20 мая 2024, понедельник, 22:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Иена Хейдна Смита «Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления» (перевод Михаила Захарова, научный редактор Таисия Круговых).

Книга описывает фильмы — от начала ХХ века до современности — и связывает их с персонами режиссеров и актеров, а также ключевыми темами и понятиями в кинематографе. Она позволяет легко перемещаться по жанрам, направлениям и приемам, доступно и лаконично поясняя наиболее важные концепции и их взаимосвязь.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом части книги, посвященной направлениям кинематографа.

Cinema novo (национальные волны)

Основные работы: «Буря» Глаубера Роши (1962) • «Ружья» Руя Гуерры (1964) • «Храбрый Воин» Густаво Даля (1968) • «Дракон зла против святого воителя» Глаубера Роши (1969)

Главное
«Бог и дьявол на земле солнца» Глаубера Роши (1964) — предвестник политических вестернов конца 1960-х, в частности спагетти-вестернов, исследовавших колониальные и капиталистические структуры власти. Элементы вестерна также есть в сиквеле «Бога и дьявола» — «Драконе зла против святого воителя» (1969).

Идеологической основой направления Сinema Novo стало желание радикальных социальных преобразований. Cinema novo («Новое кино») обозначило переход от прежней эстетики бразильского кинематографа, подражавшего голливудским стилям и жанрам, к политическому кино, черпавшему идеи из итальянского неореализма и французской новой волны. В числе режиссеров направления были Жоакин Педру ди Андради (1932–1988), Карлуш Дьегиш (р. 1940), Нелсон Перейра душ Сантуш (1928–2018) и Руй Гуерра (р. 1931). Но важнейшей фигурой стал Глаубер Роша (1939–1981).

В истории направления можно выделить три взаимосвязанных периода. В первые четыре года фильмы делали акцент на периферии, переместив действие из урбанистического мира мейнстримного кино в сельскую местность, где жили крестьяне. Яркий пример — «Бог и дьявол на земле солнца» Роши (1964). Фильмы второго периода, например «Любовный голод» душ Сантуша, откликнулись на военный переворот 1964 года. Их создатели анализировали причины, по которым Cinema novo не сумело увлечь публику. Финальный «тропикальный» этап, к которому относятся «Боги и мертвецы» Гуерры (1970), ушел от политики в сторону эстетики; направление умерло, потому что похоронило собственные принципы.

Чехословацкая новая волна

Основные работы: «Маргаритки» Веры Хитиловой (1966) • «О торжестве и гостях» Яна Немеца (1966) • «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля (1966) • «Бал Пожарных» Милоша Формана (1967)

Главное
Вера Хитилова была самой известной женщиной-режиссером чехословацкой новой волны. Ее знаменитые «Маргаритки» (1966), фильм о приключениях двух девушек, расширили спектр проблем, которые исследовало направление, добавив гендерное неравенство, патриархальное угнетение и объективацию женщин. «Маргаритки» — похабная, разгульная какофония из абсурдистской комедии и беспощадной критики.

Чехословацкая новая волна, основной темой которой был провал коммунистической власти, уравновешивала непростые темы черным абсурдистским юмором. Направление, возникшее в 1963 году, воспользовалось краткими либеральными послаблениями 1960-х.

Первыми фильмами чехословацкой новой волны были вышедшие в 1963 году «Черный Петр» Милоша Формана (1932–2018), «О чем-то ином» Веры Хитиловой (1929–2014) и «Крик» Яромила Йиреша (1935–2001). Несмотря на тематические и стилистические различия, их объединяли едкая критика и сумасшедший юмор, нередко сюрреалистический. Ближе к концу 1960-х атака новой волны на государство становилась всё жестче. К ней присоединились режиссеры предыдущего поколения — Карел Кахиня (1924–2004) и Франтишек Влачил (1924–1999).

Вершинами направления стали «О торжестве и гостях» (1966) Яна Немеца (1936–2016) и «Бал пожарных» (1967) Формана, вынесшие коммунистическому государству беспощадный вердикт. События Пражской весны 1968 года положили конец либеральному периоду. В некоторых более поздних фильмах, например, в «Ухе» (1970) Кахини, ощущалась сатира, но такие картины выходили всё реже; их часто резали или не выпускали в прокат.

Новое немецкое кино

Основные работы: «Агирре, гнев божий» Вернера Херцога (1972) • «Страх съедает душу» Райнера Вернера Фассбиндера (1974) • «С течением времени» Вима Вендерса (1976) • «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа (1979)

Главное
Вслед за «Алисой в городах» (1974) и «Ложным движением» (1975) третья часть дорожной трилогии Вима Вендерса «С течением времени» (1976) объединила классический немецкий роман взросления с современным видением страны, по которой странствуют двое: киномеханик и мужчина с депрессией, предпринявший неудачную попытку суицида. Это завораживающий портрет немецкой периферии.

В конце 1960-х в немецкое кино, находившееся на грани вымирания, ворвалось поколение режиссеров, искавших новый язык.

