20 мая 2024, понедельник, 21:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Камера-посредник: программа кинофестиваля

Кадр из фильма «Мотылек» Махди Заманпура Киасари
Кадр из фильма «Мотылек» Махди Заманпура Киасари

Стала известна программа международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник», на котором будут представлены документальные фильмы о культурах разных народов мира.

Цель кинофестиваля – знакомство зрителей с повседневной жизнью людей в самых отдаленных уголках земного шара и установление с ними экранного диалога, показ многообразия и единства культур народов мира. Фестиваль проводят Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая и Московский педагогический государственный университет.

Показы фильмов будут сопровождаться дискуссиями и комментариями авторов и специалистов. Присланные на фестиваль работы сохраняются в архиве фестиваля для некоммерческого использования в научно-просветительских целях. Также в рамках фестиваля будут проведены тематические семинары, посвященные проблемам и перспективам применения визуальной антропологии в социокультурной и научно-образовательной практиках.

программа VIII Московского Международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник»
25-30 июня, Москва

25 ИЮНЯ, ВТОРНИК

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Центр документального кино

Зубовский бульвар, 2


18.30


При поддержке Бразильского культурного центра

СВЕЖАЯ СТРИЖКА

Эмилиу Домингус

Бразилия, 2016, 73’

В парикмахерских фавел и пригородов Рио-де-Жанейро развивается и распространяется новая периферийная эстетика. Являясь местом встреч молодежи, парикмахерские стали для нового поколения пространством взаимообмена. Проникая в эту вселенную, фильм, помимо мира ножниц, лезвий, причесок, показывает и то, что происходит в умах парикмахеров и их клиентов.

 

 

 

Эмилиу Домингус, режиссер и антрополог. Автор трех полнометражных, – Свежая стрижка (2016), Битва в стиле пассинью (2013) и L.A.P.A. (2008), – и девяти короткометражных фильмов. Не только снимает документальное кино, но и режиссирует музыкальные видеосюжеты. Работал в кино в качестве исследователя при производстве фильмов Тайна Самбы (2008) и Пьер Вержер (2000). В настоящее время работает над своим четвертым полнометражным фильмом Фавелы и мода.


26 ИЮНЯ, СРЕДА

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12


21.00


КОГДА ВЕТЕР КОЛЫШЕТ ПШЕНИЦУ

Мари Девуйст

Бельгия 2016 71’

В последние годы на полях Валлонии возрождается возделывание негибридных сортов зерновых. С каждым сезоном семян становится все больше, они распространяются все шире. Люди объединяются, чтобы лучше организовать свою работу, так возникает небольшое сообщество. Производство семян и выпечка хлеба становится делом каждого, кто стремится вернуться к исконному вкусу хлеба и бережному отношению к природе. От поля до амбара, от мельницы до пекарни, фильм рассказывает историю пяти производителей отличного зерна и прекрасного хлеба, знакомых между собой: фермера, агронома, сельского пекаря и двух мельников.

Мари Девуйст родилась в 1982 г. в Брюсселе. Получив образование в сфере социокультурной коммуникации, решила продолжить обучение на отделении документалистики в Школе искусств Sint-lukas, где сняла свой первый фильм Пока звучат шахты. В дальнейшем по заказу различных общественных организаций снимала короткометражные фильмы, посвященные проблемам пожилых людей, иммиграции и усыновления. В 2011 г. несколько месяцев провела в Камеруне для съемок совместного с Аленом Леметром документального фильма Пигмеи у дороги. Когда ветер колышет пшеницу стал ее вторым профессиональным полнометражным фильмом.


27 ИЮНЯ, ЧЕТВЕРГ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ


Московский дом национальностей

Новая Басманная улица, 4, стр.3


15.00


Я ВЕРНУСЬ

Орзумурод Шарипов

Таджикистан, 2018, 38’

Фильм посвящён отношениям центра и периферии в условиях кризиса. Таджикский кишлак оказался в кризисной ситуации, вызванной природным катаклизмом: накануне зимы жителям грозит полная изоляция. Они решают обратиться за помощью к центральной власти. С этой целью селяне отправляют в столицу юношу-певца. Пообщавшись с множеством чиновников, он приходит к выводу, что реальную поддержку кишлаку может оказать только один человек. Юноша пытается встретиться с главным правителем в неформальной обстановке. Благодаря музыкальному таланту ему это удаётся. На встрече выясняется, что центр не располагает необходимыми ресурсами для преодоления кризиса, который внезапно достигает и самой столицы. Певец возвращается в кишлак.

Роль главного правителя в фильме исполняет профессиональный актёр, остальные роли исполняют сельские жители и студенты – выходцы из кишлаков. Создание фильма можно рассматривать как арт-терапию сельского сообщества в условиях социального кризиса.

Орзумурад Шарипов, режиссер, продюсер. Родился в Душанбе. В 1975 году окончил Таджикский государственный институт искусств, факультет режиссёры. Затем продолжил обучение в Высшей школе кино для режиссеров и сценаристов в Москве. Некоторые из его работ: Корни (1991), Горсть родины (1994), Дети войны (1996), Сладкая родина (2000), Живые контейнеры (2003), Беженцы (2004), 11 000 км от Нью-Йорка (2005), Весна желаний (2008), Это высокая ива (2016).

