21 мая 2024, вторник, 00:37

07 октября 2018, 19:30

Зубы из Италии и пальцы из Польши

Фаланги пальцев из Темной пещеры
PAP - Jacek Bednarczyk

На прошедшей неделе стало известно о двух исследованиях, посвященных самым древним человеческим (в смысле представителей рода Homo) останкам, найденным в двух европейских странах. Фаланги пальцев ребенка были обнаружены несколько лет назад в ходе раскопок одной из пещер Малой Польши, но лишь теперь привлекли внимание ученых. Итальянские зубы были найдены еще в 1970-х годах, а теперь новое исследование определило у них неандертальские черты.

Раскопки в пещере Темной (Ciemna) вели совместно ученые из Ягеллонского университета в Кракове, Археологического музея Кракова и Института систематики и эволюции животных Польской академии наук. Кости, о которых идет речь, сначала были приняты за кости животных и лишь спустя несколько лет при разборе находок удалось определить, что они принадлежат древнему человеку. По словам профессора Павла Вальде-Новака (Paweł Valde-Nowak), найденные в пещере кости оказались самыми старыми останками человека в Польше, им около 115 тысяч лет. Предыдущий рекорд принадлежал трем коренным зубам из пещеры Стайня, возраст которых оценивается в 52 – 42 тысячи лет.

Раскопки в Темной пещере

Две косточки из Темной пещеры очень маленькие, длиной не более сантиметра каждая. Они представляют собой фаланги пальцев руки. Находку изучили антропологи Анита Щепанек (Anita Szczepanek) из Ягеллонского университета и Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе. Оба ученых пришли к выводу, что кости принадлежат неандертальскому ребенку возрастом пять – семь лет. Выводы антропологов подтверждаются стратиграфически. В слое, где были найдены кости, обнаружились также типичные каменные орудия неандертальцев. К сожалению, из-за плохой сохранности фаланг из них невозможно извлечь ДНК.

Исследователи обратили внимание на пористую поверхность костей. Множество отверстий делало ее похожие на сито. «Анализ показывает, что это результат прохождения через пищеварительную систему крупной птицы. Это первый подобный пример из ледникового периода», – говорит профессор Вальде-Новак. Ученые считают возможными два варианта событий. Во-первых, большая хищная птица вроде беркута могла напасть на живого ребенка. Во-вторых, возможно, птица-падальщик питалась останками умершего.

Неандертальцы появились в Польше около 300 тысяч лет назад. В южной части страны найдены тысячи их каменных орудий (север современной Польши был в то время покрыт ледником). Но вот костных останков неандертальцев удалось найти совсем немного: только пальцы из пещеры Темной и зубы из пещеры Стайня. Результаты раскопок в этом году опубликует Journal of Paleolithic Archaeology.

Работа ученых из Италии, Франции, Испании и Великобритании была посвящена находкам, сделанным четыре десятилетия назад. Стоянка Фонтана-Рануччио (Fontana Ranuccio), находящаяся в 50 километрах к юго-востоку от Рима, была открыта в 1970 году. Ее возраст, определенный калий-аргоновым методом, составляет около 450 тысяч лет. В Фонтана-Рануччио были найдены кости животных, несколько каменных орудий, а также четыре зуба представителя рода Homo: корень верхнего левого клыка, нижний левый резец, и два первых моляра – правый и левый.

Стоянка Висольяно (Visogliano), в 18 километрах к северо-западу от Триеста, открытая в 1972 году, датировалась при помощи электронного парамагнитного резонанса и уран-ториевого метода. Древнейшие ее слои имеют возраст от 380 до 520 тысяч лет, а слой, где были обнаружены зубы – 480-440 тысяч лет. В Висольяно были найдены фрагмент правой части нижней челюсти с корнями двух зубов (четвертого премоляра и первого моляра), пять отдельных верхнечелюстных зубов и еще три вероятных фрагмента зубов.

Вместе зубы из Фонтана-Рануччио и Висольяно представляют собой одни из древнейших находок останков Homo в Италии. Конкуренцию им могут составить лишь клык из Инсерния-ла-Пинета (в области Молизе), возраст которого недавно был определен в 583-561 тысячи лет, да череп «Человека из Чепрано» (описан в 2003 году как Homo cepranensis, скорее всего относится к виду Homo erectus, но с некоторыми чертами более позднего Homo heidelbergensis), возрастом от 430 до 385 тысяч лет.

Европейские гоминиды среднего плейстоцена, начиная с человека из Чепрано, выстраиваются в единую эволюционную линию, в которой постепенно нарастает количество и степень выраженности неандертальских черт. Поэтому представителей вида Homo heidelbergensis называют также пренеандертальцами, выделяя среди них ранних и поздних. К тому же виду иногда относят и более поздних протонеандертальцев, которые жили в конце среднего плейстоцена и стояли еще ближе к классическому неандертальскому облику.

Целью исследования было определить, насколько сильно проявлялись неандертальские черты у обладателей зубов из Фонтана-Рануччио и Висольяно. Конечно, картина была бы более полной, если бы в распоряжении ученых были и другие кости, но определенные выводы можно было сделать и по имеющимся зубам. К тому же, как показали исследования последних десятилетий, у европейских неандертальцев со временем возникали все более характерные особенности внутренней структуры зубов.

Результаты микротомографии зубов из Фонтана-Рануччио (FR) и Висольяно (Vis.)

Авторы работы применили рентгеновскую микротомографию высокого разрешения. И сравнили полученные результаты с зубами других древних людей, в первую очередь с находками пренеандертальцев из пещеры Сима-де-лос- Уэсос в горах Атапуэрка на севере Испании. В результате они подтвердили наличие у итальянских находок ранненеандертальских черт.

Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.