28 февраля 1962 года 26 режиссеров подписали Оберхаузенский манифест, провозглашавший: «Старое кино умерло — мы верим в новое». За несколько лет к ним присоединились Вим Вендерс, Райнер Вернер Фассбиндер, Маргарете фон Тротта, Вернер Херцог, Ханс Юрген Сидерберг (р. 1935), Харун Фароки (1944–2014) и Фолькер Шлёндорф (р. 1939). Вместе они создали направление, получившее название «Новое немецкое кино».

Режиссеры снимали множество разных фильмов, но их роднило то, что каждый так или иначе порывал с политическими, социальными и культурными излишествами предшественников. В условиях ограниченных бюджетов на смену дотошности пришла изобретательность: Фассбиндер снимал фильмы с минимальными затратами, а Херцог преобразил жанр костюмной драмы. Лишь немногие фильмы становились известными. В начале 1980-х направление распалось из-за отсутствия средств и повысившегося международного интереса к отдельным режиссерам этого направления.

Новый Голливуд

Основные работы: «Пять легких пьес» Боба Рейфелсона (1970) • «Пустоши» Терренса Малика (1973) • «Нэшвилл» Роберта Олтмена (1975) • «Таксист» Мартина Скорсезе (1976) • «Охотник на оленей» Майкла Чимино (1978)

Главное
В начале 1970-х Роберт Олтмен был одержим идеей переписать правила всех популярных жанров и получил звание одного из ключевых режиссеров эпохи. «Нэшвилл» (1975) — продолжение его экспериментов со звуком и персонажами; это одна из его фирменных драм с большим актерским составом, за которой последовали «Свадьба» (1978), «Короткий монтаж» (1993) и «Госфорд-парк» (2001).

Голливудская система пришла в упадок, и новая волна режиссеров вышла на первые роли, потеснив продюсеров.

Фильм Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967) не похоронил классический голливудский кинематограф, но стал символом нового стиля, подорвавшего традиционные правила кинопроизводства, а также кодекс Хейса, много лет регулировавший секс и насилие в кино. Мартин Скорсезе, Роберт Олтмен и Брайан Де Пальма нанесли удар своим новым бескомпромиссным стилем, а Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг и Джордж Лукас сформировали модель нового крупнобюджетного кино. Влияние великих голливудских режиссеров еще ощущалось, но было разбавлено эстетикой и бунтарским духом движений, изменивших мировой кинематограф, в частности французской новой волной.

Художественными образцами Нового Голливуда стали «Беспечный ездок» Денниса Хоппера (1969) и «Военно-полевой госпиталь» Олтмена (1970), «Крестный отец» Копполы (1972) и «Пустоши» Малика (1973), «Таксист» (1976) и «Бешеный бык» (1980) Скорсезе. «Челюсти» Спилберга (1975) и «Звездные войны» Лукаса (1977) проложили путь для блокбастеров 1980-х, но общий бум кино этого периода, кульминацией которого стали «Врата рая» (1980) Майкла Чимино (1939–2016), привел к тому, что власть вернулась обратно к продюсерам.

Иранская новая волна

Основные работы: «Гайшар» Масуда Кимиаи (1969) • «Корова» Дарьюша Мехрджуи (1969) • «Крупный план» Аббаса Киаростами (1990) • «Габбех» Мохсена Махмальбафа (1996) • «Яблоко» Самиры Махмальбаф (1998)

Главное
Трилогия Киаростами о деревне Кокер — «Где дом друга?» (1987), «Жизнь и ничего более» (1992) и «Сквозь оливы» (1994) — одно из самых выдающихся достижений иранской новой волны. Первый фильм — простая игровая лента, второй — полуавтобиографический рассказ о последствиях катастрофического землетрясения 1990 года, а третий — драма, вдохновленная событиями со съемочной площадки второй части. Вместе они составляют образцовый пример стирания границ между правдой и вымыслом.

 

Иранская новая волна поколений (до и после революции 1979 года), создавших множество фильмов, исследует социальные проблемы в рамках четкого минималистского стиля.

Почву для нового иранского кино подготовил Дарьюш Хаджер (1938–1995) в «Змеиной коже» (1964), а «Корова» Дарьюша Мехрджуи (р. 1939) и «Гайшар» Масуда Кимиаи (р. 1941), вышедшие в 1969 году, задали образец будущих картин. Первая волна режиссеров создала обманчиво простые, но насыщенные аллегориями и политической критикой фильмы.

Международное сообщество кинокритиков называет ключевой работой «Корову» — фильм, который, судя по всему, был настолько любим Рухоллой Мусави Хомейни (1902–1989), что тот благословил существование киноиндустрии после революции. Но даже несмотря на это, после 1979 года фильмы были гораздо более сдержанными. У того, что могло быть показано на экране, нередко были свои пределы, поэтому истории обычно рассказывались от лица детей. Более поздние фильмы, часто снятые на манер сinéma vérité, прибегали к эзопову языку, чтобы избежать цензуры.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.