20 мая 2024, понедельник, 23:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Рафаэль и тайна синего цвета

«Триумф Галатеи» (фрагмент)
«Триумф Галатеи» (фрагмент)
Villa Farnesina

Исследование фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» на римской вилле Фарнезина показало, что художник использовал при работе над ней пигмент египетский синий, популярный в древности, но впоследствии забытый. Возможно, Рафаэль сам воссоздал древний рецент.

Египетский синий — возможно, самый древний пигмент, который люди научились получать искусственно, а не просто брать из природного источника. Древнейшие его следы в Египте археологи относят к III тысячелетию до нашей эры. Пигмент представляет собой тетрасиликат кальция-меди (CaOCuO(SiO2)4). У него имеется природный аналог — минерал купрориваит, но его кристаллы очень маленькие, так что открыт он был лишь в 1938 году. А искусственный пигмент египетские мастера получали, сплавляя кальцит, песок и содержащие медь минералы (азурит или малахит): Cu2CO3(OH)2 + 8SiO2 + 2CaCO3 → 2CaCuSi4O10 + 3CO2 + H2O. В течение трех тысячелетий ярко-синий краситель использовался в египетском искусстве. Он был применен при создании бюста Нефертити и некоторых фаюмских портретов.

В античную эпоху пигмент широко экспортировался из Египта в страны Средиземноморья. Римляне обозначали его словом caeruleum, производным от caelum — небо. Лишь после распада Римской империи его производство стало падать, и постепенно он оказался забыт. Подробнее об истории египетского синего можно прочитать в очерке Кирилла Власова.

Рецепт пигмента сохранился в труде Витрувия «Десять книг об архитектуре» (I век до н. э.):

«Приготовление лазури было впервые изобретено в Александрии, а впоследствии ее начал изготовлять Весторий в Путеолах. Способ ее получения довольно замечателен. Растирают песок с селитряным цветом настолько тонко, что он превращается как бы в муку; ее посыпают опилками кипрской меди, содранными грубыми напильниками, для получения теста, которое затем скатывают руками в катышки и лепят их для сушки; после того как они высохнут, их складывают в глиняный горшок, а горшки ставят в печь; когда же медь и песок, нагревшись от сильного огня, сплотятся, то, взаимно друг в друга испаряясь, они утрачивают природные свойства и, потеряв свои качества под действием силы огня, достигают лазоревого цвета» (VII, 11, 1. Перевод Ф. А. Петровского).

Хотя в Средние века в монастырских библиотеках имелись рукописные экземпляры трактата Витрувия (их дошло до нас 92 экземпляра), книга не оказывала влияние на практическую деятельность, вероятно, из-за того, что использованная автором латинская терминология стала непонятной для читателей, живших через тысячу с лишним лет. «Возвращение» Витрувия состоялось в 1414 году, когда флорентийский гуманист Поджио Браччолини нашел экземпляр трактата в библиотеке монастыря Святого Галла в Швейцарии. В 1486 году веронский ученый Джованни Сульпиций подготовил первое печатное издание латинского текста, десять лет спустя вышло второе издание. Художники Высокого возрождения читали Витрувия и находились под его влиянием. Размышляя над приведенными в трактате идеальными пропорциями человеческого тела, Леонардо да Винчи рисует в своем дневнике около 1490 года знаменитого «Витрувианского человека». В 1511 году в Венеции было напечатано первое издание с иллюстрациями, а в 1521 напечатали первый перевод труда на итальянский язык.

Работа Рафаэля над фресками виллы Франезина шла в 1511–1512 годах. Вилла была построена как загородная резиденция Агостино Киджи, сиенского купца и банкира, кредитовавшего римских пап Юлия II и Льва X. Киджи был в то время самым богатым человеком в Риме и пригласил украшать стены своей виллы самых знаменитых художников, в том числе Рафаэля, который выполнил фрески «Триумф Галатеи» и «Амур и Психея» в лоджии первого этажа. Первая из фресок изображает нереиду Галатею стоящей на раковине, запряженной двумя дельфинами, вокруг находятся тритоны и нереиды, а сверху купидоны направляют на Галатею свои стрелы. Фреска иллюстрирует стихи Анджело Полициано (1454–1494).

Дельфины, в колесницу запряженные,
Мчат Галатею, правящую ими,
Плывут и дышат вровень, окруженные
Резвящимися тварями морскими:
Кто исторгает брызги вод соленые,
Кто кружится, играет с остальными.
(Стансы на турнир, Книга I, CXVIII. Перевод А. Триандафилиди).

Ходили слухи, что Рафаэль в образе Галатеи изобразил знаменитую римскую куртизанку Империю Коньяти, любовницу хозяина виллы. Однако, по другим сведениям, сам Рафаэль отрицал, что его Галатея написана с реальной женщины. «Когда он закончил Галатею, один придворный спросил, как ему удалось найти такую прекрасную модель. Художник ответил, что он не копирует натуру, а следует "некой идее", сложившейся у него в голове» (Гомбрих «История искусств», гл. 15, перевод В. А. Крючковой).

Реставрационные работы на вилле Фарнезина начались в 2019 году. Присутствие во фреске египетского синего пигмента было выявлено при помощи микрорентгенофлуоресцентной спектроскопии. Примечательно, что во второй работе Рафаэля на вилле — «Амур и Психея» — этот пигмент не обнаружен, синие элементы изображения сделаны на ней при помощи лазурита (Агостино Киджи мог позволить себе это). Нет египетского синего и во фресках, выполненных на вилле другими художниками.

Мог ли Рафаэль и другие художники его времени восстановить рецепт синей краски, пользуясь ставшим доступным для них текстом Витрувия? Еще совсем недавно ученые сомневались в этом. Одна из причин сомнений в том, что в рецепте Витрувия пропущен один компонент. Там не хватает карбоната кальция. В Египте его источником служил кальцит, а в Риме времен Витрувия кальцит добавлять не приходилось, так как итальянский речной песок и без того богат карбонатом кальция. С другой стороны, если отсутствие кальцита не мешало римлянам I века до н. э., почему оно помешает приготовить пигмент в XVI веке нашей эры?

Возможно, более важным доводом служило отсутствие египетского синего в работах европейских художников с X и вплоть до XIX века. Поэтому считалось, что рецепт удалось восстановить лишь после того, как образцы пигмента стали находить во время археологических раскопок. Первым химиком, исследовавшим их, стал знаменитый Хэмфри Дэви в 1814 году, посетивший раскопки терм Тита в Риме. Окончательно технология была восстановлена в последней трети XIX века.

Однако в XXI веке при исследовании химического состава фресок был обнаружен ряд случаев применения египетского синего в Италии XVI века. Так что есть вероятность, что мастера эпохи Возрождения смогли изготовить древнюю краску. Косвенным доводом в пользу того, что ее применял Рафаэль, служит письмо художника к своему другу Бальдассаре Кастильоне, где он благодарит за восторженный отзыв о Галатее и связывает свою картину с древними произведениями, описанными Витрувием. Правда, это письмо сохранилось в копии и подлинность его многими ставится под сомнение.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.