21 мая 2024, вторник, 01:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 марта 2020, 17:00

Русская власть. Опыт деконструкции

Обложка книги Дмитрия Тараторина «Русская власть. Опыт деконструкции»
Обложка книги Дмитрия Тараторина «Русская власть. Опыт деконструкции»

Издательство «Директмедиа» выпустило книгу историка Дмитрия Тараторина «Русская власть. Опыт деконструкции».

Это книга о происхождении самодержавного проекта в истории русской государственности. Откуда пошло самодержавие? Как оно повлияло на формирование России? Этими вопросами задавались как отечественные, так и зарубежные историки. В дискуссии вокруг самодержавия нельзя обойтись без рассмотрения монгольского влияния, анализ которого разделил историков на два лагеря: тех, кто считает его ключевым фактором в становлении самодержавия, и тех, кто отстаивает самостоятельный русский характер этой формы власти. Дмитрий Тараторин предлагает новый взгляд на самодержавие как проект власти, корни которого уходят в домонгольское время.

Книга будет интересна любителям русской истории, а особенно читателям, которым не дает покоя вопрос монгольского влияния на Россию. Дискуссия вокруг него чрезвычайно политизирована, так как идея монгольского генезиса российского государства влияет на восприятие страны в целом. Является ли Россия европейской страной в политическом и культурном измерении? Насколько открыты для реформ политические институты России? Или, может быть, у России особый, свой путь, и неверно оценивать её с позиций европейской истории? Всё это входит в более широкую дискуссию о политической истории российского государства, и в её корне стоит вопрос самодержавия.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

«Второй Константин»

Алексей Михайлович — единственный русский государь, который реально ориентировался на византийский образец и мечтал о создании единой православной империи под рукой московского царя. До него «новоизраилитское» мироощущение самодержцев ориентировало их на изоляционизм и утверждение единственности и избранности их государства.

Именно поэтому, как мы помним, никакие попытки послов Священной Римской империи соблазнить их византийским наследством, дабы подвигнуть к вступлению в коалицию для борьбы с османами, успеха не имели.

Самый яркий пример — в 1576 году император Максимилиан II, опять же, в целях направить энергию Грозного в русло священной войны, предлагал ему в качестве будущего приза престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн отнёсся совершенно индифферентно к «цесарству греческому», однако предъявил требование признать его царём «всея Руси». Император признал.

Этим осознанием русской избранности были проникнуты не только государи, но и народ во времена Калитичей. Общепринятой была точка зрения о «поврежденности» греческого православия под влиянием сначала Флоренийской унии, а затем турецкого владычества. На этом и была основана убежденность, что «Русь благочестием всех превзыде». Соответственно, зачем нам «берег турецкий», если мы сами «избранный народ»?

С приходом Романовых оценки меняются, а горизонты раздвигаются. Они становятся, уже в полном смысле, имперскими.

Историк церкви Николай Каптерев отмечает: «Царь Алексей Михайлович воспитывался в грекофильских традициях своей семьи. Его дед был ставленником иерусалимского патриарха Феофана, которому поэтому Филарет Никитич всегда оказывал особую любовь, расположение и готовность исполнять все его просьбы о помощи святому Гробу, или о помощи тем лицам, которых Феофан рекомендовал вниманию Московского патриарха… Филарет Никитич много содействовал развитию и укреплению у нас идеи о необходимости тесного постоянного единения между русскою церковью и тогдашнею греческою. Вполне естественно было, что по тому же пути, по которому шел в своих сношениях с православным востоком Филарет Никитич, пошел и его внук — царь Алексей Михайлович, только он еще шире, чем его дед, понял самую идею о необходимости полного единения русской церкви с тогдашнею греческою, и энергичное всестороннее проведение ее в жизнь стал считать одною из главных и насущнейших задач своего царствования».

Из этой идеи и родился замысел правки священных книг и приведения текстов в соответствие с греческими образцами. Его реализация привела к Расколу именно потому, что русские люди в массе своей никак не хотели отказаться от ощущения избранности. Но царь от нее вовсе не отказывался. Просто он понимал ее совершенно иначе.