 

 


27 ИЮНЯ, ЧЕТВЕРГ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА


Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12


 19.00


При поддержке Гёте Института

БЕЛЫЕ КРЫЛЬЯ

Томас Бартельс

Германия, 2019, 87’

Саган Далья – разновидность рододендрона, трава, растущая высоко в горах. Заваренная как чай она становится мощным энергетиком. Много поколений шаманов использовали эту траву в своих ритуальных путешествиях. Они называли ее Белые крылья. Этот фильм – тоже путешествие. Он начинается в Иркутске, шумном городе на берегу Байкала, с пешеходными зонами, граффити и уличными музыкантами, и приводит нас в глухую тувинскую тайгу. Ведомые ритмом уличной музыки, железнодорожных путей и церемониальных барабанов, мы ощущаем живой дух Сибири и встречаемся с шаманами, практикующими архаичные ритуалы не только в бескрайней таежной пустоте, но и в кварталах городских многоэтажек.

Томас Бартельс изучал изящные искусства и стал свободным художником. Он снимает кино и создает скульптуры и инсталляции. Работает по грантам в области кино и изящных искусств. Его фильмы и выставки демонстрируются в Европе и за ее пределами. Впервые посетил Россию в 1993 как гость фестиваля Послание к человеку в Санкт-Петербурге. С 2018 он преподает на факультете кино в Брауншвейгском Университете Искусств.

 


21.15


При поддержке Эстонского посольства

МОР ВОСЬ: КОЛЛЕКТИВНОЕ МОЛЕНИЕ

Лииво Ниглас

Эстония, 2019, 66’

В Татышлинском районе Республики Башкортостан почти в каждой из девятнадцати близлежащих деревень, населенных удмуртами, в начале июня совершается коллективное моление. Неделю спустя жители десяти деревень, расположенных на правом берегу реки Юг, проводят совместное жертвоприношение Мор Вось. Жрецы собираются в деревне Вилгерт, чтобы принести в жертву богам несколько овец. Они следят за приготовлением ритуальной каши из собранной местными жителями крупы и мяса жертвенных животных. Часть каши съедается во время ритуальной трапезы, остатки делят между жителями этих десяти деревень.


Лииво Ниглас, научный сотрудник кафедры этнологии Тартусского Университета (Эстония). Руководит независимой киностудией по производству антропологических фильмов. Проводил съемки в Сибири, Африке, Средней Азии и Северной Америке. Некоторые его работ: Бригада (2000), Мир Юрия Вэллы (2003), Вызывание дождя (2007), Рыба на! (2008), Ительменские истории (2010), Земля Любви (2016).

 

 

 


28 ИЮНЯ, ПЯТНИЦА

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12


19.00


ЖЕНЫ

Лисбет Хольтедаль

Норвегия, 2017, 85’

 

 

 

Альхаджи Ибрагим – исламский наставник, живущий в г. Нгаундере (Северный Камерун). Фильм (снятый в 1997-2001 гг. и смонтированный только недавно) рассказывает о последних годах его жизни, фокусируясь на взаимоотношениях внутри полигамной  семьи, показывая их точки зрения как жен, так и мужа. Фильм знакомит нас с типичным образом жизни местных сообществ областей Борно и Адамауа (Нигерия и Камерун), члены которых, живущие вдали от столиц, стараются приспособиться к современной системе образования, сильной маргинализации и растущей бедности. В последние годы этот регион находится под постоянной угрозой со стороны мятежников организации «Боко харам».

Лисбет Хольтедаль родилась в 1946 г. в Копенгагене, училась в Осло и Париже по специальности «история искусств/антропология». Является профессором антропологии и основательницей магистерской программы по визуальным исследованиям культуры в Арктическом Университете Норвегии в г. Тромсё. В 1992 создала межуниверситетскую программу сотрудничества Нгаундере-Антропос между Университетом Нгаундере (Камерун) и Арктическим университетом. С 1970 г. проводила исследования по визуальной антропологии в Восточном Нигере, Северной Норвегии и Северном Камеруне.


21.15


БЕ ЖАМ БЕ – И ЭТО НЕ КОНЕЦ…

Каролина Парьетти, Сиприан Понсон

Франция – Швейцария, 2017, 85’

В штате Саравак, расположенном на острове Борнею, «‘те, кто живет вверх по течению’, станут первыми, кого затронет вырубка лесов. Пенан, (бывшие) кочевые охотники, охвачены смятением: как жить дальше, когда их мир рушится на глазах, когда буквально исчезает ландшафт, от которого зависит само их существование, а вместе с ним и язык и обычаи? Под песню тех, кто отказывается сдаваться, фильм очерчивает линии сопротивления каждого в этой смертельной борьбе, рассказывает о глубоком переплетении между неиспорченным таинственным образом жизни и битвой, бушующей в тени гигантских деревьев.

