзя. Шипение по поводу того, что ее назвали «маленькой девочкой», и уход с громким хлопаньем дверью гарантируют, что папа больше не станет нарушать хрупкие границы личного пространства своей дочери. Напоминание о моделях взаимодействия между родителями и детьми, заложенных за годы детства, сбивает младшего подростка с необходимого ему пути к самостоятельности.

Это не значит, что вы на самом деле относитесь к нему как к ребенку. Это лишь значит, что ваш ребенок остро реагирует на всё, что может приблизить его обратно к зависимости.

Когнитивный фактор

Новые технологии позволяют взглянуть не только на структуру мозга, но и на происходящие в нем процессы. Мы в мельчайших подробностях разобрались, как функционирует мозг младшего подростка. Мы видели, как физиологические изменения ускоряют процесс обретения самостоятельности; теперь мы понимаем, как ведет себя мозг, заставляя подростков к ней стремиться.

В раннем подростковом возрасте происходит революция мышления, и в результате дети начинают мыслить гораздо абстрактнее и сложнее. Поскольку их мышление движется в направлении мышления взрослых, их непрекращающиеся вопросы, критика и споры на самом деле означают огромный когнитивный скачок вперед (психологи любят называть это позитивным переосмыслением, или рефреймингом).

Мы рождаемся с гораздо бóльшим количеством нервных связей в мозге, чем нам необходимо. Чтобы стать эффективнее, мозг «обрезает» эти связи сразу после рождения, в подростковом и в раннем взрослом возрасте. В работе тех участков мозга, где это сокращение происходит наиболее резко, можно ожидать значительные изменения. У младших подростков наиболее активно сокращаются связи префронтальной коры и лимбической системы. Именно префронтальная кора отвечает за «взрослое» мышление. Здесь составляются планы на будущее, взвешиваются альтернативы, оцениваются риски и контролируются импульсы. И хотя связи в ней обрезаются весьма энергично, этот процесс будет длиться еще лет десять. Другое дело лимбическая система, тесно связанная с префронтальной корой. Она участвует в обработке эмоций и их регулировании, в обработке социальной информации, поиске риска и вознаграждения. В ней изменяется уровень нейротрансмиттеров, особенно дофамина и серотонина, делая младшего подростка более эмоциональным, более чувствительным к стрессу и склонным к рискованным поступкам. Поэтому неудивительно, что лимбическая система опережает префронтальную кору.

Поскольку изменения в мозге провоцируют вашего подростка на поиск риска, новизны и острых ощущений, прежде чем полностью сформируется часть мозга, отвечающая за контроль над импульсами и здравомыслие, он склонен совершать глупые поступки. В этот момент мозг похож на «феррари» под управлением двенадцатилетного ребенка.

Итак, учитывая, что их мозг сам ищет острых ощущений, какой подросток захочет тусоваться с родителями? Он знает, что его новый стиль поведения вряд ли встретит одобрение родителей, и удивительно остро это воспринимает.

В одном интересном исследовании было доказано, что младшие подростки с трудом справляются с заданием, если видят перед собой грустное лицо. Они очень восприимчивы к эмоциональному настрою окружающих — настолько, что это отвлекает их от своих занятий. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ученик средней школы внимательно выслушал вас, то сдерживайте свои эмоции. Не кричите. В противном случае маловероятно, что дети действительно вас услышат, поскольку они, скорее всего, будут сбиты с толку вашими переживаниями. Это не значит, что мы должны вести себя с ними как роботы. И, безусловно, есть ситуации, требующие повышения тона. Но чаще всего нейробиология побеждает, и мы должны стараться изо всех сил сохранять эмоциональное равновесие.

Итак, были ли оправданны тревоги моего сына, боявшегося, что переход из начальной школы в среднюю будет означать выбор между его самостоятельностью и привязанностью к семье? И да, и нет. Его, безусловно, будут тянуть в сторону большей независимости эволюция, культура, его тело и мозг. Но, кроме того, он поймет, что дом — по-прежнему безопасное убежище и что семья не только поддерживает, но и с энтузиазмом относится к его шагам в направлении большей самостоятельности. Тревога — неотъемлемая часть этого возрастного этапа. Мой сын просто готовился ко множеству изменений, которые ему предстояло пережить в будущем, включая решение семейных («Как мне заставить маму перестать называть меня "сладкий" в присутствии других детей?») и насущных социальных проблем («Каковы правила игры "Правда или желание"?»). В средней школе детям придется справляться с сотнями сложных и противоречивых ситуаций. То, что для вас тривиально, вашему ребенку часто кажется вопросом жизни и смерти. Вы можете помочь своему юному, неопытному подростку, если будете открытыми, чуткими, всегда доступными для общения и свободными от собственных подростковых проблем. Конечно, обозначить другую точку зрения важно, но наш порыв преуменьшить опасения ребенка («А что такого, если я буду называть тебя сладким? Я тебя всегда так называла») может вызвать у него ощущение, что его не понимают. Среди психологов давно бытует поговорка: «Отведите пациента туда, где он находится». Хороший совет для родителей школьников средних классов.