Каптерев продолжает: «В церковных грекофильских стремлениях царя Алексея Михайловича не последнюю роль играли и политические мотивы, так как Алексей Михайлович считал себя преемником древних благочестивых греческих императоров не только в делах веры и благочестия, но и законным наследником их царства, верил, что ему, или его преемникам, действительно суждено в будущем владеть самым Константинополем и всеми православными народами, томящимися под турецким игом. Конечно, Алексей Михайлович с особым вниманием и удовольствием слушал, когда приехавший в Москву в 1649 году иерусалимский патриарх Паисий в своей приветственной речи, на первой аудиенции у государя, торжественно, вслух всех говорил между прочим и следующее: "Пресвятая Троица — Отец, Сын и Св. Дух, едино царство и господство, благословит державное ваше царствие, да умножит вас превыше всех царей, и покажет вас победителем и одолетелем на сопротивных видимых и невидимых врагов, якоже и древних и новых царей: царя Давида, царя Езекия и великого царя Константина; да утвердит вас и умножит лета во глубине старости, благополучно сподобит вас восприяти вам превысочайший престол великого царя Константина, прадеда вашего, да освободит народ благочестивых и православных христиан от нечестивых рук, от лютых зверей, что поедают немилостиво; да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараонских рук жезлом — знамением честного животворящего креста". Точно так же с большим удовольствием, вероятно, Алексей Михайлович читал в челобитной бывшего константинопольского патриарха Афанасия Пателара, приезжавшего в Москву в 1653 году, что порабощенные турками греки имеют в русском царе "столп твердый и утвержение вере и помощника в бедах и прибежище нам и освобождение... А брату, государь, моему и сослужителю, великому господину, святейшему Никону патриарху московскому и всеа Руси, освящати соборную апостольскую церковь Софею премудрость Божию". С своей стороны и Никон, при своем поставлении в патриархи, на приветственную речь царя, говорил ему, что он — Никон — желает государю, чтобы Бог распространил его царство "от моря и до моря, и от рек до конца вселенные, и расточенная во благочестивое твое царство возвратит и соберет во едино и на первообразное и радостное возведет, во еже быти ти на вселенней царю и самодержцу христианскому, и воссияти яко солнцу посреди звезд". Понятно, что Никон так говорил, хорошо зная, что молодой царь смотрит на себя как на призванного объединить в своей, благочестивой державе все расточенные православные народы, страждущие под игом неверных».

Эта новая парадигма имела, разумеется, не только и не столько даже внешнеполитическое значение. Это была форма легитимации, опять же «иконической», но уже не через образ «Грозного ангела», но праведного и милостивого царя. Уже не ветхозаветного, но продолжающего миссию первого христианского императора Константина.

Эта новая политика требовала и новых «иконических» жестов, прямо противоположных деяниям Грозного. Именно так и следует понимать перенесение мощей митрополита Филиппа, убитого по приказу Иоанна Васильевича, из Соловецкого монастыря в Успенский собор Кремля. Алексей Михайлович в письме боярину Одоевскому писал: «И порадовал нам Бог, великому государю, великаго солнца: якоже древле царю Феодосию пресветлаго солнца Иоанна Златоустаго возратити мощи, тако и нам даровал Бог целителя, новаго Петра, и втораго Павла проповедника, и втораго Златоуста, великаго пресветлаго солнца Филиппа, митрополита московскаго и всея Росии чудотворца, возратити мощи».

То есть это действо было «иконой» перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, который в начале V века был предан суду, лишен сана и сослан за обличение жены византийского императора Аркадия Евдоксии.  А при императоре Феодосии мощи святителя были перенесены в столицу. Алексей Михайлович, уподобляясь византийскому царю, обратился с молением к мощам Филиппа «… разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна». Таким образом, он, как и его отец Михаил, принимал наследие Грозного, но не с гордостью, а с покаянием за грехи «предка». Поначалу…

Такое продуманное следование византийской модели не могло не привести к попытке реализовать принцип «симфонии» светской и духовной властей. Для Руси это было совершенно революционной идеей. Царь и даже великий князь, с момента обретения русской церковью «независимости» от Константинополя, еще при Василии Темном, держал главу ее в жесткой зависимости от своей непререкаемой воли. И этот «симфонический» эксперимент, спровоцированный самыми благими намерениями, в конечном счете привел к результату, обратному задуманному — полному подчинению церкви диктату царя уже в период правления сына «нового Константина».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.