Каролина Парьетти и Сиприан Понсон познакомились во время обучения в магистратуре по специальности «документалистика» (CREADOC / Франция), совершали антропологические путешествия и занимались социальной работой. Их исследования посвящены проблемам памяти, насилия и сопротивления в маргинальных группах.

 


29 ИЮНЯ, СУББОТА

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12


16.45


ХРАМ КАЛИ НАИЗНАНКУ

Дипеш Харел, Фроде Стораас

Непал – Норвегия, 2018, 83’

Религиозные границы не всегда настолько отчетливы и непреодолимы, как пытаются внушить нам СМИ. Фильм рассказывает о повседневной жизни храма Кали в городе Канпур (штат Уттар-Прадеш, Индия), показывает помещения храма Кали и другого храма поменьше, посвященного Хануману, верующих, приносящих дары обоим божествам. Через близкое знакомство со священником и тремя верующими фильм показывает нам, почему этот храм так важен для них. Иногда эти люди посещают святые места других религий, чтобы узнать что-то новое или получить дополнительную божественную помощь. Таким образом, фильм – это негласная критика одержимости религиозными конфликтами в современных дискуссиях. Бог един, а религии созданы людьми, к такому заключению приходит священник в фильме.

Дипеш Харел, визуальный антрополог и режиссер, получает вторую докторскую степень в Университете Софии в Токио. Автор нескольких этнографических фильмов, прежде всего, это Жизнь со сланцем (2006), Играя с Нэн (2012) и Тама Гон – деревня медников (2015), которые были показаны более чем на 60 международных кинофестивалях и завоевали награды.
Фроде Стораас, преподаватель визуальной антропологии в Музее Бергенского университета (Норвегия). Его научные работы основаны главным образом на полевых исследованиях в Восточной Африке. Как кинорежиссер работал в нескольких странах. Среди его фильмов, получивших награды,  Тама Гон – деревня медников, Непал, (совместно с Дипешем Харелом), Вызывание дождя, Мозамбик, (совместно с Лииво Нигласом), Наш внутренний двор, Китай, (вместе с Хэ Юань Ваном), Рыба Ха!, США, (совместно с Лииво Нигласом).


18.45


МОТЫЛЕК

Махди Заманпур Киасари

Иран, 2016, 63’

Фильм показывает быт иранской семьи, живущей в лесу, вдали от людей, и занимающейся земледелием и разведением скота. Двадцать пять лет назад в результате несчастного случая глава семьи получил травму позвоночника и теперь полностью зависит от жены и дочери. К Зайнаб сватаются многие, но родители не могут представить свою дальнейшую жизнь без нее.

Махди Заманпур Киасари родился в 1975 г. Получил магистерскую степень в области кинопроизводства в Университете радио и телевидения Ирана (кинорежиссура). Начал свою карьеру как режиссер, сценарист и продюсер в 2004 г. и создал более 65 документальных фильмов и телевизионных программ. Некоторые его работы: В ожидании Вас (2006), Топая к небесам (2007), Шажки по пути Аллаха (2008), Зеленые Тени I (2009), Святой Нагиб Алави (2011), Зеленые Тени II (2011), Нравственный интервал (2011), 30 лет жизни с сотней стихов (2014), С днем рождения (2013), Машти Исмаил (2014).


20.45


СТОЯНКА НА ДОРОГЕ ВЕТРА

Наталия Харламова

Россия, 2018, 60’

После смерти отца Белекмаа поселяется на его чабанской стоянке. Она переживает первую в своей жизни серьезную утрату и надеется увидеть отца хотя бы во сне до того дня, когда, по тувинскому обычаю, дух умершего накормят и проводят навсегда.

Наталия Харламова родилась в 1978 г. в Москве. В 2002 г. окончила факультет журналистики МГУ. Была ученицей фотографа и исследователя фотографии Александра Лапина. Несколько лет работала бильдредактором, а с 2009 г. начала заниматься собственными документальными фотопроектами. Автор нескольких выставок и победитель российских и международных фотоконкурсов. В 2017 г. окончила Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

 

 


30 ИЮНЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12


14.00


При поддержке посольства Франции и Французского Института в Москве

 

РЕМЕЙК «ЛЕТА»

Магали Брагар, Северина Энжольра

Франция, 2017, 96’

В течение лета в Париже и его пригородах два молодых режиссера пытаются снять ремейк Хроник одного лета, спустя пятьдесят лет после выхода культового фильма Руша и Морена. Нетривиальный портрет современной молодежи, как зеркальное отображение 1960-х, переосмысляющий вопросы cinéma vérité.

Магали Брагар и Северина Энжольра в 2003 г. окончили Университет Париж X – Нантер по специальности «визуальная антропология» (научный руководитель – Жан Руш).

 

 

 

В 2009 г. они сняли совместный короткометражный документальный фильм Домб. Обе преподают документальное кино, совместно задумали и организовали кинофестиваль на Западном берегу реки Иордан. Северина Энжольра является автором нескольких документальных и корпоративных фильмов. Магали Брагар помимо основной работы фотографирует для театра и прессы.

 

 

 

 


Организаторы фестиваля 2019 года:

МГУ им. М. В. Ломоносова

Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.