Чем могут помочь родители

Средняя школа — сложное место. Ребенка, только-только вошедшего в подростковый возраст, тянут и толкают во всех направлениях. Учеба, популярность, половая зрелость, семья, сверстники — список можно продолжать бесконечно. Каждый день ученику средних классов приходится принимать множество решений, от которых у большинства из нас кружится голова. Что надеть? С кем сесть? От кого держаться подальше? Учиться или не учиться? И если да, то сколько? Всё это происходит в контексте меняющегося тела и родителей, внезапно ставших скучными, навязчивыми и смущающими. Я еще не встречала ребенка этого возраста, который понимал бы, что его меняющиеся представления о родителях обусловлены главным образом его изменившейся точкой зрения. «Что случилось с моими родителями?» — вот их предсказуемый боевой клич. Именно в таком контексте путаницы и тревоги нам следует обдумать, как воспитывать наших детей. К этому моменту у нас есть как минимум десятилетний опыт родительского воспитания, и мы знаем, что когда ребенку трудно, нам важно сохранять спокойствие, успокаивать и быть всегда открытыми. Тем не менее обстановка в наших домах далеко не всегда спокойная и ободряющая. А из-за собственных потрепанных нервов мы не всегда открыты для разговора.

Итак, что делать родителям? Половое созревание неизбежно, как и период обострения конфликтов и некоторого отдаления от семьи. Важно помнить: по мере того как изменяются ваши отношения с ребенком, вы, возможно, захотите уделять больше времени другим занятиям, гарантированно приносящим вам удовольствие, будь то теннис, книжный клуб, подруги или работа, чтобы получить эмоциональную поддержку, посмотреть на ситуацию со стороны и восстановиться.

Вот некоторые методы воспитания, особенно полезные родителям учеников средних классов, взбунтовавшихся и объявивших о своей независимости.

• Старайтесь не подшучивать над ребенком ни в какой форме.

• Наклейте на зеркало стикер с напоминанием себе, что это временная ситуация, или просто с каким-нибудь остроумным высказыванием. Я наклеила такое: «Безумие — наследственная болезнь: оно передается вам от ваших детей». Эта фраза заставляла меня хихикать каждое утро в течение десяти с лишним лет воспитания подростков. Я и сейчас над ней смеюсь.

• Уважайте потребность ребенка в личной жизни. Границы позволяют подростку создать пространство, где он будет относительно свободен от всей гаммы чувств, замешательства и расстройства, которые являются признаками раннего полового созревания. Эта потребность в личной жизни — также признак острой необходимости найти хоть какую-то последовательность в быстро меняющемся взгляде на себя. Часы, проведенные за закрытой дверью, — одновременно убежище от хаотичной внутренней жизни и безопасное место, чтобы разобраться во всех запутанных движениях своего «я», не отвлекаясь на напряженные отношения с родителями.

• Не прекращайте мониторинг: он важен для безопасности ребенка. Знайте, где и с кем он находится и когда должен вернуться домой. Неприятности обычно случаются в пределах пары часов после школы. Поощряйте участие во внеклассных занятиях вне школы несколько дней в неделю.

• Предоставьте ребенку возможность стать более самостоятельным. Например, не надо пилить его по поводу уроков. Если это хоть как-то терпимо, пусть ребенок одевается по своему усмотрению. Предлагайте брать на себя небольшие обязанности, такие как присмотр за младшим ребенком или его обучение чему-нибудь. Выполняя эти маленькие (и не очень маленькие) задания и обретая опыт, ребенок создает шаблон для самостоятельности и эффективности в будущем. Чтобы стать способным позаботиться о себе и влиять на свой мир, требуется много практики. Поощряйте это. «Попробуй сам решить, как это сделать. Если не получится, я рядом».

• Не ругайтесь по мелочам. Ваша задача по-прежнему состоит в том, чтобы сохранять обстановку в доме относительно спокойной.

• Миритесь с раздражительностью и колкостью, но неуважение терпеть нельзя.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.