20 мая 2024, понедельник, 21:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 ноября 2020, 14:35

«Зануда» Микеланджело

«Зануда» Микеланджело
«Зануда» Микеланджело
Andrea Pucci/Getty

Профиль на Палаццо Веккьо

Современный искусствовед привел доказательство того, что частично сохранившийся портрет, вырезанный на камне на фасаде флорентийского Палаццо Веккьо, был выполнен самим Микеланджело.

Построенное в 1299 году специально для совета, управляющего Флорентийской республикой, здание сменило несколько названий: Палаццо-делла-Синьория, Палаццо-дель-Пополо, Палаццо-деи-Приори, Палаццо Дукале. Но наиболее известно оно как Палаццо Веккьо, «Старый дворец». В 1540 году здание стало резиденцией Козимо I Медичи, а когда тот спустя некоторое время перебрался во дворец Питти, стало называться «старым дворцом». Здание до сих пор остается городской ратушей и резиденцией мэра Флоренции, но одновременно представляет собой крупное собрание произведений искусства и служит публичным музеем.

Городская легенда давно говорит, что мужской профиль, который можно разглядеть на одном из камней фасада Палаццо Веккьо, был сделан Микеланджело. Портрет не бросается в глаза, но найти его несложно. Если стоять лицом к арке, ведущий во внутренний двор, надо посмотреть от арки направо, в сторону галереи Уффици. На высоте ниже человеческого роста к стене прикреплено железное кольцо. Нужно отсчитать третий камень от кольца по направлению к углу здания — на нем и будет портрет.

Гиды любят рассказывать истории, объясняя его появление по-разному. По одному преданию, Микеланджело вырезал лицо на камне на пари, повернувшись к стене спиной, чтобы доказать свое мастерство. По другой версии, профиль представляет собой портрет известного флорентийского зануды, который пристал к Микеланджело с долгим разговором, и скульптор решил занять себя хоть чем-нибудь, борясь со скукой. Поэтому за портретом закрепилось название L’importuno di Michelangelo «Зануда [работы] Микеланджело» (иногда добавляют, что вырезал портрет Микеланджело, как и в первой версии, вслепую, заведя руки за спину, так что собеседник ничего не заметил). Наконец, третья версия говорит, что Микеланджело однажды наблюдал за совершавшейся на площади казнью и изобразил лицо казненного. Но ученые отрицали авторство Микеланджело, считая все эти предания необоснованными.

Теперь же Адриано Маринаццо (Adriano Marinazzo), куратор Музея искусств Колледжа Вильгельма и Марии (США), опубликовал в итальянском журнале Art e Dossier статью, где представил новое доказательство. Он заметил, что «Зануда» очень похож на один из рисунков Микеланджело, хранящихся в Лувре. «Я смотрел на этот лист из Лувра, и меня осенило, — рассказывает Маринаццо изданию Artnet News. — Вау! Это похоже на профиль! Я показал его жене, ничего не рассказав: "Что ты думаешь об этом, это похоже на что-то знакомое?" И она сказала: "Это похоже на профиль в Палаццо Веккьо!"»

 

Исследователь не только указывает на внешнее сходство двух портретов в целом ряде деталей, но и предлагает другие обоснования своей версии. Например, абы кому не позволили бы что-то вырезать на главном городском здании, если это был не прославленный скульптор. К тому же портрет сохранился спустя долгие годы, а значит, ценность его признавалась.

По мнению Маринаццо, Микеланджело вырезал портрет в 1504 году, когда он был во Флоренции, готовился к написанию фрески «Битва при Кашине» и наблюдал за установкой «Давида» на площади перед Палаццо Веккьо. Предложил Маринаццо и кандидата на роль модели для этого портрета. Это не какой-то городской зануда, а художник Франческо Граначчи (1469–1543), знакомый с Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. В частности Граначчи учился в той же мастерской Доменико Гирландайо, что и Микеланджело, а позже в Риме помогал Микеланджело в работе над «Сикстинской капеллой». Джорджо Вазари рассказывает: «Познав еще ребенком мощь и доблесть Микеланджело и то, какие величайшие плоды он принесет в дальнейшем своем росте, Граначчи так и не смог никогда с ним расстаться, более того, он с невероятной преданностью и почтительностью всегда старался идти по стопам этого гения. Так что и Микеланджело пришлось полюбить его больше всех других своих друзей и доверять ему настолько, что никому так охотно, как Граначчи, не рассказывал он о разных вещах и не сообщал обо всем, что знал тогда в искусстве». Версия Маринаццо основана на сходстве между «Занудой» и портретом Граначчи, опубликованным в 1568 году в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев…» Вазари.

 

Франческо Граначчи в книге Джорджо Вазари

На хранящемся в Лувре листе с портретом сохранилась приписка Микеланджело: Chi dire mai chella f[osse] di mia mano («Кто бы мог сказать, что это была моя рука?»). Маринаццо и здесь видит подтверждение своей версии: намек Микеланджело на свое авторство профиля на стене, о чем было известно лишь узкому кругу его знакомых.

Коллеги уже успели высказать полярные оценки новой гипотезы. Одни считают ее заслуживающей внимания, другие объявили «Зануду» работой «грубой и дилетантской», которая не может принадлежать Микеланджело. Сесиль Холлберг (Cecilie Hollberg), директор флорентийской Галереи Академии, где находится «Давид» Микеланджело, настроена, скорее, скептически. Однако она признает, что была бы счастлива, если бы удалось получить убедительные доказательства в пользу этой атрибуции.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.